Ольга Саныгина
Планирование работы по развитию экологической культуры у старших дошкольников путем интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности.
Публикация «Планирование работы по развитию экологической культуры у старших дошкольников путем интеграции образовательных областей» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Экологические знания в детском саду дети получают не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, бесед, проведении опытов в лаборатории, в различных играх и изобразительной деятельности.
Цель: разработать перспективное планирование по развитию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через интегральные образовательные области.
Задачи:
1. Совершенствовать воспитательно - образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
2. Направлять активную деятельность дошкольников на осознанное сохранение природы.
3. Воспитывать любовь к живому и растительному миру.
4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
5. Развивать у детей познавательные интересы, наблюдательность, эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее).
Месяц Образовательные области Тема Цель
Сентябрь
Познание Целевая прогулка по участку детского сада. Обобщить первичные представления об осени; упражнять в узнавании деревьев, кустов в осеннем уборе по листьям, плодам, семенам.
Художественное творчество Рисование «Осенний парк»Учить создавать различные образы деревьев, кустов, трав с помощью техник:
печать листьями, набрызг, оттеск печатками.
Социализация Кроссворд «Что нам осень принесла?» Расширить знания детей о фруктах и овощах на нашем столе; развивать мышление, фантазию.
Художественное творчество Аппликация «Загадки с грядки»
Закрепить умение вырезать овалы и круги из бумаги, сложенной пополам, с закруглением уголков; развивать эстетическое восприятие и чувство композиции.
Октябрь
Коммуникация Беседа «Осень золотая» [/b]
Сформировать у детей представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе; воспитывать любовь к осенней природе.
Познание Опыт с кошкой. Определить, хорошо ли развито обоняние у кошки; выяснить, как она линяет; воспитывать любовь к животным.
Социализация Дидактическая игра «Всякому овощу свое время». Закрепить знания детей о созревании овощей в нашей местности; воспитывать уважение к овощеводам.
Художественное творчество Лепка предметная из соленого теста «Осенний натюрморт».
Формировать умения создавать объемные композиции (натюрморты) из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приемы лепки). Развивать композиционные умения.
Ноябрь
Коммуникация Ситуация общения «Как обитатели леса готовяться к зиме»
Закрепить и расширить знания детей о диких животных; развивать умение мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Художественное творчество Рисование
«Снегири на ветке рябины»
Учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей,отображающих главные признаки птиц; проявлять творчество в создании художественного образа.
Социализация КВН «Осенний»
Обобщать и систематизировать знания детей о существенных признаках осени: температурные условия, явления природы. Использовать полученные знания в играх, рисовании. Поддерживать интерес к явлениям живой природы.
Художественное творчество Аппликация «Царство диких зверей»
Формировать умения выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки.
Декабрь
Познание Рассматривание картины К. Юон «Волшебница-зима»
Закрепить представления о характерных признаках зимы; воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, обогащать словарь детей.
Художественное творчество Рисование «Волшебные снежинки» (краски зимы)
Формировать умение строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях. Использовать в узоре разнообразные линии форм и растительные элементы.
Чтение художественной литературы Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Обобщить знания о зиме, о месяцах; развивать у детей эстетическое и нравственное отношение к природе и окружающим.
Художественное творчество Аппликация с элементами конструирования «Елочка-красавица» (новогодняя открытка) Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз. Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объемными элементами.
Январь
Познание Просмотр слайдов «Времена года». с чтением стихотворения Есенина «Белая береза».
Углублять и обобщать знания о природных явлениях; пробудить эстетические впечатления у детей, связанные с красотой русской природы.
Художественное творчество Рисование с элементами аппликации «Белая береза под моим окном»(зимний пейзаж).
Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. Формировать умение сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны (аппликация) и стройного ствола с тонкими гибкими ветками (рисование).Развивать чувство цвета.
Социализация Развивающие игры: «Где чей дом?» «Кто что делает зимой?».
Углублять знания детей о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых; о зависимости между зимними явлениями природы и жизнью живых существ.
Художественное творчество Лепка из пластилина или соленого теста «Снежный кролик»
Продолжать формировать умение детей создавать выразительные образы конструктивным способом. Закрепить приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
Февраль
Познание Беседа «Зимние развлечения». С музыкальным сопровождением П. Чайковский «Времена года».
Расширять представление приспособленности человека к жизни зимой, природе, умение чувствовать красоту русской зимы.
Художественное творчество Лепка сюжетная «Зимние забавы».
Продолжать формировать умения передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног); соотносить части тела по величине и пропорциям. Развивать глазомер синхронизировать работу обеих рук.
Познание Опыты:
- Защитные свойства снега,
- Таяние замерзшей воды. Расширить знания детей о свойствах снега, и уточнить, что скорость таяния зависит от температуры.
Художественное творчество Моделирование игрушек из ваты и бумаги. «Снегири и яблочки»
Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве.
Март
Познание Ситуация общения «Весна пришла»
Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны; закрепить знания о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.
Художественное творчество Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка). «Весеннее небо».
Создавать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Закрепить умения изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Развивать творческое воображение.
Чтение художественной литературы Чтение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
Расширить знания детей о весенних изменениях в природе. Закрепить знания о сезонных изменениях (в период таяния льда и снега). Воспитать любовь
Художественное творчество Лепка сюжетная на зеркале или фольге (с отражением) «Дедушка Мазай и зайцы».
Формировать у детей умение составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Закрепить умение передавать движения (наклон и поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев. Развивать чувство композиции.
Апрель
Социализация Творческая игра магазины: «Семена», «Цветы».
Расширять знания детей о растениях. Уточнить представление о последовательности роста и развития растения. Закрепить знания о труде взрослых в весенний период.
Художественное творчество Аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники».
Совершенствовать аппликативную технику- -составлять цветок из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения. Формировать композиционные умения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Познание Беседа «Космос. Вселенная. Звезды» с просмотром фильма «Планеты».
Уточнять и расширять представления детей о космосе, подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение, воспитать уважение к труду космонавта.
Художественное творчество Рисование «Космический сон».
Предложить детям самостоятельно выбирать и выполнять различные виды космического пейзажа, транспорта или инопланетян. Развивать воображение, фантазию, наблюдательность. Продолжать осваивать смешанную технику рисования (восковые мелки, акварельные краски).
Познание Ситуация «Корабль пустыни».
Расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни; развивать фантазию, воображение, активизировать мыслительную деятельность; воспитывать экологическую культуру.
Художественное творчество Лепка «Животный мир пустыни».
Активизировать умение варьировать разные приемы работы, с целью создания выразительного образа.
Закрепить знания детей о животном мире; развивать фантазию, сообразительность, мышление.
Май
Социализация Кроссворд «Загадка»
Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях; о животном и растительном мире; развивать фантазию, сообразительность, мышление.
Художественное творчество Аппликация силуэтная симметричная
«Нарядные бабочки»
Формировать умения детей вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и украшать по своему желанию. Музыкально-художественное Развлечение «Весна – красна».
Обобщить представления о весне, о растительном мире, о диких и домашних животных; воспитывать любовь к природе; закрепить умение выразительно читать стихи, петь песни, танцевать; создать эмоциональное настроение у детей.
Художественное творчество Рисование-фантазирование с элементами
детского дизайна «Чем пахнет лето?»
Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы, Обогатить межсенсорные связи (цвет+ форма+запах). Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве.
Литература:
1. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С. Н. Николаева Москва 2005г.
2. «Экологическое воспитание дошкольников» Н. С. Голицына Москва 2006 г.
3. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л. Г. Горькова А. В. Кочергина Л. А. Обухова Москва 2008 г
4. «Любовь к природе воспитываем с детства» С. Н. Николаева Москва 2004г.
5. «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова Москва 2006 г.
6. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство».