сухобокова ольга
Перспективное планирование по развитию речи в младшей разновозрастной группе. Часть 1
Перспективное планирование
Организованной образовательной деятельности
По программе «От рождения до школы» Образовательная область «Речевое развитие»
Младшая разновозрастная группа (от 2 до 4 лет)
2-3 года 3-4 года
2 занятия в неделю 1 занятие в неделю
8 занятий в месяц 4 занятия в месяц
72 занятия в год 36 занятий в год
2017-2018
Сентябрь
Публикация «Перспективное планирование по развитию речи в младшей разновозрастной группе, Часть 1» размещена в разделах
Планируемый результат : отвечает на простейшие вопросы, сопровождает игровые действия речью. Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).
Дата периода
Тема периода
Тема ООД Интеграция образовательных областей
1-я – 2-я недели
3-я – 4-я недели Детский сад
Осень 1-я неделя
Занятие 1
Тема: «Путешествие по территории участка»
Задачи(2-3 г.) : приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их. (с. 26 В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : Активизировать словарь по теме за счет слов: цветы, поляна, трава, желтые серединки, бабочки, жуки, кузнечики; учить отвечать на вопросы короткими предложениями, используя предлог на.
Занятие 2
Тема: «Путешествие по комнате»
Задачи(2-3 г.) : приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать). (с. 28 В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
2-я неделя
Занятие 3
Тема: «Про девочку Машу и Зайку - Длинное Ушко» (игра – инсценировка)
Задачи(2-3 г.) : помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой). (с. 29 В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : рассматривание фотографий мам, беседа о них. Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка» (рассказать, как лучше вечером встретить мамочку, что сказать ей). Сюжетная игра с постройками из строительного материала и маленькими игрушками – персонажами.
Занятие 4
Тема: Чтение немецкой народной песенки «Три весёлых братца».
Задачи(2-3 г.) : формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говориться в тексте песенки. (с. 32 В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
3-я неделя
Занятие 5
Тема: Одевание куклы на прогулку. Рассматривание кукольной одежды.
Задачи(2-3 г.) : уточнить представление об одежде, о назначении вещей; способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; активировать словарь по теме. (с. 108 «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой)
Задачи(3-4 г.) : способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; активизировать словарь по теме.
Занятие 6
Тема: Чтение сказки «Репка». Дидактическое упражнение «Кто что ест?», скажи «а».
Задачи(2-3 г.) : напомнить детям сказку «Репка»; вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (мышка грызёт корочку хлеба, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчётливо произносить звук «а», небольшие фразы. (с. 33 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
4-я неделя
Занятие 7
Тема: Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит».
Задачи(2-3 г.) : с помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительное упражнение для развития речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением-загадкой, совершенствовать речевой слух.
(с. 42 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : рассматривание картинки петуха, курицы с цыплятами, кошки, утки, коровы. Чтение стихотворения А. Барто «Кто,как кричит?». Вопросы: кто кричит «ку-ка-ре-ку»? кто кудахчет?кто мурлычет? Кто говорит «му-у,му-у,молока кому?».
Занятие 8
Тема: «Листопад, листопад, листья жёлтые летят…»
Задачи(2-3 г.) : дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев. (см. О. А Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада») Социально – коммуникативное развитие.
Музыкальное развитие.
Познавательное развитие. Физическое развитие.
Октябрь
Планируемый результат : отвечает на вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Сопровождает речью игровые действия. Может по просьбе взрослого рассказать об изображённом на картинке, об игрушке. Использует речь как полноценное средство общения с другими детьми, со взрослыми.
Дата периода
Тема периода
Тема ООД Интеграция образовательных областей
1-я – неделя
2-я – 4-я недели
Осень
Я в мире человек
1-я неделя
Занятие 9
Тема: Чтение рассказа Л. Н Толстого «Был у Пети и Миши конь»
Задачи(2-3 г.) : совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения. (с. 37 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : Чтение рассказов Л. Н. Толстого. «Спала кошка на крыше», «Был у Пети и Маши конь». Инсценировка рассказа Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше» с помощью игрушечных кошки и птички. Игра «Подуем на листочек». Формировать активный словарь детей.
Занятие 10
Тема: Игры и упражнения на звукоподражание (звук «у»). Чтение песенки «Разговоры»
Задачи(2-3 г.) : закрепить правильное произношение звука «у» (изолированного и в звукосочетании). (с. 37 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
2-я неделя
Занятие 11
Тема: Рассматривание картины «Спасаем мяч»
Задачи(2-3 г.) : учить детей понимать, что изображено на картине; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи. (с. 38 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : упражнение в отчётливом произнесении звуков «а», «и». Рассматривание картинок с изображением знакомых детям предметов.
Занятие 12
Тема: Рассматривание картины «В песочнице»
Задачи(2-3 г.) : учить детей понимать, что изображено на картине; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи. (с. 40 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
3-я неделя
Занятие 13
Тема: Дидактическая игра «Кто пришёл? Кто ушёл?». Чтение потешки «Наши уточки с утра…»
Задачи(2-3 г.) : совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке. (с. 41 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : инсценировка потешки (дети проговаривают). Звукосочетания «кря-кря», «га-га-га» и др. дети повторяют вслед за воспитателем. Дидактическая игра «Кто пришёл, кто ушёл?
Занятие 14
Тема: Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки).едем на автобусе.
Задачи(2-3 г.) : учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части : кабину, руль, кузов, колёса, окна. Развивать внимание и речь детей. (с. 179 «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой)
4-я неделя
Занятие 15
Тема: Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение русской народной потешки «Пошёл котик на торжок…»
Задачи(2-3 г.) : закрепить умение детей объединять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой «Пошёл котик на торжок…». (с. 43 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : чтение р. н. потешки «Пошёл котик на Торжок». Дидактическое упражнение с разноцветными кирпичиками и кубиками
Занятие 16
Тема: Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками.
Задачи(2-3 г.) : упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, синий, жёлтый, выполнении заданий воспитателя («сделай так-то», рассчитанных на понимание речи и её активизацию. (с. 44 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Социально – коммуникативное развитие.
Музыкальное развитие.
Познавательное развитие. Физическое развитие.
Ноябрь
Планируемый результат : в самостоятельной игре сопровождает речью свои действия. Принимает устную речь как полноценное средство общения с другими детьми, взрослыми. С интересом рассматривает сюжетные картинки, может рассказать о том, что на них изображено.
Дата периода
Тема периода
Тема ООД Интеграция образовательных областей
1-я – 4-я недели
Мой дом
1-я неделя
Занятие 17
Тема: Чтение сказки «Козлятки и волк»
Задачи(2-3 г.) : познакомить детей со сказкой «Козлятки и волк» (в обр. К. Ушинского, вызвать желание поиграть в сказку. (с. 44 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : познакомить с содержанием сказки. Учить слушать сказку без наглядного сопровождения. Учить разнообразным играм с куклой, возможности разговаривать с игрушкой.
Занятие 18
Тема: Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»
Задачи(2-3 г.) : рассказать детям о том, как лучше встретить маму вечером, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку).
(с. 45 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
2-я неделя
Занятие 19
Тема: Рассматривание картины «Таня и голуби»
Задачи(2-3 г.) : помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы.
(с. 47 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : рассматривание содержание картины, развивать навыки внимательного слушания и отвечать на вопросы старших.
Занятие 20
Тема: Рассматривание картины «Делаем машину»
Задачи(2-3 г.) : помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы.
(с. 48 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
3-я неделя
Занятие 21
Тема: Рассказывание без наглядного сопровождения «Скоро-скоро Новый год». Дидактические игры на произношение звуков м – мь, п – пь, б – бь. Дидактическая игра «Кто ушёл? Кто пришёл?»
Задачи(2-3 г.) : учить детей внимательно слушать рассказ воспитателя; формировать умение чётко произносить звуки м – мь, п – пь, б – бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание. (с. 52 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : уточнить и обогатить представления о предстоящем событии - новогоднем празднике; учить внимательно рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания, активизировать словарь по теме «Новогодний праздник».
Занятие 22
Тема: Рассматривание картинки «Прятки у новогодней ёлочки».
Задачи(2-3 г.) : помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы.
(с. 47 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
4-я неделя
Занятие 23
Тема: Рассматривание новогодних игрушек. Дидактическое упражнение «Выше – ниже, дальше – ближе».
Задачи(2-3 г.) : учить детей аккуратному обращению с новогодними играшками; упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначения; развивать память. (с. 49 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : расширить представление детей о новогоднем празднике, украсить ёлочку игрушками, активизировать словарь детей словами: новогодние игрушки, хлопушки, гирлянда и т. д.
Занятие 24
Тема: Рассматривание картин из серии «Новогодний праздник». Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал ” Мяу”?».
Задачи(2-3 г.) : продолжать приучать детей рассматривать картинки и составлять небольшие по содержанию рассказы; познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки. (с. 53 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада») Социально – коммуникативное развитие.
Музыкальное развитие.
Познавательное развитие. Физическое развитие.
Декабрь
Планируемый результат : отвечает на вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Сопровождает речью игровые действия. Может по просьбе взрослого рассказать об изображённом на картинке, об игрушке. Использует речь как полноценное средство общения с другими детьми, со взрослыми.
Дата периода
Тема периода
Тема ООД Интеграция образовательных областей
1-я – 4-я недели
Новогодний праздник
1-я неделя
Занятие 25
Тема: Дидактическая игра «Украсим кукле комнату к новогоднему празднику». Дидактические упражнения на произношение звуков д, дь.
Задачи(2-3 г.) : упражнять детей в правильном назывании новогодних украшений, учить чётко и правильно произносить звукоподражательные слова; развивать речь и память детей. (с. 62 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : уточнить и обогатить представления о предстоящем событии - новогоднем празднике; учить внимательно рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания, активизировать словарь по теме «Новогодний праздник».
Занятие 26
Тема: Беседа «Что такое Новый год». Дидактическое упражнение на произношение звука ф. Дидактическая игра «Далеко – близко».
Задачи(2-3 г.) : укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить произносить звукосочетание с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко – близко) и использовать в речи соответствующие слова.
(с. 54 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
2-я неделя
Занятие 27
Тема: Рассматривание игрушек (Дед Мороз и Снегурочка). Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке «Кто сказал ” Мяу”?». Повторение песенки «Пошёл котик на торжок…»
Задачи(2-3 г.) : познакомить детей с персонажами новогоднего праздника; приучать детей рассматривать рисунки в книжках; рассказывать им о сверстниках, которые внимательно рассматривают иллюстрации. Повторить с детьми народную песенку «Пошёл котик на торжок…». (с. 55 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : знакомство детей с Дедом морозом и Снегурочкой. Игра «Весело, весело встретим новый год»
Занятие 28
Тема: Рассматривание новогодней ёлки. Дидактическая игра «Подбери пёрышко».
Задачи(2-3 г.) : продолжать учить детей рассматривать предметы новогоднего праздника; учить детей различать и называть красный, жёлтый, зелёный цвета; повторять фразы вслед за воспитателем. (с. 56 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
3-я неделя
Занятие 29
Тема: Рассказывание новогодних стихотворений. Рассматривание картины «Катаем шары». Дидактическая игра «Прокати шарик в ворота».
Задачи(2-3 г.) : учить детей выразительному чтению стихотворений, приготовленных к празднику, рассматривать картину, радоваться изображённому, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, делать простейшие выводы.
(с. 57 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : Рассматривание новогодних картинок. Разучивание с детьми детских стихотворений к Новому году.
Занятие 30
Тема: Рассматривание картины «В гостях у новогодней ёлки».
Задачи(2-3 г.) : учить детей рассматривать картину, радоваться изображённому, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, делать простейшие выводы, развивать память и внимание детей.
(с. 58 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
4-я неделя
Занятие 31
Тема: Рассматривание картины «Дед Мороз»
Задачи(2-3 г.) : учить детей рассматривать картину, радоваться изображённому, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, делать простейшие выводы.
(с. 59 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада») .)
Задачи(3-4 г.) : рассматривание новогодних картинок. Разучивание с детьми детских стихотворений к Новому году.
Занятие 32
Тема: Дидактические упражнения и игры на произношение звука к. Чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси»
Задачи(2-3 г.) : учить детей правильно и отчётливо произносить звук к, способствовать развитию голосового аппарата; активизировать словарь. Познакомить детей с новым художественным произведением. (с. 59 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Социально – коммуникативное развитие.
Музыкальное развитие.
Познавательное развитие. Физическое развитие.
Январь
Планируемый результат : может по собственной инициативе рассказать об игрушке, о событии из личного опыта. Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Сопровождает речью игровые действия. Использует речь как полноценное средство общения с другими детьми, со взрослыми.
Дата периода
Тема периода
Тема ООД Интеграция образовательных областей
1-я – 4-я недели
Зима
1-я неделя
Занятие 33
Тема: Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы».
Задачи(2-3 г.) : уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь по теме «Зима».(с. 122 Комлексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой)
Задачи(3-4 г.) : составление рассказа по сюжетным картинкам.
Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, рассказывать о зимних забавах, сравнивать предметы.
Занятие 34
Тема: Игра «Кто позвал?». Дидактическая игра «Это зима?».
Задачи(2-3 г.) : учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу. Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено. (с. 61 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
2-я неделя
Занятие 35
Тема: Рассказывание без наглядного сопровождения «Зимушка-зима».
Задачи(2-3 г.) : развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращённом и полном варианте. (с. 61 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Задачи(3-4 г.) : познакомить детей с зимой; обратить внимание детей на особенности зимнего неба, на то, что солнце светит во все времена года; формировать общее представление о признаках зимы.
Занятие 36
Тема: Игра-ситуация «Лошадки бегут по снегу».
Задачи(2-3 г.) : закреплять знания детей о домашних животных в зимнее время; побуждать детей к двигательной импровизации; развивать интонационную выразительность речи. (см. Н. Ф Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада».)
3-я неделя
Занятие 37
Тема: Игра-ситуация «Хлопья снежные кружат».
Задачи(2-3 г.) : познакомить детей с новым зимним явлением-снегопадом; развивать чувство ритма, умение пользоваться интонацией; учить пересказывать знакомую сказку; развивать двигательную активность детей. (см. Н. Ф Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.»)
Задачи(3-4 г.) : обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое,рассмотреть рисунки зимнего пейзажа под музыку «Зима».
Занятие 38
Тема: Игра-ситуация «Метели зашумели».
Задачи(2-3 г.) : познакомить детей с новым зимним явлением-метелью; учить детей вслушиваться в интонацию голоса воспитателя и подражать ей, пересказывать сюжет знакомой сказки. Развивать двигательную активность детей. (см. Н. Ф Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.»)
4-я неделя
Занятие 39
Тема: Игра-ситуация «Котик простудился».
Задачи(2-3 г.) : познакомить детей с зимними заболеваниями; вовлекать детей в ролевое взаимодействие, приобщать к драматизации на основе русского фольклора, развивать поэтический слух. (см. Н. Ф Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.»)
Задачи(3-4 г.) : уточнить знания о зимних заболеваниях, формировать эстетическое отношение к окружающей природе, обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Зима».
Занятие 40
Тема: Повторение материала.
Задачи(2-3 г.) : повторить то занятие, материал которого вызвал затруднение у детей. (с. 66 В. В Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»)
Социально – коммуникативное развитие.
Музыкальное развитие.
Познавательное развитие. Физическое развитие.