Мария Баранова
Перспективное планирование по развитию речи во второй младшей группе
О. С. Ушакова сентябрь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
диагностика диагностика «Рассматривание игрушек – поезда, коровы, кукушки, петуха»
Цель: подвести к составлению короткого описательного рассказа об игрушке; учить правильно называть приметы, их отдельные части, качества;
уточнить и закрепить правильное произношение звука (У) (в словосочетаниях, словах); учить долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком.
(Ушакова О. С. с. 18)
Цикл стихотворений
А. Барто.
Публикация «Перспективное планирование по развитию речи во второй младшей группе» размещена в разделах
Цель: вызвать желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии.
(Ушакова О. С. с.)
октябрь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Описание игрушек – котенка, жеребенка, мышонка»
Цель:
Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем небольшой (2-3предл.)
рассказ об игрушке;
Словарь и грамматика: учить образовывать наименования детенышей животных; объяснять значение слов, образов. от суффикса-онок;
ЗКР: учить различать слова с противоположным значением; уточнить и закрепить правильное произношение со звука (И). Учить регулировать высоту голоса.
(Ушакова О. С. с. 20) Стихотворение В. Мировича «Листопад».
Цель: учить интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; закреплять умение подбирать определения к заданному слову; привлекать к выражению своих впечатлений в рисунках и движениях.
(Ушакова О. С. с.) «Описание внешнего вида куклы Оли»
Цель: учить рассматривать предметы, сформировывать умение отвечать на вопросы воспитателя; составлять с помощью него описательный рассказ; учить определять цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать сущ. и прилаг. в роде, числе. ; уточнить и закрепить правильное произношение зв. (О); обратить внимание на наличие зв. (О) в словах.
(Ушакова О. С. с. 25)
Стихотворения о животных.
Цель: учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи. Стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.
(Ушакова О. С. с.)
ноябрь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
«Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем»
Цель: учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ; учить правильно называть игрушки, их качества (цвет, величина, формировать умение использовать слова с противоположным значением, согласовывать сущ. и прилаг. в роде, числе. ; уточнить и закрепить правильное произношение зв. (Э, обратить внимание на слова с этим звуком.
(Ушакова О. С. с. 29) Малые фольклорные формы, загадки, потешки.
Цель: уточнить представление о загадках; познакомить с жанром потешки;
учить отгадывать описательные загадки; интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка»; заучить наизусть потешку котик.
(Ушакова О. С. с.) «Описание игрушек- козлика, ослика, парохода»
Цель: учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке;
показать образование формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай, познакомить с антонимами; закрепить
(Ушакова О. С. с. 35) Русская народная сказка «Репка».
Цель: помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели;
учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.
(Ушакова О. С. с.)
декабрь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
«Пересказ сказки «Репка»
Цель: учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»;
учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре названия детенышей животных; закреплять правильное произношение звука (М, учить дифференцировать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса.
(Ушакова О. С. с. 38) Сказка К. Чуковского «Цыпленок».
Цель: учить подбирать определения к заданному слову, находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой.
(Ушакова О. С. с.) Описание предметов одежды куклы Оли»
Цель:
Связная речь: учить составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением;
словарь и грамматика: учить правильно называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет;
звуковая культура речи : закрепить правильное произношение звуков (П)-(П'); учить отчетливо и достаточно громко произносить слова с этими звуками. Обратить внимание на наличие (П) в словах.
(Ушакова О. С. с. 40) Русская народная сказка
«Теремок».
Цель: учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.
(Ушакова О. С. с.)
январь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
«Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке»
Цель:
Связная речь: учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке;
словарь и грамматика: учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов (поскачи, поезжай); использовать предлоги в, на, под, около, перед.
звуковая культура речи : закреплять правильное произношение (Б)-(Б', учить различать на слух звучание музыкальных инструментов: барабана, бубна, балалайки.
(Ушакова О. С. с. 43) Стихотворение Е. Благининой «Прилетайте»».
Цель: учить эмоционально рассказывать наизусть стихотворение, передавая побудительную и вопросительную интонацию; активизировать лексику по теме: «Птицы зимой»
(Ушакова О. С. с.) Описание кукол Даши и Димы»
Цель:
Связная речь: учить детей составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы по величине, используя прилагательные большой, маленький, согласовывать сущ. с прилаг. в роде.
ЗКР: закреплять произношение звуков (Д)- (Д')
(Ушакова О. С. с. 49).
Сказка К Чуковского «Мойдодыр».
Цель: учить осознавать тему, содержание поэтического произведения; вызвать желание запомнить и выразительно воспроизводить четверостишия.
(Ушакова О. С. с.)
февраль
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Проведение игры «Что в мешке у Буратино».
Цель:
Связная речь: учить правильно употреблять в речи названия качеств предметов (величина Ю цвет); отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ;
Словарь и грамматика: упражнять в образовании форм родит. падежа множ. числа сущ. -х с прилагательными в роде, числе.
ЗКР: закреплять правильное произношение звуков (Н)и (Н'). в словах.
(Ушакова О. С. с. 52) Русская народная сказка «Маша и медведь»
Цель: учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.
(Ушакова О. С. с.) «Составление описательного рассказа о животных по картинкам».
Цель:
Связная речь. Учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух-трех предложений.
Словарь и грамматика: Закреплять в речи названия знакомых животных, игрушек, их качеств (цвет, величина, детали);
ЗКР: закреплять правильное произношение звуков (Т-Т', Д-Д', Н-Н'); учить говорить с разной силой голоса; обратить внимание детей на вопросительную интонацию. действия. (Ушакова О. С. с. 55) Сказка Л. Толстого «Три медведя»
Цель: учить эмоционально, внимательно относится к образному слову; помочь усвоить содержание сказки с помощью моделирования.
март
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
«Проведение игры «У Кати день рождения».
Цель:
Связная речь: учить составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках;
ЗКР. Закреплять правильное произношение звуков К, Г, Х, К', Г', Х');учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.
(Ушакова О. С. с. 63)
Стихотворение М. Клоковой «Зима прошла».
Цель: учить интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение.
(Ушакова О. С. с.) «Описание овощей и фруктов».
Цель:
Связная речь. Учить составлять описание предмета.
Словарь и грамматика: упражнять в соглосов. сущ. ,прилаг., местоимений в роде, числе; активизир. в
речи прилаг. (в том числе антонимы)
ЗКР. Закреплять правильное произношение звуков в-вь; учить произносить этот звук длительно, на одном выдохе. (Ушакова О. С. с. 72) Русская народная сказка «Козлятки и волк»
Цель: учить интонационно выразительно передавать характеры персонажей при воспроизведении их песенок; используя стуктурно-логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему; активизировать глагольную лексику.
(Ушакова О. С. с.)
апрель
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Пересказ сказки «Козлята и волк».
Цель:
Связная речь. Учить пересказывать вместе с воспитателем сказку.
ЗКР: приучать отчетливо и правильно произносить звук (С, изолированный и в словах.
(Ушакова О. С. с. 77). Малые фольклорные формы.
Цель: продолжать знакомить с потешками, учить запоминать и выразительно рассказывать потешку, находить картинки, соответствующие отгадкам на загадки; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
(Ушакова О. С. с.) «Описание предметов посуды».
Цель:
Связная речь. Учить детей составлять совместно со взрослым короткий рассказ.
Словарь и грамматика. Учить правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представление об их функции, знакомить с производными словами (сахар-сахарница)
ЗКР. Закреплять правильное произношение звука с, учить определять на слух наличие и отсутствие данного звука в словах. (Ушакова О. С. с. 78).
Рассказ в стихах «Неприятный случай», сказка «Как лечили петуха»А. Крылова, рассказ М. Пришвина «Ёж».
Цель: учить воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста.
(Ушакова О. С. с.)
май
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Называние предметов мебели Употребление пространственных предлогов.
Цель:
Связная речь. Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ.
ЗКР: учить называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному употреблению формы родительного падежа существительных (ручки-ручек)
ЗКР: закреплять правильное произношение звуков (С-С', учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью.
(Ушакова О. С. с. 81).
Ю. Мориц «Веселая лягушка»
Цель: развивать умение слушать вместе с группой сверстников чтение воспитателя, рассматривать книжки с яркими иллюстрациями; воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, внимание и усидчивость. (Ушакова О. С. с.)
диагностика диагностика