Светлана Халитова
Перспективное планирование по опытно экспериментальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по опытно экспериментальной деятельности дошкольников
Месяц/ Тема занятия Материал Ход занятия Интеграция образовательных областей
Сентябрь – Ноябрь: Организационно - ознакомительный период
Ноябрь: Блок «Экспериментирование с песком и глиной»
1 неделя.
Темы:
«Песочный конус, «Своды и тоннели»
Публикация «Перспективное планирование по опытно экспериментальной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Сухой чистый песок, маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, песочные часы, лупы, глина, дощечки, палочки, мерные стаканчики, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки, трубочки из бумаги, карандаш.
Опыт №1
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплавы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).
Опыт №2
Предложить детям вставит карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми. «Познание» (ФЭМП) измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки
2 неделя.
Песок и глина – наши помощники.
Цель: Дать представление о свойствах песка и глины, о том, как человек их использует.
Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов Песок, тетрадные листы, песочные часы, бумажные трубочки, карандаши, лупы, банка, кружка, резиновая трубочка.
Взрослый предлагает провести опыты с песком и глиной, узнать, какие свойства они имеют; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость. «Художественно-эстетическое развитие» :
1. Рассматривание изделий из глины.
3 неделя.
Сухая и влажная почва.
Цель: Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований. Две стеклянные баночки – одна с сухой, другая с влажной почвой, лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши на каждого ребенка. Воспитатель предлагает провести эксперименты с почвой и сделать выводы: сухая почва - рассыпчатая, жесткая, не содержит влагу, трескается, в ней появляется пустоты; влажная почва - мягкая, липкая, из нее происходит испарение в воздух; она пропускает воду. «Художественно-эстетическое развитие» :
«Сказочный замок» - лепка из мокрого песка.
4 неделя.
«Ветер и песок»
«Песочные часы»
Цель:
Закрепить свойства песка. Уточнять представления о свойствах песка, о работе песочных часов, о правилах безопасности при работе с песком.
Развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Сухой чистый песок, маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, песочные часы, лупы, палочки, мерные стаканчики, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки, трубочки из бумаги, карандаш.
Опыт №1
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т. к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
Опыт№2
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать «Социализация» :
Игра «Песчаный дождик» (рассматриваем свойства сухого песка) .
Работа с родителями 1. Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперименты.
2. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.
3. Подбор с родителями пословиц и поговорок о растениях.
Консультация для родителей Консультация «Планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста по экспериментированию»
Декабрь: Блок «Волшебница вода»
1 неделя.
Путешествие к морю.
Цель: Активизировать знания детей о растворимости соли, развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Тазы для воды, соль (крупная и мелкая, вода (горячая и холодная, ложки, яйцо (по одному на подгруппу, фотографии и иллюстрации о море. Взрослый предлагает приготовить детям соленую воду, дети, проделав опыт, делают выводы: быстрее растворяется мелкая соль, соль растворяется в теплой воде, в соленой воде легче плавать.
2 неделя.
Вода – чудо природы.
Цель: Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе, опытом доказать, что в природе происходит круговорот воды. Плакат “Круговорот воды в природе”;
емкости для воды, спиртовка, пробирки;
сыпучие вещества: соль, сахар, крахмал;
растительное масло;
гуашь, кисточки, палитра, мольберт, цветная бумага;
предметные картинки, ножницы;
фильтры, воронки, природный материал (речной песок, тряпочки, промокательная бумага).
Дети наливают в стакан из тонкого стекла немного воды и ставят его над пламенем спиртовки. Когда вода закипит и над ней начнёт собираться пар, закрывают стакан блюдцем, нальют в блюдце холодной воды (кусочки льда). Наблюдают, что происходит в стакане. На дне блюдца пар будет охлаждаться, и превращаться в капли воды. Образовавшиеся капли будут падать вниз в воду.
Что же происходит в стакане?
«Художественно-эстетическое развитие» :
Тема: «Путешествие капельки» (рисование по- мокрому) .
«Социализация» :
1.«Будем учиться заваривать чай» ;
2. «Купание куклы Аришки».
«Коммуникация» :
2. Беседа по рассказу «Как люди речку обидели».
3 неделя.
Вода – источник жизни.
Цель: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.
Развивать речь, мышление, любознательность.
Воспитывать экологическую культуру.
Воспитывать аккуратность при работе. Прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Дети во время опытов выясняют, «Какую форму имеет вода?», «Есть ли цвет у воды?», «Есть ли вкус у воды?», «Вода является растворителем?» Коммуникация» :
«Течет река» (стих Б. Заходер)
«Художественно-эстетическое развитие» :
«Разноцветные капельки» (опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками).
4 неделя.
Волшебная капля – вода.
Цель:
Способствовать уточнению и закреплению представлений о свойствах воды: прозрачность, бесцветность, испаряемость, текучесть.
Развивать умения рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой. Рисунок капельки, листочки с капельками воды (кляксография); Дети проводят опыты с водой, в ходе которого выясняют, что вода бывает теплой, горячей, холодной; чтовода прозрачна; что вода жидкая, может течь; проводят опыты «Фильтрование воды». «Художественно-эстетическое развитие» :
1. Аппликация
Тема: «Снежинка»;
2. Изготовление альбомов с иллюстрациями: «Мир воды»;
3.»Делаем цветные льдинки».
«Коммуникация» :
Выучить стихотворение
«У сестренки у Маринки»
Работа с родителями 1. Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
Работа с воспитателями Семинар практикум «Структура детского экспериментирования»
Январь: Блок «Волшебница вода»
2- 3 неделя.
Разноцветные сосульки.
Цель:
Реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности
Вода, формы для замораживания льда, краски, нитки Взрослый вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед) и напоминает о зимних праздниках. Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки. Выслушав все предположения, вместе с детьми составляет алгоритм действий: взять форму – опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска для сосульки) – подкрасить воду акварелью – залить в приготовленные формочки – вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели.
«Художественно-эстетическое развитие» :
1.«Делаем цветные льдинки»;
2. Конструирование из снега «Торт украшенный льдтнками».
«Коммуникация» :
1. Презентация на тему
«Эта волшебница вода»;
2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»;
3. Придумай продолжение русской народной сказки «Снегурочка».
4 неделя.
Как измерить тепло?
Цель:
Выявить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема – при сжатии, охлаждении).
Ведерки с водой разной температуры, пузырек, наполненный водой, со стержнем, вставленным в крышку и заполненным мыльным раствором Дети обращают внимание на ведерки с водой. Взрослый спрашивает, как узнать, где горячая, где теплая, где холодная вода (надо потрогать воду, потрогать ведерки, так как они от горячей воды нагреваются; посмотреть, есть ли пар – он будет подниматься от горячей воды). Затем дети проводят опыт. Согревают в руках флакон со стержнем. Наблюдают, что происходит (вначале мыльные пузыри выходят из стержня; через некоторое время, когда флакон согрелся, выделение пузырьков прекращается, так как вода перестала расширяться и выдавливать из стержня мыльный раствор; пузырек стал таким же теплым, как руки, и больше не согревается). Взрослый предлагает определить, как, пользуясь пузырьком, найти теплую воду (поместить пузырек в горячую – мыльные пузырьки вновь активно выделяются). Выяснить. Подходит ли эта вода (нет, если вода опять выталкивает пузырьки, значит, она нагрелась и стала занимать больше места, т. е. в ведерке вода горячее, чем нужно). Помещают пузырек в другое ведерко: пузырьки не выходят, вода из стержня опустилась к самой крышке, стала занимать меньше места. Уточняют, почему так происходит (в ведерке холодная вода, холоднее, чем нужно, так как при охлаждении вода занимает меньше места). «Художественно-эстетическое развитие»
1. «Речка, которую я видел», 3.«Что увидела речка», «Веселая (грустная) речка»;
«Коммуникация» :
1.«Федорино горе» К. И. Чуковский (чтение сказки);
2.«Как Вася ловил рыбу» Н. Калинина
5 неделя.
Снег и лед.
Познакомить детей такими явлениями, как снег и лед, сосулька, морозные узоры, град, иней; почему снежинка имеет шестиконечную форму;
вызвать интерес к получению новых знаний; развивать речь, активизировать словарь за счёт новых слов, используемых в ходе опытов (различные свойства воды); воспитывать бережное отношение к природе. Клеенка, картинки с изображением снежного леса, инея, капели, пластиковая бутылка, наполненная водой, презентационные слайды на тему «Отгадай загадку». Принести с прогулки в группу ведерочко снега, разложить его в белые тарелки и понаблюдать, что с ним будет.
Вывод: снег постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор и грязь, поэтому снег не следует брать в рот, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.
Объяснить детям как образуются снежинки, иней, что такое град. «Художественно – эстетическое развитие» :
1. «Путешествие капельки» (рисование по мокрому).
2. Коллективная работа с детьми «Мир воды».
«Коммуникация» :
выучить стихотворение «Сколько я знаю дождей?» А. Тараскина.
Работа с родителями 1. Анкета для родителей «Поисково-исследовательская активность детей дома»
2. Изготовление альбома с иллюстрациями: «Мир воды», «Водный мир».
Работа с воспитателями Анкета для воспитателей «Поисковая активность дошкольников»
Февраль: Блок «Экспериментирование с миром растений»
1 неделя.
Куда тянутся корни?
Цель:
Установить связь видоизменений частей растений с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. Два растения в горшках с поддоном
(декабрис каланхой). Взрослый предлагает полить два растения по-разному: одно – в поддон, герань – под корешок. Через некоторое время дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки традесканции. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в поддоне у герани не появились корешки (они тянутся за водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне) «Коммуникация» :
1. Подбор с родителями пословиц и поговорок о растениях.
2. Сочинение сказки «Репка «на новый лад.
2 неделя.
Бережливые растения.
Цель:
Найти растения, которые могут жить в пустыне и саванне. Растения: фикус, каланхой, фиалка, лупа, целлофановые пакетики. Взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Затем выполняют опыт : надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги. «Художественно-эстетическое развитие» :
Рисование «Мой любимый цветок».
«Социализация» : Дидактические игры «Чьи детки с ветки?», «Найди пару».
3-4 неделя.
«Дерево и его свойства»
Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов. Кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.
Тема 1: Тонет, не тонет.
Задачи: Знакомство со свойствами коры дерева.
Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?
Задача: Помочь определить, какие части растения участвуют в дыхании.
«Художественно-эстетическое развитие» :
Рисование
Тема: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев, «Падают, падают листья.».
«Социализация» :
Дидактическая игра "Подбери листочки".
Работа с родителями 1. Консультация по теме «Познавательные возможности вашего ребенка»
2. Предложить родителям приобрести для опытов : соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов.
3. Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.
Работа с воспитателями Консультация по теме: «Содержание уголков экспериментальной деятельности в средней группе»
Март: Блок «Воздух»
1 неделя.
Что мы знаем о воздухе?
Цель:
Расширить представление о свойствах воздуха, уточнить знания о воздухе как необходимом условии жизни на Земле, развивать навыки исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к природе. Карточки с символами Дети с воспитателем проводят опыты : «Почувствуй воздух», «Поймай воздух», «Как увидеть воздух?», «Воздушный шарик», «Пузырьки-спасатели», затем делают соответствующие выводы. «Коммуникация» :
1. Сочинение сказки «Приключения воздуха»
2. Чтение сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Социализация» :
Дидактические игры для развития речевого дыхания.
«Познание» :+++++++++++++
Наблюдение «Что такое воздух?»
2 неделя.
Что в пакете?
Цель:
Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.
Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом, алгоритм описания свойств воздуха и воды
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д. ; различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т. д.).
«Социализация» :
Игровое упражнение «Воздушный шарик»
3 неделя.
Запахи воздуха.
Цель:
Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Баночки с крышками, вещества с сильным запахом: долька чеснока,
кусок лимона,апельсина, лука, духи «Сирень». Разложить приготовленные вещества по банкам, плотно закрыть крышками. Через некоторое время воздух присвоит запахи помещенных туда веществ. Освободим банки, попробуем определить, где что было. Вывод: Воздух присваивает запахи различных веществ.
«Физическое развитие» :
Закаливание с помощью воздушных ванн.
«Социализация» :
1. Игра-упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой)
2. Речевая игра «Ветер-ветерок!»
4-5 неделя.
Этот удивительный воздух
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов Оборудование : Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.
Задачи: Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
Эксперимент 2. "Живая змейка"
Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвещанный на нить, ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т. к. ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
«Социализация» :
Дидактическая игра «Какой ветер?»
«Коммуникация» : Разучивание стихотворения «Каждый день я в шарик дую»
Художественно – эстетическое развитие» :
Рисование на тему «Разноцветные шары для весёлой детворы»
Работа с родителями 1. Консультация на тему «Солнце, воздух и вода»
2. Помощь родителей в подборе наглядной информации о магните и его свойствах.
Работа с воспитателями Изучение диагностики экспериментальной работы по материалам Л. Н. Прохоровой, Л. Н. Меньшиковой
Апрель: Блок «Человек»
1-2 неделя.
Человек: кожа.
Цель:
Изучить внешний вид и строение кожи;
Продолжать формировать у детей гигиенические навыки. На каждого ребенка: лупа, зеркало, лист бумаги, черная гуашь, салфетки. У педагога: 3 геометрических предмета из разного материала, банки с горячей и холодной водой, ширма. Дети на занятии проводят опыты по знакомству с внешним строением кожи, по уточнению представлений о значении кожи и о том, что можно узнать с помощью кожи? «Социализация» :
Дидактические игры:
«Узнай по голосу» «Музыкант»,
«Собери членов семьи».
«Художественно – эстетическое развитие» :
1. Рисование автопортретов на тему «Я здоровый!», «Я больной»;
3 неделя.
Игра-конкурс «Какими способами можно очистить кожу?»
Цель:
Продолжать формировать элементарные представления о работе органов тела. Тазик, чашки с водой, разные виды бумаг, материалы для очистки кожи. У педагога: гуашь «грязь», два стакана для опускания фишек, фишки. Педагог «пачкает» руки каждого ребенка. Дети демонстрируют придуманные способы очистки кожи. Делают соответствующие выводы. «Физическая культура» :
1. Закаливание с помощью воздушных ванн.
2. Анкетирование «Здоровый образ жизни»
«Коммуникация» :
Рассматривание фотоальбома «Это я, это я, это вся моя семья».
4-5 неделя.
Детская безопасность
Цель:
воспитывать у детей о привычку к чистоте, аккуратности и порядку;
- способствовать овладению культурно-гигиенических навыков;
- знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
- учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие;
- формировать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, предупреждать их. Плакат «Строение тела человека», книги Г. К. Зайцева «Уроки Мойдодыра» и «Уроки Айболита»,игры «Вредно - полезно», «Правильно – не правильно», «Поликлиника», «Кому, что нужно для работы?» Воспитатель ведет с детьми беседу от лица сказочного героя Айболита о том, что такое здоровье, как хорошо быть здоровым, сильным, бодрым, энергичным, почему плохо быть больным?
С помощью плаката «Строение тела человека» и другого иллюстрированного материала в доступной и интересной форме рассказывает детям, как устроен и как работает организм человека. «Социализация» :
Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская».
«Познание» :
1. НОД «В гостях у Витаминки».
2. Развлечение «День здоровья».
Коммуникация» :
Рассматривание картинок о здоровом образе жизни.
Работа с родителями: 1. При посещении больницы (поликлиники) обратить внимание детей на современном лечении, проведении закаливания и бережном отношении к своему здоровью и окружающих людей.
2. Анкетирование «Здоровый образ жизни
3. Проведение интервью с родителями «Как надо питаться, чтобы быть здоровым?»
4. Папка –консультация для родителей «Буклеты для родителей по ЗОЖ»
Работа с воспитателями: 1. Развлечение «В гостях у Витаминки».
Май: Блок «Экспериментирование с почвой»
1 неделя.
Построим город из песка.
Цель:
Участвовать в коллективном преобразовании, проявлять умение видеть возможности преобразования, доводить работу до логического конца. Песок, вода, лопатки, совочки, формы для игр с песком, ведра В течение 2-3 дней взрослый актуализирует представления детей о свойствах песка, предлагает выступить в роли архитекторов: создать город из песка на участке детского сада (по готовому проекту). Все вместе обсуждают расположение построек из песка, чертят план города. Во время сооружения взрослый напоминает о важности мощного фундамента и необходимости увлажнения песка для повышения прочности построек. Можно предложить детям провести конкурс наиболее интересных проектов зданий. И именно их возвести в центральной части. Постройки обыгрываются. Коммуникация» :
«Пых» (рассказывание белорусской сказки)
«Социализация» :
Игра «Песчаный дождик» (рассматриваем свойства сухого песка) .
2 неделя.
Песочная страна
Цель:
Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
растений.
Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Опыт №1 : ДедЗнай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
Опыт №2 : На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.
Все вместе рассматривают детские рисунки. «Социально – личностное развитие» :
Работа в огороде.
Диагностика Итоговое занятие «Викторина Счастливый случай»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, ъ--стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
Работа с родителями: 1. Проектная деятельность «Как на нашем огороде».
Работа с воспитателями: 1. Подведение итогов. Семинар практикум