Оксана Артамонова
Перспективное планирование по лепке во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
№
Заня
тия Тема,
литература Программное содержание Материалы Методические приёмы Совместная деятельность
с детьми Работа с родителями
Сентябрь
1 «Знакомство с глиной и пластилином».
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 27 Дать детям представление о том, что глина (пластилин) мягкая, что из неё можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить. Глина, пластилин, доски (на каждого ребёнка). Показать детям глину, сказать, что она мягкая, ее можно сжимать; можно отщипывать маленькие комочки глины, сплющивать их ладошками Знакомить детей со свойствами разных материалов Предложить родителям посмотреть совместно с детьми мультфильмы с пластилиновыми персонажами
Публикация «Перспективное планирование по лепке во второй младшей группе» размещена в разделах
2 «Палочки» («конфетки»).
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 28 Учить отщипывать небольшие комочки глины (пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить. Палочки (конфетки, пластилин, доски, общая подставка Предложить детям слепить красивые палочки (как конфеты, как счетные палочки). Рассмотреть с детьми конфеты (счетные палочки, вызвать желание вылепить их для занятий, игр.
Показать, как нужно отщипнуть комочек глины и раскатать прямыми движениями.
Предложить всем детям повторить движение раскатывания глины руками в воздухе. Ребятам, у которых движение не получается, показать, взяв их руки в свои.
Все вылепленные детьми предметы расположить на общей подставке,предложить в свободное время завернуть «конфеты» в фантики. На прогулке собрать (по возможности) упавшие с деревьев веточки, разделить их на короткие палочки и предложить детям провести по ним пальчиком, затем двумя пальчиками. Предложить рассмотреть форму разных видов конфет совместно с детьми
Октябрь
1 «Колобок»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 36 Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палочкой рисовать на вылепленном изделии некоторые детали. Полоска – дорожка, глина (пластилин, доски, палочки.
В процессе работы раздать детям небольшие палочки (или спички, чтобы они могли с их помощью обозначить глаза, нос, рот Колобка.
Выставить всех вылепленных Колобков на заранее подготовленную зеленую, светло-коричневую или светло-серую полосу-дорожку. Рассмотреть их, спросить у каждого ребенка: «Куда катится твой Колобок? Кого он встретит?» Похвалить всех детей за старание Народная сказка
«Колобок».
Показ кукольного или настольного театра «Колобок». П/и с мячом,
Беседа с ребенком на тему морали сказки, предложить придумать новое окончание сказки.
2 «Подарок любимому щенку (котенку).
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 38 Выявить уровень знаний детей о свойствах пластических материалов, и представлений о том, какие предметы можно лепить, умение аккуратно пользоваться пластилином.
Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее. Глина (пластилин, доски. Спросить у ребят, у кого из них дома есть собака, кошка. Предложить каждому ребенку придумать и слепить подарок любимому щенку (котенку). Спросить у некоторых ребят, что они задумали лепить.
В процессе лепки помогать детям, испытывающим затруднения в выборе объекта лепки. Закреплять умение работать аккуратно.
По окончании работы рассмотреть все вылепленные предметы, предложить детям назвать, кто что слепил. Похвалить ребят за то, что они слепили подарки для своих друзей-животных; Рассматривание иллюстраций; игрушек, изображающих щенков (котят). Чтение книг, беседы о кошках и собаках. Консультация на тему:
«Доброе и заботливое отношение детей к животным».
Ноябрь
1 «Крендельки»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 42 Закреплять прием раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить детей по – разному свертывать получившуюся колбаску. Соединять концы. Формировать умение рассматривать работы. Замечать разнообразие созданных работ. Крендельки, глина (пластилин, доски. Рассмотреть с детьми крендельки (настоящие или заранее вылепленные педагогом из глины) и спросить, как их можно слепить.
Уточнить приемы лепки. Объяснить, что свернуть длинную колбаску в кренделек можно по-разному.
Предложить ребятам слепить крендельки для игры с куклами. Игры в кукольном уголке. Рассматривание иллюстраций. Консультация на тему
«Нужно ли беречь хлеб?» ,
предложить дома совместно с родителями нарисовать кренделек и другие кондитерские изделия
2 «Пряники»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 44 Закрепление умения лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливать его ладошками. Развивать желание делать что-то для других. Кукла, кукольная мебель. Глина (пластилин, доски. «Пригласить» на занятие куклу Катю. Сказать детям, что сегодня у куклы день рождения. Предложить им порадовать куклу – слепить для нее вкусные пряники. Посадить куклу за кукольный стол и поставить перед ней тарелочку.
Рассмотреть с детьми круглый пряник. Спросить: «Какой он формы?» Подтвердить правильный ответ и похвалить малышей. Если дети затрудняются с ответом, обвести пряник по контуру формы, напоминая движением по кругу форму.
Игры в кукольном уголке, игры с разнообразными игрушками. Предложить поиграть в игру
«Что бывает круглым?»
Декабрь
1 «Лепешки. Большие и маленькие»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 49 Продолжать учить детей отщипывать комочки глины (пластилина, от большого куска; раскатывать комочки круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Учить украшать вылепленные поделки с помощью палочки. Глина (пластилин, доски, палочки для украшения Предложить детям вспомнить и показать в воздухе приемы лепки лепешки, побуждать их называть производимые действия: «Отломил кусочек глины, положил его на ладошку, раскатал обеими ладошками шарик и сжал его ладошками – получилась лепешка».
Предложить детям лепить лепешки, большие и маленькие.
. Украсить изделия
Угостить лепешками кукол Предложить дома детям сервировать стол и испечь вкусные лепешки.
2 «Башенка»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 53 Продолжать учить детей раскатывать комочки глины между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар между ладонями4 составлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять умение лепить аккуратно. Башенка, состоящая из 4 -5 колец одного цвета. Глина, доски (на каждого ребенка). Рассмотреть с детьми башенку, уточнить, из каких частей она состоит. Предложить всем ребятам показать в воздухе, как они раскатывают глину круговыми движениями ладонями.
Учить детей добиваться передачи различия колечек в величине; отщипывать лишнюю глину от комочка, если он окажется более крупным, чем нужно.
Игры с башенками «Кто скорее соберет?», «Собери такую же». Упражнение детей в сравнении предметов разной величины в процессе игр Консультация на тему: «Развивающие игрушки для детей. Какие они?»
Январь
1 «Мандарины и апельсины»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 57 Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывать глину кругообразными движениями между ладонями.
Учить лепить предметы разной величины. Мандарины и апельсины. Глина, доски (на каждого ребенка). Рассмотреть с детьми мандарины и апельсины,определить их форму и величину. Уточнить количество глины, необходимое для лепки больших и маленьких предметов.
Предложить детям показать жестом в воздухе прием раскатывания глины.
Ребятам, которые закончат работу раньше других, можно дать дополнительный комочек глины. Порадоваться всем вместе созданным изображениям. Игра «Один – много».
В повседневной жизни и в процессе игр обогащать представления детей о предметах круглой формы разной величины, разного назначения (игрушки, овощи, фрукты). Закрепить дома с детьми прием деления пластилина на две неравные части
2 «Вкусные гостинцы на день рождения Мишки»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 59 Развивать воображение и творчество. Учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания разных изображений. Закреплять приемы лепки; умение аккуратно обращаться с материалом и оборудованием. Глина, пластилин, доски (на каждого ребёнка). Сказать детям, что у Мишки.
день рождения и предложить устроить праздник, чтобы Мишка смог пригласить на него своих друзей. Спросить у ребят, какие вкусные вещи любят друзья Мишки. Одобрить правильные ответы, добавить что-то еще (конфеты, пирожки, яблоки и др.).
Хоровод «Как на Мишины именины…». Выставка работ
Февраль
1 «Воробушки и кот»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 63 Продолжать формировать умение отражать в лепке образы подвижной игры. Развивать творчество. Закреплять полученные ранее навыки и умения в процессе создания образов игры в лепке и восприятии общего результата. Игрушечные кот и воробушек. Глина (пластилин, доски, палочки для дорисовывания деталей. Расположить игрушечных кота и воробушка так, чтобы их видели все ребята. Вспомнить с детьми, как они играли в игру «Воробушки и кот», кто действует в этой игре.
Сказать, что сегодня ребята будут лепить воробушков. Рассмотреть с ними птичку, выделить ее тельце (округлое, головку (круглая, хвостик. Предложить детям подумать и сказать, как они разделят комочек глины, чтобы слепить воробушка; сказать и показать руками в воздухе, как они будут лепить птичку. Игра
«Воробушки и кот».
Предложить прочитать рассказ «Воробьишко»
2 «Самолёты стоят на аэродроме»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 64 Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлинённых кусков глины (пластилина). Закрепить умение делить кусок глины на глаз на две равные части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями, для получения нужной формы. Вызывать радость от созданного изображения. Игрушечный самолёт. Глина (пластилин, доски. Рассмотреть с детьми игрушечный самолет. Назвать его части: корпус, крылья, хвостовая часть; их форму. Побеседовать с ребятами о том, как можно слепить части самолета.
Спросить, как можно его слепить. Если дети затрудняются с ответом, предложить им вспомнить, как они лепили палочки, колбаски; показать приемы лепки руками в воздухе.
Когда дети слепят корпус, спросить, как они будут лепить крылья самолета, хвост.
В конце занятия рассмотреть с ребятам вылепленные предметы, отметить особенно удачные самолеты. Игры с игрушечными самолетами. Рассматривание иллюстраций. Оформление фотовыставки «Мой папа в Армии служил»
Март
1 «Неваляшка»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 70 Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части, друг к другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье). Закрепить умение лепить аккуратно. Вызывать чувство радости от созданного. Игрушка – неваляшка. Глина (пластилин, доски, палочки, дополнительный материал Рассмотреть с детьми неваляшку; определить, из каких частей она состоит, уточнить их форму и величину. Закрепить прием раскатывания глины.
В процессе лепки напоминать детям о необходимости добиваться правильной передачи формы и величины частей неваляшки, их скрепления путем плотного прижимания друг к другу.
Предложить ребятам украсить вылепленных неваляшек деталями (пуговички на платье, помпон на шапочке). Выставка работ «Хоровод неваляшек»
Игры с куклами, неваляшками Предложить дома нарисовать подружек для неваляшки в разноцветных платочках
2 «Маленькая Маша»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 71 Учить детей лепить маленькую куколку: шубка – толстый столбик, голова – шар, руки – палочки. Закрепить умение раскатывать глину (пластилин) прямыми движениями и кругообразными. Учить составлять изображение из частей. Вызывать чувство радости от получившегося изображения. Глина (пластилин, доски, подставки для готовых работ. Предложить детям слепить маленькую куколку. Показать им подобную куколку (ее можно заранее слепить и раскрасить). Предложить детям выделить части фигурки (шубку, руки, голову, назвать их форму; спросить, как можно слепить куколку, с чего удобнее начать.
Если дети не ответят или ответят неверно, сказать, что удобнее начать с самой большой части – шубки. Поэтому комочек глины (пластилина) надо разделить пополам. Из одной половинки нужно слепить шубку. От оставшейся половины отломить кусочек и слепить из него голову куклы. Затем раскатать колбаску и разделить ее пополам–получатся две руки. Все части нужно соединить, плотно прижав друг к другу.
Напомнить детям, что лепить нужно аккуратно.
Все вылепленные фигурки выставить на доске, повязать на головы куколкам косыночки разных цветов из гофрированной или тонкой цветной бумаги. Полюбоваться куколками вместе с детьми, похвалить ребят за хорошо выполненную работу Чтение потешки «Наша Маша маленькая…»
Рассматривание игрушек, иллюстраций. Выставка работ
Апрель
1 «Зайчик»
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 75 Развивать интерес к лепке знакомых предметов, состоящие из нескольких частей. Учить делить комок глины на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приёмом раскатывания глины кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей – приемами раскатывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг к другу. Кусок глины в виде толстой палочки, доски (на каждого ребёнка). Уточнить форму каждой части тела зайчика. Выделить самую большую часть (туловище).
Вызвать к доске ребенка и предложить ему обвести одной, затем другой рукой тело зайчика. Предложить детям вспомнить, как надо лепить туловище, и попросить кого-либо из них рассказать и показать у доски (с помощью воспитателя, как надо разделить кусок глины: сначала пополам, а потом одну часть еще раз разделить пополам. Спросить, из какой части – большой или маленькой – надо лепить туловище.
Научить детей лепить уши: скатать длинную палочку и разделить ее пополам.
Загадывание загадки.
Рассмотреть игрушечного зайчика.
Предложить родителям прочитать детям рассказы Чарушина о животных.
2 «Красивая птичка»
Т. С. Комарова
«Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 77
Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять приём прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик); умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить по образцу народной (дымковской) игрушки. Игрушечная птичка.
Глина. доски (на каждого ребёнка). Рассмотреть с детьми игрушечную птичку, выделить части фигурки и определить их форму. Спросить, как можно слепить птичку, с чего надо начать; уточнить, какая часть птички больше: тело или голова. Вызвать ребенка к доске для показа способа лепки тела птички.
Когда дети слепят тело птички, попросить их руками в воздухе показать, как будут лепить головку. Когда ребята слепят головку, спросить, как можно вылепить клюв птички.
Дидактическая игра «Какой птички не стало?» Знакомить детей с образами дымковских птичек. Наблюдение за птицами
Май
1 «Вылепи какое хочешь животное»
Т. С. Комарова
«Занятия по изобразительной деятельности»,
стр. 87 Закреплять умение детей использовать разнообразные приемы лепки, придавать поделки узнаваемый образ. Воспитывать любовь к животному миру Игрушечные животные, глина (пластилин, доски. Рассмотреть с детьми игрушечных животных: зайчика, котенка, мышку, ежика и др. Определить их форму, уточнить приемы и последовательность лепки : столбик – тело животного, шарик – голова, (ушки и хвостик лепятся отдельно или приемом прищипывания, закрепить движения раскатывания в воздухе.
В конце занятия поставить всех вылепленных животных вместе, Наблюдения за птицами на прогулке, в уголке природы; кормление птиц. Чтение произведение о животных
2 «Утёнок»
Т. С. Комарова
«Занятия по изобразительной деятельности»,
Стр. 86 Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв). Упражнять в использовании приёма прищипывания, оттягивания. Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Игрушечный утёнок. Глина, доски (на каждого ребёнка). Рассмотреть с ребятами игрушечного утенка; выделить части фигурки, рассмотреть их форму, обратить внимание на детали: приподнятый уголком хвостик, большой закругленный на конце клюв.
Сравнить утенка и цыпленка; определить, чем они похожи и чем отличаются (у утенка более вытянутые клюв и хвост). Показать прием оттягивания. Напомнить детям, как нужно прочно соединять части. В процессе лепки добиваться более отчетливой передачи формы частей Рассмотреть с детьми дымковскую уточку. Сказать, что у большой утки есть маленькие утята. Отметить, что тело у утят овальной формы, головка круглая, клюв плоский.
Совместная игра «Семья»