Екатерина Дурныгина
Перспективное планирование по формированию культурно — гигиенических навыков в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков
младшая группа
Представление о человеке Умывание Питание Одевание Работа с родителями
Сентябрь Беседа: «Строение человека» : закреплять знания детей о частях тела человека; ориентировка на себе; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Д/И «Кукла Катя простудилась» :
закреплять знания детей о бережном отношении к своему здоровью: теплая шапочка, шарфик и т. п.
. Беседа: «Да здравствует мыло душистое» : закреплять знания детей о необходимости мытья рук; познакомить с алгоритмом умывания.
Темочки:
- КГН, гигиена. Планирование
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Рассматривание иллюстрации «Мама купает малыша» : закреплять знания детей о предметах личной гигиены : мыло, полотенце, теплая вода.
Д/И «Умоем куклу Катю»
закреплять знания детей о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела.
Беседа: «Полезные и вредные продукты» : дать знания о полезных и вредных продуктах.
Беседа: «Правила поведения за столом» : закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, салфеткой; сидеть с прямой спиной.
Д/и «Помоги накрыть на стол» : формировать умение детей расставлять столовые приборы.
Беседа: «Для чего нужна одежда?» : обогащать знания детей об одежде, познакомить с алгоритмом одевания.
Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку» закреплять последовательность одевания, расширять представления детей о необходимости одеваться по погоде.
Труд: «Порядок в шкафчиках» : дать представление о том, что в личных шкафчиках тоже должен быть порядок.
Чтение стихотворения «Митя и рубашка» Э. Мошковской: познакомить детей с новым стихотворением, дать понять, что одежда должна быть чистой и опрятной.
Анкетирование «Как воспитываете у ребенка к/г навыки» :
получение и анализ информации об отношении родителей к вопросам воспитание к/г навыков
Октябрь Беседа: «Зубы» : обогащать знания детей о назначении зубов у человека, что полезно, что вредно для зубов, познакомить с правилами ухода за зубами.
Беседа: «Кожа» :
познакомить детей с правилами ухода и защиты кожи, закрепить знания о назначении кожи у человека. Беседа: «Какая вода» : дать детям представления о свойствах воды, расширять словарный запас детей: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная.
Д/И «Как мы купали Хрюшу» : дать представление о том, что быть грязным плохо, для купания нужно использовать теплую воду, мыло, мочалку, полотенце, продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков», хорошо смывать, насухо вытирать ручки.
Беседа: «Тетушка Зубная щетка» : ознакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна?
Разучить потешку «Глубоко-не мелко» : познакомить детей с новой потешкой, закреплять умение правильно держать ложку, развивать устойчивое внимание, умение пользоваться столовыми приборами: ложкой.
Загадывание загадок про одежду: закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т. п.)
Д/И «Оденем куклу на прогулку» : знакомить детей с названиями и видами обуви: тапки, теплые сапоги, валенки, резиновые сапоги и т. д., закреплять алгоритм одевания.
Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье» : уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать человеку, попавшему в сложную ситуацию.
Консультация для
родителей «Как научить ребенка заботиться о зубах»
Ноябрь Беседа: «К нам пришел доктор Айболит» : познакомить детей с правилами поведения во время болезни, закреплять знания об охране своего организма от травм и простуд. Чтение потешки «Водичка, водичка» : познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать правильное поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).
Д/И «Полотенце пушистое» : воспитывать умение правильно пользоваться полотенцем, руки вытирать насухо, снимать полотенце с крючка.
Д/И «Чистоплотные дети» : воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены. Чтение стихотворения: «Волшебное слово – «спасибо» :
формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.
Д/И «Красивые салфетки для трех поросят» : продолжать воспитывать умение пользоваться салфетками. «Мы проснулись, потянулись» : закреплять умение одеваться после сна в правильном порядке, развивать навыки самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью воспитателя выворачивать одежду, помогать другу.
Д/И «Постираем кукле платье» : дать представление о способах ухода за одеждой, воспитывать опрятность, аккуратность. Круглый стол с родителями «Здоровый образ жизни в семье» : обмен опытом родителей по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в семье.
Декабрь Беседа: «Что такое закаливание?» : познакомить детей с понятием «закаливание», для чего оно нужно, уточнить, любят ли дети закаливающие процедуры, почему?
Д/И «Кукла Катя кашляет и чихает» : учить детей по время кашля и чихания отворачиваться, закрывать рот платком (рукой). Д/И «Чем я моюсь» : уточнять представления детей о предметах для умывания: мочалка, зубная паста, мыло и т. д., уметь ориентироваться какое средство (предмет) нужен в разное время.
Д/И «Как Хрюша пошел умываться» : закрепить навыки умывания, умение закатывать рукава, правильно намыливать руки, вытирать насухо. Разучивание потешки
Из колодца принесла курочка водицы и ребята всей гурьбой, побежали мыться: познакомить детей с новой потешкой, вызвать желание мыть руки.
Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха» : закрепить навыки поведения за столом, обратить внимание на поведение героев сказки.
Д/И «Чашки - ложки» : закрепить навыки сервировки стола, названия посуды и столовых приборов (ложка, вилка, нож). Д/И «Кукла Маша проснулась» : закреплять названия одежды, развивать умение действовать с предметами, одеваться в правильном порядке, Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.
Беседа: «Дружные сандалии» : продолжать закреплять умение правильно надевать обувь: правый сандаль на правую ножку, левый сандаль на левую ножку. Консультация для родителей
«О пользе закаливающих процедур», «Профилактика инфекционных заболеваний»
Январь Беседа «Зачем человеку витамины» : познакомить с понятием «витамины», для чего они нужны человеку, где их взять?
Д/И «Можно – нельзя» : закреплять знания о вредной и полезной пище. Д/И «Умоем куклу» : закреплять умение правильно мыть руки и лицо: намыливать, смывать, отжимать воду, насухо вытирать полотенцем. Лицо с мылом мыть только при необходимости. Стихотворение – шутка
Разучить стихотворение В. Орлов «Чистюли» :
познакомить детей с новым стихотворением, воспитывать желание соблюдать гигиену тела, доставить радость. Беседа: «Наша посуда» : помочь детям в освоении понятия «посуда», упражнять в умении классифицировать предметы по одному (двум) признакам (цвету, форме, назначению).
Наблюдение «Няня моет посуду» : пособствовать формированию у детей представления
о трудовом процессе, воспитывать уважение у труду няни. Рассматривание иллюстраций «Зимняя одежда» : уточнить названия предметов одежды (шубы, куртки, пальто и т. д., из каких частей верхняя одежда состоит.
Д/И «Волшебный шнурок» : учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке, развивать мелкую моторику рук.
Консультация для родителей «Как одевать ребенка зимой», «Витамины»
Февраль Беседа: «Носики - курносики» : закреплять умение пользоваться индивидуальным носовым платком, уточнить, в каких случаях это необходимо.
«Будь осторожен» : закреплять правила здоровьесберегающего поведения в обществе (не толкаться, не драться, в туалетной комнате не брызгаться и т. д.) «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки» : развивать умение самостоятельно совершать процессы умывания, не мешать сверстникам.
«Мое полотенце» : продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем, упражнять в правильном использовании полотенца (снимать с крючка, руки вытирать насухо, вешать обратно). Беседа «Столовые приборы» : напомнить детям правила пользования столовыми приборами, уточнить в каких случаях используется маленькая ложечка.
Чтение иказка «Три медведя» : закреплять правила поведения за столом, уметь анализировать поведение главного героя (героини). Рассматривание картины «Дети на прогулке» : обратить внимание на особенности зимней одежды, какая она (теплая, красивая, активизировать речь детей.
Д/И «Подбери куклам одежду» : закреплять алгоритм одевания, названия предметов одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек. Консультация для родителей «Правила этикета за столом», «Зимние травмы»
Март Беседа: «Ногти» : напомнить детям о том, что ногти у человека растут всегда и их необходимо подстригать каждую неделю, содержать ногти в чистоте.
Д/И «Собери картинку» : вспомнить с детьми названия частей тела человека, упражнять в умении составлять целую картинку из разрезных, развивать логику, мышление. «Рано утром, на рассвете умываются котята» : рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр» : обогащать знания детей о соблюдении гигиены, дать понять, что соблюдать культурно-гигиенические правила должны все.
Чтение стихотворения «Мальчик Петя» :
упражнять детей в умении анализировать поведение
детей, можно ли так себя вести, почему? Д/И «Готовим обед для кукол» : упражнять в умении различать продукты (мясо, рыба, овощи, фрукты, закреплять навыки дифференциации по назначению столовой посуды.
Сюжетная игра «День рождения» : закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания. Беседа «Что такое быть опрятным?» : закреплять названия одежды, обуви, способах ухода за внешним видом, для чего это нужно?
«Снежки на улице лепили, рукавички замочили» : закреплять умение и желание следить за своей одеждой, мокрые вещи размещать на просушку с помощью взрослого.
Консультация для родителей
«Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья», «Как одеть ребенка весной»
Апрель Наблюдение «Взрослые и дети» : уточнить знания детей об особенностях физического развития разных возрастов людей, чем схожи, чем отличаются, развивать интерес к изучению себя.
Беседа «Какой я был, каким я буду» : воспитывать умение анализировать, рассуждать, мечтать, активизировать речь (был маленьким, слабым, стану большим, сильным и т. п.)
«Умывание холодной водой» : расширять представления детей о пользе умывания холодной водой, как о процессе закаливания, чем это полезно.
Сюжетная игра «Доктор Чистюлькин» : формировать особенное отношение к выполнению правил личной гигиены, активизировать словарь детей (мыло, зубная щетка, вода, полотенце). «Что мы кушаем на обед» : обратить внимание детей, что обед состоит из нескольких блюд, дать представление о понятии – меню.
Ситуация «Мы готовимся к обеду» : закреплять умения подготовки к обеду (мытье, вытирание рук, правильное использование столовых предметов, бережное к ним отношение. Беседа: «Одежда весной» : упражнять в умении анализировать, сравнивать зимнюю и весеннюю одежду, в чем сходство и различия. Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу» : обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной, воспитывать аккуратность.
Конкурс стихов по теме
«воспитание к/г навыков»
Консультация для родителей «Личная гигиена дошкольника»
Май «Покажем кукле Кате, как мы делаем бодрящую гимнастику после сна» : побудить детей к выполнению гимнастики после сна, проведению закаливающих процедур, воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Беседа: «Микробы» : закрепить знания детей, чем могут быть опасны микробы, как избежать их попадания в организм (мыть руки, фрукты, овощи). Беседа «Чистота - та же красота» : закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» : вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить в чем девочка была не права, и как нужно было себя вести. Беседа «Твое любимое блюдо в детском саду» : воспитывать умение выражать свои вкусовые предпочтения, активизировать речь, память.
«Вспомним, как надо правильно кушать» : совершенствовать умение правильно держать столовые приборы, есть разные виды пищи, не меняя положения в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Игра-путешествие «Наша раздевалка» : закрепить названия оборудования раздевалки, ее назначение, порядок расположения в ней вещей.
Д/И «Как я могу помочь другу» : закреплять привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.
Оформление совместно с родителями тематической фотовыставки на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Консультация для родителей «Памятка на летний отдых»
Рекомендуемый список литературы для воспитания культурно-гигиенических навыков :
М. Вишневецкая «Милая тетушка манная каша»
И. Бурсов «Галоши»
С. Михалков «Я сам»
И. Ищук «Мои ладошки»
С. Махоткин «Завтрак»
Д. Крупская «Чистота»
Д. Грачев «Обед»
Е. Винокуров «Купание детей»
А. Жигулин «Потеряла в траве заколку»
О. Григорьев «Варенье»
Я. Аким «Неумейка»
С. Михалков «Все сам»