Наталья Балакова
Перспективное планирование по финансовой грамотности дошкольников в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Неделя Тема Цели и задачи Автор Реализация тем занятий в нерегламентированной и свободной деятельности, оборудование
Сентябрь
1 Диагностика
2 Диагностика
3 Знакомство с гномом Экономом, котом Белобоком Познакомить героями дальнейших занятий.
Познакомить с термином Экономика. Финансовая грамотность дошкольников авторы составители
Г. П. Поварницкая, Ю. А. Киселё ва Рассматривание кукол: гнома и кота.
Рассматривание иллюстраций и оборудования уголка.
4
Публикация «Перспективное планирование по финансовой грамотности дошкольников в старшей группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
п. Что такое потребности? Формировать у детей понимание, что такое потребность, в чем она выражается. Рассмотреть потребности как экономическая категория. Беседа «Основные потребности и желания». Методические рекомендации подготовлены под общей редакцией С. В. Герасименко и И. В. Назаровой. Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение
Октябрь 1 п. Что необходимо человеку? Обсудить разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п. Методические рекомендации подготовлены под общей редакцией С. В. Герасименко и И. В. Назаровой. Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение
2 п. Потребности семьи Обсудить разнообразие потребностей членов семьи. Формировать у детей умение беречь хлеб, воду, свет, тепло и т. д. Методические рекомендации подготовлены под общей редакцией С. В. Герасименко и И. В. Назаровой.
Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения
3 п. Что мне нужно? Формировать у детей понятие «Личные жизненные потребности и желания».
Методические рекомендации подготовлены под общей редакцией С. В. Герасименко и И. В. Назаровой. Беседа, изобразительная деятельность, упражнения
4 т. Почему взрослые работают? Труд и продукт труда. Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода. «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО». Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О. А., Терешева О. В. Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий, фрагменты мультфильма "Уроки тетушки Совы (6 серия, лист-раскраска с заданием, картинка "Предметы труда", цветные карандаши, ноутбук.
Ноябрь 1 т. «Всех профессий на свете не счесть»
Дать детям первоначальные сведения о науке экономика.
Познакомить с понятиями: экономика, финансы, профессия, мастер, ремесло, с видами учебных заведений.
Подвести к пониманию многообразий профессий, того, что каждой профессии надо учиться, каждый человек должен приобрести профессию, труд является источником его существования.
Подчеркнуть благородный характер труда людей. Методические рекомендации подготовлены под общей редакцией С. В. Герасименко и И. В. Назаровой. Сюжетно-ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение
2 т. Всякому делу учиться надо Подвести к пониманию многообразий профессий, того, что каждой профессии надо учиться, каждый человек должен приобрести профессию, труд является источником его существования.
Методические рекомендации подготовлены под общей редакцией С. В. Герасименко и И. В. Назаровой. Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков
3 т. «Наш город любит трудиться»
Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности нашего города.
Обогатить новыми впечатлениями о родном городе.
Акцентировать внимание детей на ассортименте продукции, выпускаемой предприятиями города, на профессии горожан.
Раскрыть роль сферы обслуживания в жизни города.
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО». Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О. А., Терешева О. В. Рассматривание фотографий с изображением предприятий нашего города.
Д/игра «Кому, что нужно для профессии»
4
тов. Как кот Белобок узнал, что такое товар Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес. Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. Беседа, дидактическая игра, упражнение
Декабрь 1 тов Цена на товары и услуги. Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования" / Шатова А. Д., Аксенова Ю. А. и др. Просмотр презентации "Качественный ли товар?", муляжи фруктов и овощей, ценники, чеки из разных магазинов.
2 тов Обмен и покупка товаров Дать представление о том, что один и тот же товар может быть дороже или дешевле и от чего это зависит Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования" / Шатова А. Д., Аксенова Ю. А. и др. Сюж. -рол. «Магазин игрушек» Сюж. -рол. «Продуктовый магазин»
Беседа, дидактическая игра, решение экономических задач
3 тов «Товар и цена»
.
Объяснить переход вещи из товара в личную собственность и обратно, а также неприкосновенность личной собственности.
Подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену
Обсудить на примерах, от чего зависит цена товара.
Обогатить словарный запас понятиями: товар, цена, ценник, личная собственность, дороже, дешевле Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. Чтение художественной литературы, беседа, просмотр мультфильма, решение экономических задач, упражнение
4 тов "Что такое бартер?" Ознакомление детей с таким понятием как "бартер".
Раскрыть сущность понятия"бартер" как обмен одной вещи на другую без денег на основе сказочных персонажей; учить детей отличать равноценный (выгодный) бартер от невыгодного ;
развивать у детей чувство справедливости;
закрепить знание детей о сказках;
Интернет-ресурс. Презентация по теме НОД.
Иллюстрации сказочный сундучок,
самовар,
различных товаров:
яблоки. груши (муляжи, дудочка, скалочка;
Январь 1д Что такое деньги? Познакомить с понятием Деньги».
Формировать представление о деньгах. Финансовая грамотность дошкольников авторы составители
Г. П. Поварницкая, Ю. А. Киселёва Рассматривание денег, рисование их.
Заучивание пословиц о деньгах
2д Путешествие
в страну денег
Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста; создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Расширить знания детей о возникновении денег, закрепить представления экономических понятий деньги;
-воспитывать представление о таких нравственных категориях как экономность, бережливость;
развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание. Экономическое воспитание дошкольников : Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под ред. Е. А. Курака. Иллюстрации по теме НОД.
зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, иллюстрации древних племен, металлические монеты, чеканные монеты, современные рубли и монеты.
3д Обучение Буратино финансовой грамотности Учить детей находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, помочь детям осознать роль денег в жизни людей, научить детей сравнивать и анализировать цены на товар, способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег, способствовать развитию умения пользоваться деньгами, разумное отношение к расходованию денег. Экономическое воспитание дошкольников : Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под ред. Е. А. Курака. Иллюстрации Буратино с монетами, Буратино закапывает деньги, Буратино грустный, перфокарты для дид. игры.
Февраль 1д Дом, где живут деньги Дать понятие о сберегательном банке, разъяснить, что в банке деньги не только хранятся, но и «растут» Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. Заочная экскурсия, просмотр мультфильма
2д Валюта - деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги Формировать первичные представления о валюте. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. "Финансовая грамотность дошкольника". / Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Рассматривание денег других стран, альбом "Деньги", карта мира.
3д Что важнее денег? Обобщать знания о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств. Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом.
Просмотр презентации "Что важнее денег?"
4д Как правильно тратить деньги? Способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами; формировать разумное отношение к расходованию денег;
формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность. Методические рекомендации подготовлены под общей редакцией С. В. Герасименко и И. В. Назаровой. Чтение худ. Литературы "Муха-Цокотуха", "Приключение Буратино",
платочки для игры"Хочу""Надо",
Презентация"В гостях у сказки"
Март 1
с б Семейный бюджет. Формировать первичные представления о семейном бюджете. Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. Презентация "Семейный бюджет", раздаточный материал, альбом "Моя семья", карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи.
2
с б «Бюджет моей семьи»
Применять и конкретизировать приобретённые знания о семейном бюджете каждым ребенком группы при составлении бюджета своей семьи.
Довести до сознания детей, что все семьи с разным достатком, поэтому у каждой семьи свой семейный бюджет.
Развивать связь с занятиями по математике: актуализировать формулу: Ч+Ч=Ц (часть+часть =целое, где целое – семейный бюджет)
Воспитывать уважительное, бережное отношение к деньгам как к средству оплаты труда членов семьи.
Методические рекомендации подготовлены под общей редакцией С. В. Герасименко и И. В. Назаровой. Д / и «какие бывают доходы?» Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейный бюджет»
3
с б «Доверили Андрюше вести бюджет семьи…» Сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
Формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
Методические рекомендации подготовлены под общей редакцией С. В. Герасименко и И. В. Назаровой. Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра «Доход–расход»
4
с б Как правильно делать покупки? Формировать первичные экономические представления о выгодных покупках. "Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты" (для дошкольников)". Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. / Крючкова Н. А. Презентация "В магазине", муляжи овощей и фруктов, предметные картинки с изображением продуктов и непродовольственных товаров.
Апрель 1 Реклама: правда и ложь. Как спасти деньги от ловушек? Формировать первичные представления о возможности избегать лишней траты денег. "Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей". Учебно-методическое пособие. / Еремина М. О., Козлова И. А. Просмотр рекламы, рекламные листовки, буклеты.
2 Деловая игра "Магазин Детский мир". Содействовать финансовому просвещению, созданию необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности. "Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты" (для дошкольников)". Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. / Крючкова Н. А. презентация "Детский мир", касса, детские игрушки, "деньги", чеки, ценники, разноцветные флажки.
3 "Хочу" и "надо". Обобщить знания о потребностях человека, финансовом планировании семьи, разумных покупках. "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО". Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О. А., Терешева О. В. Рассматривание картинкок на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ".
4 Сюжетно-дидактическая игра «Что? Где? Почем?»
В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, полученные в ходе реализации программы «Дошкольник в мире экономики»
-Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
-Доставить радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний.
-Воспитывать эмоционально-положительное отношение и интерес к деятельности финансового характера "Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты" (для дошкольников)". Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. / Крючкова Н. А.
Май 1 Полезные экономические привычки. Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. Словесная игра "Разумно или неразумно?", "деньги", карточки с товарами.
2 Мы - ребята деловые! Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО". Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О. А., Терешева О. В. презентация "Ситуации выбора", магнитная доска, магнитики, красные и синие карточки, "деньги", предметные картинки.
3 Закрепление пройденного материала. Диагностика
4 Закрепление пройденного материала. Диагностика