Виктория Операй
Перспективное планирование кружка «Разноцветный мир чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Разноцветный мир чудес
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества, она является средством умственного, грамотного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции. Все это можно выявить и поспособствовать творческому развитию с помощью дополнительного образования в рамках общеобразовательной программы детского сада, если она строится на основе принципа этнокультурной соотнесенности, для того чтобы ребенок с детских лет приобщался к истокам народной культуры своей страны. Программа «Детство» подходит под эти критерии, так как именно в ней особую роль занимает народная художественная культура.
Публикация «Перспективное планирование кружка „Разноцветный мир чудес“» размещена в разделах
Мною был создана план программа кружка, цель которой является на первоначальном этапе освободить детей от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца", с помощью разучивания нетрадиционных техник, а во втором полугодии целью было развитие личностных качеств детей средствами этнохудожественного образования.
Структура программы не случайна, так как нетрадиционные техники:
- во-первых, наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален:
- во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- в-третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.
А с помощью декоративно прикладного искусства, когда у ребенка пропадет боязнь рисовать, можно:
Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношения ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.
Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Новизной н отличительной особенностью кружка является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и ев значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Общая цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство и с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
• познакомить с нетрадиционными техниками рисования;
• развивать творческое воображение, чувство композиции и цвета умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы.
• приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
• Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д. ,
• на основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности - «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
• учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
• развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие;
• развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Месяц
Занятия Тема занятия Цели Оборудование для творческой работы
Сентябрь 1 Знакомство с нетрадиционными техниками изображения Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности Лист А-4, кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники.
2 Осенний ковер (техника фроттаж) Познакомнть детей с техникой «Наткография» (Фроттаж) Формировать интерес к осенней природе. Дать понятие теплые тона. ЛистА-4. восковые или масленые мелки и акварсль
3 Осенний ковер
(техника фроттаж) Познакомить детей с техникой «Натирания» (Фроттаж) Формировать интерес к осенней природе. Дать понятие теплые тона. Лист А-4. восковые или масленые малки мелки и акварель.
4 Бабочка
(техника монотипия на бумаге) Познакомить с техникой выполнения. Шаблон бабочки, акварель, кисти пульвилизатор
октябрь 5 Пейзаж в озере
(техника монотипия на бумаге) Закрепить знание о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Продолжать знакомить с техникой выполнения. Развивать умения создавать композицию, самостоятельно. Лист А-4, гуашь, кисти, пульвилизатор
6 Осень на опушке
разводила
(техника «печать растений») Познакомить с новым видом рисования. Развивать видение художественного образа и замысла через природные формы. Лист А-4, листья разных пород деревьев, гуашь, кисти.
7 Дождик лей, лей, лей
(техники «по-сырому» и «набрызг») Познакомить с новой техникой. Учить передавать образ дождливой погоды в холодной гамме. Лист А-4, акварель, кисти, карандаши, зубные щетки для набрызга.
8 Натюрморт с фруктами
(техники - «печать
штампами») Познакомить с жанром
живописи - натюрморт. Учить
рисовать вазу для фруктов и
пользоваться штампами.
Развивать чувство композиции.
Познакомить с новым видом
изобразительной техники -
«печать штампами» Лист А-4, гуашь, кисти,
яблоко разрезанное
пополам, штампы из
моркови (круг, цветок)
ноябрь 9 Натюрморт с цветами (матричная печать) Продолжать знакомить с жанром
живописи – натюрморт. Дать понятие, что такое матрица и как сделать ее самим. Рассматривание репродукций натюрмортов. Учить создавать букет с помощью матриц. Лист А-4, гуашь, кисти, матрицы, вода, салфетки.
10 Портрет зимы
(декоративное рисование) Дать понятие портрет. Учить создавать портретный образ королевы Зимы, с помощью декоративных решений. Дать понятие холодные тона. Лист А-4, простой карандаш, гуашь
11 Распустились кисти
белой бахромой
(техника фотокопия) Учить технике фотокопия. Познакомить с особенностями монохромной гаммы; учить передавать прозрачными, нежными оттенками ощущение хрупкой заколдованной природы. Дать понятие пейзаж. Лист А-4, акварель, восковые мелки или свечка.
12 Зимнии напевы
(техника набрызг и бумагопластика) Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.
Создание пейзажа с
помощью бытовых предметов
(щетки, губки, расчески, сочетая две нетрадиционные техники. Придумывать самостоятельно композицию. Лист А-4
тонированный в голубой цвет, гуашь, губка, щетка,
кисти, палочка, бумага белая, салфетки и клей ПВА.
декабрь 13 Витражи для окошек
в избушке зимушки - зимы (техника рисования клеевых картин) Познакомить детей со словом «витраж» и техникой выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закреплять умения пользоваться красками Лист А-4, простой карандаш, клей ПВА с дозированным носиком Акварель или гуашь,кисть.
14 Морозные узоры техника рисования нитками Познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года, Познакомить с новой техникой Лист А-4. Нитки №10, гуашь, емкость для использованных ниток
15 Открытка к Новому году
(техника по выбору ребенка) Вспомнить с детьми, что такое Новый год. Подвести к самостоятельному обдумыванию содержания открытки, используя ранее полученные навыки и умения в нетрадиционном рисовании. Лист А-4, материал по выбору ребенка
16 Продолжать знакомить с оформительской деятельностью. По выбору ребенка
январь 17 Путешествия по народным промыслам Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Изделия декоративно-прикладного искусства: игрушки, доски, ложки, посуда. Лист А-4, Акварель или гуашь, кисть.
18 Зимняя сказка Гжели Закреплять знания детей об изделиях гжельских мастеров, необычном колорите этой росписи. Учить видеть красоту зимней природы, передавать в рисунке цветовую гамму и сказочность зимнего пейзажа, используя приемы гжельской росписи. Учить детей рисовать многофигурные композиции, располагая дома, дворцы, деревья и т. д. на ближнем и дальнем планах. Лист А-4, Акварель или гуашь, кисть. Образцы построек, растений в синей гамме.
19 Красивые кокошники Снегурочки Напомнить детям сказку о необычной снежной девочке — Снегурочке, предложить расписать для нее головной убор — кокошник в определенной цветовой гамме. Продолжить учить видеть своеобразие, красоту, нежность гжельской росписи, проявлять самостоятельную творческую фантазию. Учить из знакомых элементов, составлять композицию узора, заполняя середину, края и располагать узор на бумаге разной формы. Закреплять умение рисовать мазки с оттенками в одну сторону, затем в другую, создавая цветок: роза, тюльпан, бутон, листья. Совершен-ствовать навыки работы кистью и красками. Гжельская посуда; картин-ки с изображениями старинных головных уборов; сказка о Сне-гурочке. Вырезанные из бумаги кокошники разной формы, синяя гуашь или акварель, кисти.
20 Сине белое чудо Учить самостоятельно создавать узор по образцам гжельской посуды. Учить самостоятельно составлять композицию на шаблонах. Шаблоны посуды. Акварель или гуашь, кисть.
февраль 21 Жостовский поднос Знакомство с традиционным народным промыслом жостово. Учить последовательному рисованию цветов, ромашек, колокольчиков, получая эффект смешивания. Черный тонированный лист в виде подноса, гуашь, кисти
22 Золотая хохлома Познакомить с росписью на изделиях Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту. Упражнять приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи. Полоса желтого цвета, краски, кисти. Образец последовательности хохломских орнаментов.
23 Хохломская посуда Продолжать формировать умения приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи на шаблонах посуды. Упражнять самостоятельно составлять композицию данной росписи. Трафареты посуды черного цвета. Гуашь, кисть.
24 Закладка для книги по мотивам мезенской росписи Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи. Знакомство с ленточным орнаментом. Учить наносить кистью границу полосы красным цветом, а затем при помощи пера (или тонкой кисти) рисовать орнамент черной краской по предложенным образцам. Узкая полоса белого листа.
Гуашь, кисти, перья чертежные, салфетки.
март 25 Конь-огонь Знакомство с декоративным изображением животных и растении в традиционной мезенской росписи. Учить рисовать коня и цветы, деревья. Развивать аккуратность при работе с красками. Лист А-4 тонированный в бежевый цвет. Гуашь, кисти.
26 Похлов-майдан Знакомство с традиционным народным промыслом Загорской росписи. Упражнять в последовательном рисовании цветов. Лист А-4 тонированный в бежевый цвет. Гуашь, кисти.
27 Веселая матрешка Познакомить с историей возникновения Полхов-Майданской матрешки, учить рисовать характерные элементы Загорской росписи. Шаблоны силуэтов Загорской матрешки. Гуашь, кисти.
28 Каргопольская игрушка Познакомить с каргопольской игрушкой и с традиционным выполнением росписи. Шаблоны силуэтов игрушек. Гуашь, кисти.
апрель 29 Скатерть по дымковским мотивам Упражнять в украшении элементами декоративной росписи: кругами, кольцами, точками, прямыми и волнистыми линиями. Лист А-4. Гуашь, кисти.
30 Животные дымково Продолжать формировать умения рисования элементов росписи, украшая шаблоны животных, познакомить с шахматным расположением элементов в узоре, сочетанию крупных элементов с более мелкими. Шаблоны силуэтов лошадок, оленей, козликов. Гуашь, кисти.
31 Рисование + конструирование. «Барышни-франтихи».
Рисование тычком, ватными палочками Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус) Выкройки игрушки – двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, «тычки», клей ПВА, скрепки, простой карандаш
32 Филимоновская игрушка (техника рисования ватными палочками) Знакомство с филимоновской игрушкой. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Учить создавать орнамент ватными палочками Готовые шаблоны филимоновских фигур, ватные палочки, гуашь
май 33 Петушок-золотой гребешок Расписывать птичку и подставку применяя роспись филимоново. Конструировать из бумаги фигурку петушка и поставку. Шаблоны петушка, кисти, для клея и красок, гуашь, клей.
34 Городецкие узоры
Познакомить детей с городецкой росписью. Закреплять умение рисовать «купавку», познакомить с новым элементом — «ромашкой», учить оживлять узор квачами и белой краской. Учить рисовать узор в полосе, чередуя «купавки» и «ромашки», выбирать цвета, составлять оттенки, оживлять цветы и листья Городецкие изделия, образцы узоров и последовательности рисования «ромашки» и «купавки».
Лист А-4 тонированный под дерево, гуашь, кисти
35 Роспись доски городецким узором Продолжать знакомство с росписью Городца, закреплять знания детей об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Познакомить с новым цветком — «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам. Изделия го-родецких мастеров, образцы узоров. Листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме кухонных досок, гуашь, кисти, квачи.
36 «Вернисаж» Выставка детских рисунков
Список литературы.
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Т. И Бабаева, А. Г Гогоберидзе, З. А Михайлова и др. – СПб : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
2. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,1982.– 208 с.
3. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392с.
4. Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. :«Просвещение», 2005.
7. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г. Ю. Ксензова. – М., 2000.
8. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] /Т. С. Комарова. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
9. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л. Субботина. – Ярославль, 1998.
10. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 2007.
11. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н. В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2001.