Ольга Худокормова
Перспективное планирование для подготовительной группы. Работа с математическим планшетом для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Игра — это источник развития, она создает зону ближайшего развития, то есть определяет развитие ребенка.
Л. С. Выготской
Цель:
Способствовать исследовательской деятельности ребенка, содействовать его
познавательно – математическому развитию, а также развитию творческих
способностей.
Задачи:
1. Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в
системе координат;
Публикация «Перспективное планирование для подготовительной группы, Работа с математическим планшетом для подготовительной группы» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и
явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями;
3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
4. Развивать сенсорные способности, смекалку, сообразительность;
5. Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о
симметрии, трансформации размера, формы, формирование логико -
математических представлений у детей;
6. Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания,
наблюдательности и самостоятельности.
Введение:
Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений
необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и развивающие игры. Основой организации работы по обучению математике детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр является следующая система дидактических принципов:
– принцип психологической комфортности (создается образовательная
среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов);
– принцип целостного представления о мире (при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
– принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а
через самостоятельное “открытие” его детьми);
– принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности).
Нетрадиционный подход к организации игровых занятий и других
мероприятий позволяют достичь нестандартные дидактические средства, такие как математический планшет.
Математический планшет представляет собой квадратное поле с 25
штырьками для «рисования» - резиночками.
Данная методика обучения математике основана на игре – ведущей
деятельности дошкольника. Дети до 7 лет не способны к осознанной и
целенаправленной деятельности. Особенность методики в том, что ребенок сам охотно вступает в игру и с интересом на основе развернутых практических действий с предметами, наглядного материала и условных символов усваивает необходимые знания и умения.
Развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия,
сенсомоторной памяти, усвоение обобщенных знаний и способов действия,
развитие воображения будут способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе.
С «Математическим планшетом» можно заниматься как дома с
родителями, так и на НОД и в свободное от занятий время совместно с
воспитателем или самостоятельно. Дети с удовольствием играют и познают
новый материал.
Перспективное планирование для подготовительной группы.
Месяц Игры Цели
Сентябрь 1. Знакомство с математическим планшетом. Познакомить детей с игрой, показать как пользоваться планшетом, как одевать и снимать резиночки, обьяснить правила безобасности
2. Сказочка развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению.
3. Геометрические фигуры развивать представления детей о геометрических фигурах; развивать представления детей о том, как из одной формы сделать другую; формировать умение моделировать фигуры.
4. Продолжение работы с игрой "Геометрические фигуры"
формировать умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Октябрь
1. Столбики
совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные выше и ниже.
2. Линии совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по длине; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные длиннее и короче.
3. Угадай и проверь совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной территории; развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей.
4. Узор по образцу Развивать способность детей к выкладыванию узора по образцу
Ноябрь 1. Часть и целое. развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого
2. Мы разделим пополам. Предложить детям разделить геометрические фигуры резиночками на части и выделить получившиеся сегменты, отмечая их форму, величину, цвет, а также предложить их сосчитать.
3. Змейка развивать глазомер; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов
4. Пространственное ориентирование совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины
Декабрь 1. Диагонали. формировать первичные представления о понятии "диагональ"
2. Деление круга на части» развивать умение делить предмет на несколько равных частей; правильно
обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части
из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части,
размера частей; познакомить детей с понятиями «диаметр» и «радиус».
3. Изучаем понятия угол, параллельно, перпендикулярно. познакомить детей с понятиями «угол», параллельные линии»,
«перпендикулярные линии»
4. Учимся считать формировать представления о порядковом счете; развивать умение
правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Январь 1. Изучаем цифры и буквы. познакомить детей со схемой; развивать способность к моделированию
пространственных отношений между объектами в виде рисунка, схемы;
формировать умение воспроизводить картинки по уже готовой схеме;
познакомить детей с цифрами и буквами.
2. Сколько гвоздиков внутри» упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из
множества части или отдельных его частей.
3. Изучаем понятие симметрия познакомить детей с понятием симметрия.
4. Загадки развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по
качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения);
анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать
сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по
описанию, по представлению; развивать фантазию и речь.
Февраль 1. Зонтик Познакомить детей со схемой ; формировать умение воспроизводить картинки по уже готовой схеме;
2. Лягушка Познакомить детей со схемой ; формировать умение воспроизводить картинки по уже готовой схеме; развивать фантазию.
3. Лошадка Формировать умение воспроизводить по уже готовой схеме.
4. Рисование по замыслу. Закреплять полученные навыки. Учить за ранее обдумывать, содержание рисунка
Март 1. Выложи узор по схеме. Развивать мышление, восприятие, внимание
2. Собака Развивать умение работать по схеме.
3. Угодай, что это? Развивать мышление, восприятие, внимание
4. Ракета Закреплять умение работать по схеме.
Апрель 1. Веселый автобус. учить подбирать нужные формы разными способами; развивать мелкую
2. Букет для мамы Развивать умение работать по схеме.
3. .Рисование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить за ранее обдумывать, содержание рисунка
4. Улитка Развивать умение работать по схеме.
Май 1. Верблюд Развивать умение работать по схеме.
2. Самолет Развивать умение работать по схеме.
3. Часы Развивать умение работать по схеме.