Яковлева Ирина
Перспективная коррекционная работа с ребенком с ОВЗ 1 уровня речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективная коррекционная программа работы с ребенком с ОВЗ I уровня речевого развития.
Цель работы : -развитие понимания речи;
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие активной подражательной речевой деятельности;
-развитие внимания, памяти, мышления.
I
Сентябрь. Развитие понимания речи
Публикация «Перспективная коррекционная работа с ребенком с ОВЗ 1 уровня речевого развития» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Учить ребенка находить предметы, игрушки. Учить по инструкции педагога узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Октябрь.
Учить понимать слова обобщающего значения. Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (воспитатель задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него.
Ноябрь.
Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто? куда, откуда? ,с кем?.
Учить ребенка понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.
Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
Декабрь.
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить ребенка называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).
Учить ребенка называть имена друзей, кукол.
Учить подражанию:
• голосам животных;
• звукам окружающего мира;
• звукам музыкальных инструментов.
Январь.
Развитие внимания, памяти, мышления. Учить ребенка запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).
Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.
Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).
Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).
Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе педагога (мама, папа; мама, папа, тетя). Учить ребенка находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю» : шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.
Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.
Февраль.
Развитие понимания речи
Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Варя играла с куклой; Валера играл в мяч.
Учить ребенка отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник). Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
Март. Развитие активной подражательной речевой дIеятельности.
Учить ребенка отдавать приказания : на, иди, дай. Учить указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: «Тата, спи.»
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).
Апрель.
Развитие внимания, памяти, мышления. Учить ребенка запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.
Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).
Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представленного ряда:
3 красных кубика и 1 синий;
кукла, клоун, Буратино — шапка;
шуба, пальто, плащ — шкаф;
красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.
Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.
Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки. Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные., шары»)
Ожидаемые результаты.
• В итоге коррекционной работы дети должны научиться: понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними ( в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.)» некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. п., выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Литература.
1. «Детство.» Примерная образовательная программа дошкольного образования». Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. -СПб. :ООО «Издательство «Детство-Пресс»,-2014г.
2. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. -М. : Издательство «Гном и Д»,2011г.
3. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием».-М. : «Школьная Пресса», 2011г.
4. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» -Н. В. Нищева.