Татьяна Панина
Персонализированная программа наставничества в ДОО на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Персонализированная программа наставничества на 2022–2023 учебный год
1. Паспорт программы
1. Наименование программы Программа по организации реверсивной модели наставничества в ДОУ
Цель Создание условий для профессионального роста педагога
Задачи 1. Использование современных образовательных технологий и различных методов по развитию речи у дошкольников с ОВЗ.
2. Обновление и апробация дидактических материалов и наглядных пособий для логопедической работы с использованием современных технологий.
Публикация «Персонализированная программа наставничества в ДОО на учебный год» размещена в разделах
3. Применение ИКТ в практической деятельности для коррекции познавательных и речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ для увеличения результативности коррекционно-развивающей работы.
4. Умение подбирать методики для проведения диагностики речевого развития детей 3-7 лет, подготовка документов для ППк и ТПМПК.
5. Обновление центра речевого развития для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса дошкольников с ОВЗ.
6. Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка.
Сроки реализации 01.09.2022-31.05.2023
Структура программы 1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Цель, задачи
4. Основные термины
5. Этапы реализации программы
6. Механизм реализации
7. Индивидуальный план работы на 2022-2023 учебный год
Составитель программы - наставник
Участники программы наставник – наставляемый
Форма наставничества педагог- педагог
Вид программы реверсивная модель наставничества
Планируемые результаты Решить проблему недостаточной компетенции наставляемого в использовании современных образовательных технологийи различных методов по развитию речи у дошкольников с ОВЗ.
2. Пояснительная записка
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.
Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.
3. Цель:
Реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации.
Задачи:
1. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности;
2. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;
3. Совместное планирование работы;
4. Основные термины
Наставничество – это передача опыта, знаний, формирование навыков через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Реверсивное наставничество - вид наставничества, когда профессионал младшего возраста становится наставником опытного педагога по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно – воспитательного процесса.
Наставник – это один из педагогов, основная цель которого передать знания и практические навыки наставляемому, оказать помощь и поддержку в рабочих вопросах.
Наставляемый – участник системы наставничества, педагог, не имеющий опыта педагогической деятельности, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и приобретает новый опыт.
5. Этапы реализации программы :
I. Подготовительный этап:
• Закрепление наставника и наставляемого.
• Подбор методической и нормативной литературы для изучения.
• Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех участников Программы.
II Практический этап:
• Повышение теоретических и практических знаний в образовательных технологиях в работе с дошкольниками с ОВЗ.
• Создание благоприятных условий профессионального роста наставляемого педагога;
• Взаимная поддержка и взаимопомощь;
• Координация действий педагога в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ;
• Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и методов в различных ситуациях;
• Помощь по подбору и использованию игрового и дидактического материала;
• Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогических действиях.
III итоговый этап:
• Посещение открытых мероприятий разных уровней.
• Анализ результатов работы и подведение итогов работы за год (обобщение опыта).
6. Механизм реализации
Реализация программы рассчитана на один учебный год. Методическая служба и руководитель образовательного учреждения осуществляют контроль за реализацией программы и за работой педагога.
Руководитель образовательного учреждения в начале учебного года создает приказ о закреплении педагога наставника и необходимых условий для совместной работы.
Составляется примерный план работы на учебный год, в соответствии с которым и осуществляется работа и контроль.
В конце учебного года результаты работы предоставляются на педагогическом совете.
7. Индивидуальный план работы на 2022-2023 учебный год
Тема Рассматриваемые вопросы Сроки
1. Анкетирование педагога с
целью выявления уровня
профессиональных способностей.
2. Разработка планов
методического
сопровождения педагога по формированию профессионального роста педагога. Выявление профессиональных способностей и затруднений в педагогической практике.
Повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ.
Определение круга вопросов для совместной деятельности, обозначить цели. сентябрь
Анализ потребностей (разработка анкеты, анкетирование, обработка результатов/ устный опрос и др.) Выявление положительного опыта в работе, определение степени комфортности педагога в коллективе. сентябрь
Умение подбирать методики для проведения диагностики речевого развития детей 3-7 лет, подготовка документов для ППк и ТПМПК. Оказание профессиональной помощи педагогу. сентябрь
Консультация «Современные образовательные технологии в ДОУ» Советы по целесообразности их использования. октябрь
Использование различных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ. Консультация, советы по целесообразности их использования. (Проведение логопедического массажа, использование мнемотехники для развития связной речи, развитие мелкой моторики). ноябрь
Обновление и апробация дидактических материалов и наглядных пособий для логопедической работы с использованием современных технологий. Повышение теоретических и практических знаний в образовательных технологиях в работе с дошкольниками с ОВЗ. В течение года
Внедрение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ. Изучение опыта работы коллег, пополнение картотеки. декабрь
Презентации на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда». (Логопедический и пальчиковый массаж, Су-Джок терапия, дыхательная гимнастика). Методические рекомендации для воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий. декабрь
Познакомиться с успешными практиками разработки и внедрения образовательных инноваций в практику педагогической деятельности. Оказание помощи во внедрении технологий и распространения собственного опыта. январь
Практическое задание на тему «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ». ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ. февраль
Применение ИКТ позволяет строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Дополнить картотеку занимательного речевого материала с использование ИКТ. В течение года
Принять участие в олимпиаде, конкурсе, соревнованиях с последующим разбором полученного опыта «Играя, развиваем речь» Размещение своих разработок на интернет-сайтах logoped.ru, pedsovet.ru, в социальной сети работников образования nsportal,ru, «МААМ. RU. В течение года
Привлечение родителей к мероприятиям в детском саду. Организовать праздник ко Дню Защитника Отечества, совместно обсудить план, помощь в проведении. февраль
Формы взаимодействия с семьей, (консультации, мастер – классы, досуги, викторины, дни открытых дверей и т. д.). Повышение компетентности у наставляемого в вопросах
консультативной работы для родителей. В течение года
Консультация для родителей на тему «Как закрепить у детей навыки правильного звукопроизношения» («Играем пальчиками и развиваем речь») Методические рекомендации по работе с детьми, взаимодействие на основе практических ситуаций с родителями.
Оказание профессиональной помощи родителям. В течение года
Организовать и провести совместно с наставником мероприятие на тему
«Применение игровых ситуаций и занимательных пособий в логопедической работе». Систематизировать и обобщить собственный опыт работы по изучаемой проблеме.
Совместное составление мероприятия, совместное обсуждение, самоанализ. март
Консультация «Как эффективно провести НОД с дошкольниками с ОВЗ». Рекомендации по организации и проведению НОД, умение грамотно ставить цель и задачи к НОД и использование разных методов и приемов. март
Посещение НОД на тему «Развиваем речь детей, играя вместе». Совместная разработка технологической карты к занятию на основе конспекта. Анализ результата проведенной НОД. апрель
Выступить с докладом «Использование нетрадиционных приёмов в развитии речи дошкольников с ОВЗ» на городском семинаре-практикуме. Осуществление самообразования. апрель
1. Итоговое анкетирование «Наставничество как эффективный метод профессионализма педагога»
2. Итоговый отчёт о проделанной работе Пополнение методической копилки педагогической практики и рост профессиональной компетентности.
Самоанализ профессиональной деятельности наставляемого педагога (отчет о результатах работы, обсуждение и оценка результатов). май
Используемая литература:
Программы и методические разработки:
1. Л. В. Лопатиной «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи». Издательство СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015;
2. Н. В. Нищевой «Образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР 3 – 7 лет». Издательство СПб: «Детство-Пресс», 2015;
3. Н. В. Нищевой «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда». Издательство СПб: «Детство-Пресс», 2014;
4. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 и 6-7 лет» Конспекты занятий по развитию речи в старшей и подготовительной к школе логогруппе. Издательство Москва «Гном», 2009;
5. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 и 6-7 лет» Конспекты фронтальных занятий в старшей и подготовительной к школе логогруппе. Издательство Москва: «Гном», 2020;
6. Н. Э Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбомы 1,2,3,4; Разработано в соответствии с ФГОС ДО;
7. И. А. Михеева, С. В. Чешева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда». Издательство СПб: «КАРО», 2009;
8. Г. А. Османова «Логопед – родителям». Издательство СПб: «КАРО», 2009;
9. О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда». Издательство Москва, гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011.