Наталья
Перфокарты как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Перфокарты – как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».
Формирование мыслительных процессов дошкольников – одна из важнейших задач образовательного учреждения. От овладения процессами мышления зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека.
Публикация «Перфокарты как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Перфокарты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Исследование психологов показывают, что успешность овладения процессами мышления зависит от того, насколько у ребенка сформированы приё мы умственных действий: анализ, синтез, обобщение, сравнение, и др., иными словами – насколько у ребенка развито логическое мышление.
Слайд 2
Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.
Разработано много методик, направленных на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Они учитывают возрастные особенности дошкольников, строятся на играх, загадках и заданиях.
Слайд 3
Из всего данного множества, мы выбрали для своей работы по развитию логического мышления такое универсальное пособие, как Перфокарты.
Перфокарта – это индивидуальная карточка с заданием, изготовленная из бумаги или картона с окошечком, в котором ребёнок выполняет задание.
Слайд 4
Основной целью игр с Перфокартами является развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
С задачами использования Перфокарт в работе с детьми, Вы можете ознакомиться на данном слайде.
Слайд 5
Преимущества использования Перфокарт :
• Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению, их можно разнообразить в зависимости от возможностей педагога;
• содержание Перфокарт может быть разнообразным, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень их развития;
• дети работают с Перфокартами с удовольствием. Работая с Перфокартой, ребёнок получает возможность действовать самостоятельно;
• многоразовое использование карточек;
• с помощью «Дорожек» возможно автоматизировать графический навык ребенка, так как создается ситуация многократного упражнения;
• использование Перфокарт удобно для закрепления пройденного материала;
• дети воспринимают работу с ними как игру. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.
Слайд 6-7
Вы уважаемые коллеги можете меня спросить: «А как же изготовить данное пособие?»
А я вам отвечу, что его легко можно изготовить самому, в любом количестве, на любую тему и в любой образовательной области.
Перфокарты можно изготовить несколькими способами. Это может быть лист бумаги с цветной печатью с последующим ламинированием. Либо это будет картонная карточка, вложенная в папку-вкладыш (т. е. файл) или папка-конверт на молнии. В этих случаях ребёнок работает фломастером, а после выполнения работы губкой стирает, всё то, что он нарисовал.
Либо это будут карточки с карманом, в который вставляется чистый лист бумаги, на котором ребёнок и выполняет своё задание. Таким образом, для каждого ребёнка будет необходимо производить замену чистого листа.
Слайд 8
Перфокарты могут использоваться педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в рамках образовательной деятельности в режимных моментах, а также дошкольниками в самостоятельной деятельности в детском саду. Использование Перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Очень эффективны Перфокарты для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоенного материала.
Слайд 9
При работе с Перфокартами можно использовать два варианта работы. Первый – ребёнок сам вписывает правильный ответ на Перфокарте, а второй – педагог заведомо неверно выполняет задание на Перфокарте, а ребёнок ищет ошибки и исправляет их.
Слайд 10
Одним из принципов дошкольного образования по ФГОС является принцип Интеграции образовательных областей.
Для реализации данного принципа целесообразно использовать Перфокарты.
Сегодня я попробую поделиться с вами личным опытом работы в данном направлении. Давайте сейчас более подробно рассмотрим типы Перфокарт, которые мы с Вами можем использовать для развития логического мышления при работе со старшими дошкольниками.
Слайд 11
Используя Перфокарты по ФЭМП, можно закрепить математические представления о числе, форме, времени, пространстве и т. д.
Для закрепления умения различать геометрические фигуры, мы использовали Перфокарты «Геометрические фигуры»
При выполнении данного задания ребята соединяли предмет, изображённый на карточке с набором геометрических фигур, из которых он составлен.
Слайд 12
Так же мы в своей работе использовали Перфокарты «Цифровой ряд», в которых дети вписывали в пустые клеточки пропущенные цифры, тем самым закрепляя знания числового ряда.
Слайд 13
Используя Перфокарты по развитию речи, мы совершенствовали фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения.
В своей практике мы использовали набор Перфокарт «Подбери звуковую схему», где ребёнок соединял линией картинку с её звуковой схемой. Таким образом, мы совершенствовали навыки звукового анализа.
Слайд 14
Ещё одна из полюбившихся нашим ребятам Перфокарта «Найди картинку». В которой ребята соединяли линией букву с предметом, название которого начинается с этой буквы. Таким образом мы могли совершенствовать звукобуквенный анализ.
Слайд 15
Используя Перфокарты по ИЗО, мы способствовали развитию фантазии и воображения, чувства цвета и эстетического восприятия.
В своей практике для закрепления представлений об основных цветах и их оттенках мы использовали Перфокарту «Палитра». В которой ребята определяли по сочетанию колеров, какой палитрой рисовалась каждая картина.
Слайд 16
А для формирования представлений детей о тёплых и холодных цветах спектра, мы применяли Перфокарту «Цветовая гамма». Согласно правилам которой дети определяли какие из основных цветов являются тёплыми, а какие холодными, соединяя линией цвет с солнышком или снежинкой.
Слайд 17
Используя Перфокарты по физическому развитию дошкольников, мы способствовали закреплению теоретических знаний у детей, полученных на практических занятиях.
Для закрепления знаний о разных видах спорта мы использовали Перфокарту «Найди спортсмену его инвентарь», согласно правилам которой ребята определяли какому спортсмену принадлежит инвентарь.
Слайд 18
Например, все знают игру хоккей, но, к сожалению, нам с Вами проблематично будет на практике усвоить все необходимые знания касаемые данной игры. Потому что у нас может не быть хоккейных коньков или ворот и уж точно нет хоккейной формы. Вот в этом случае нам и поможет Перфокарта «Подбери инвентарь хоккеисту».
Слайд 19
Использование дидактических пособий на основе принципа Перфокарт позволило нам :
- реализовать индивидуально-дифференцированный подход;
- адекватно и оперативно оценить уровень усвоения программного материала;
- обеспечить вариативность заданий.
Слайд 20
Таким образом, в результате использования Перфокарт были достигнуты следующие результаты:
• повысился познавательный интерес детей к выполнению заданий;
• у детей активизировалось логическое мышление, память, внимание, воображение, мыслительная деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
• возрос уровень самоконтроля, самооценки, сосредоточенности и собранности.
Перфокарты учитывают современные педагогические технологии, способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.
Перфокарты имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.
Слайд 21
Развивать логическое мышление ребёнка так же важно, как давать ему новые знания. Возможно, даже важнее. Ведь если знания — это инструменты, то логика — умение ими пользоваться.