Анастасия Закирова
Пересказ — средство речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность развития устной речи в старшем дошкольном возрасте является показателем общего развития его личности. Также речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Процесс развития речи представляет собой систематическую работу над ее содержанием, последовательное обучение детей строить предложения, вдумчивый подход к подбору слов и их форм, работа над грамотным построением мысли.
Публикация «Пересказ — средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особое внимание в старшем дошкольном возрасте приобретает развитие речи, основанное на пересказе литературных произведений. В качестве основных показателей пересказа принято считать умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
Рассмотрим все виды пересказа, предлагаемые программами дошкольного обучения.
Виды пересказов : подробный пересказ, пересказ по частям, пересказ с изменением лица, пересказ по аналогии, пересказ инсценирование, творческий пересказ.
Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяются герои или события. Например, в знакомую сказку «Колобок» вводим нового героя или колобок никуда не убегал, а все звери сами прибежали к нему. Конечно такой вид пересказа очень сложный для детей, но в этом возрасте у детей хорошо развита фантазия, и они могут придумать и нафантазировать очень много. Главная задача педагога очень тактично и правильно направить фантазию детей.
Пересказ -инсценирование. Это вид пересказа, который разыгрывается с помощью игрушек или декораций. Этот вид пересказа очень любят все дети любого возраста. Они любят изображать героев сказок, любимых произведений. Главное, чтобы дети хорошо знали произведение и героев, которых им предстоит изобразить.
Пересказ с изменением лица. Ребенок должен поменять лицо от которого ведётся рассказ. Например, в сказке «Теремок» рассказ ведется от автора, а дети должны рассказать сказку от лиц героев.
Пересказ по частям или рассказ фрагмента. Этот вид пересказа часто используется с группой детей. Здесь произведение делится на фрагменты, и дети по очереди рассказывают какой-то фрагмент. Такой вид пересказа сложен и требует сосредоточенности внимание и памяти.
Пересказ подробный или близко к тексту. Такой пересказ так же сложен, так как ребенок не меняет ничего в рассказе и рассказывает от того лица, от которого он написан. Это так же требует хорошей памяти, ребенок пытается воспроизвести мельчайшие детали всего рассказа, при этом развивает память, логическое мышление, эстетическое воспитание, так как ребенок запоминает образные слова и выражения и затем использует их в своей речи.
Пересказ и составление одного рассказа из двух произведений. Перед детьми ставится задача - составить из двух прочитанных рассказов один рассказ. Задача эта, безусловно, более творческая и поэтому предъявляет к мыслительной деятельности детей гораздо больше требований. Чем шире опыт детей, тем больше размах творческого воображения.
Пересказ с продолжением конца произведения. При работе над сказкой Ш. Перро «Подарки феи», детям прочитывают сказку, отвечают на вопросы по произведению. Но в этой сказке конец не учит добру. Конечно, зло наказывается, но детям предлагается самостоятельная работа по составлению конца сказки, которая бы научила детей прощению и добру. Пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев. К творческому пересказу относят составление своего рассказа. Такой прием применяется в начале, середине или конце текста и прием называется пересказом «с остановками».
Театральное перевоплощение. Драматизация, инициирование, театральное воплощение-это самый творческий вид самостоятельного пересказа. Главное в таком творчестве создать близкое по содержанию произведения, но своими словами. Для этого используется методический прием «Интерпретация сказки» В данном случае, дети производят свое понимание сказки и представляют ее. Таким образом, дети развивают и творческий потенциал
На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, в результате развивают речевые умения детей. Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать следующие требования к ним: высокая художественная ценность, идейная направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, чёткость и последовательность развёртывания действия; занимательность, а также доступность содержания; небольшой объем; язык произведения должен быть доступен ребенку, то есть произведение должно содержать в себе короткие и чёткие фразы, в произведении должны присутствовать известные ребенку персонажи с ярко выраженным характером; произведения должны быть сюжетные с чёткой композицией.
В старшем дошкольном возрасте методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы.
План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным моментом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка; после пересказа помогают проанализировать его. В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа. План воспитатель составляет один или вместе с детьми. Указание педагога тоже очень важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают детям понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, развивают выразительность речи при пересказывании.
Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе.