Получи документы

Пересказ сказки от лица героя как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Алла Козлова
Пересказ сказки от лица героя как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать

Пересказ сказки от лица героя, как средство развития речи детей

старшего дошкольного возраста

Основные задачи развития речевой деятельности дошкольников :

• Обогащение словарного запаса

Развитие грамматически правильной речи

• Воспитание звуковой культуры речи

Публикация «Пересказ сказки от лица героя как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие связной речи (монологической речи)

• Ознакомление с художественной литературой

Одной из составляющих задач развития речи является формирование у детей связной речи. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передается замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ, не допускать слов и оборотов речи, несвойственных жанру). В народной сказке, например, будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и стилистические обороты.

Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Нельзя при пересказе добавлять слишком много своего или упускать важные детали.

Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают их речевые умения.

Требования к тексту для пересказа :

Сюжет произведения:

Должен иметь воспитательное значение.

Доступен по содержанию

Близок жизненному опыту, чтобы ребенок мог отразить личное отношение к событиям.

С ярко выраженной последовательностью действий.

Четкой композицией

Персонажей с ярко выраженными чертами характера.

Мотивы поступков героев должны быть понятны детям.

Язык произведения:

C доступным детям словарем.

С небольшими короткими и четкими фразами.

С отсутствием сложных грамматических форм.

С несложными формами прямой речи.

С наличием ярких и точных определений.

Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение, отвечать на вопросы, выделять основную мысль.

Пересказ от лица героя, является хорошим приемом активизации умственной деятельности дошкольников. Данный вид в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. Пересказ от лица героя – один из видов творческого пересказа, который может применяться в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста. При выборе данного вида пересказа руководствуются одной из важнейших особенностей восприятия литературы детьми, которая заключается в том, что восприятие осуществляется как «геройное», т. е как пишет психолог М. Марков, «оно возможно лишь при наличии конкретного, воображаемого при чтении или видимого или слышимого объекта, на который может быть совершено перенесение».

Это свойство детского восприятия, проявляющееся в мысленном содействии, и переживании читателя с героем, в «перенесении» на себя его свойств и качеств, дает возможность предположить, что пересказ от лица героя – деятельность, доступная ребенку-дошкольнику.

Пересказ от лица героя активно ставит ребенка на позиции героя, помогает ему войти внутрь изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл поступков и тем самым в смысл произведения.

Пересказ от лица героя обладает целым рядом скрытых внутренних возможностей развития творческой мыслительной активности детей, ибо в таком пересказе необходима интерпретация всех событий с определенной точки зрения – с точки зрения данного героя. Так, например, известную русскую народную сказку «Лиса и волк» дети могут передать от лица лисы, от лица волка, от лица старика, и каждый раз содержание сказки будет перестраиваться в зависимости от позиции данного героя в произведении, от его точки зрения на события, происходившие там, от степени участия героя в этих событиях.

Пересказ данного типа ставит перед ребенком интересные и сложные умственные задачи, ибо в таком пересказе требуется интерпретация всех событий, под определенным углом зрения. Давая возможность развитию творческого воображения, пересказ от лица героя одновременно организует мысль детей, учит внимательно вслушиваться в читаемое, устанавливать наиболее существенные связи в произведении.

Пересказ произведения с точки зрения героя усиливает эмоциональное отношение детей к описываемым событиям и героям, заставляет ребенка активно сочувствовать и сопереживать им. Данное задание содействует также развитию речевых возможностей детей, так как ставит, ребенка перед необходимостью сознательной реконструкции контекста, побуждает к активному освоению авторских средств изображения.

Первое условие - подготовка детей к пересказу.

Успешный пересказ с позиции героя возможен лишь в случаях, когда ребенку все ясно в этой позиции, когда он проникается состоянием героя, сочувствует и сопереживает с ним. Дети должны увидеть индивидуальность каждого героя, понять мотивы, движущие их поступками, выявить взаимоотношения между отдельными героями.

Именно этому, в первую очередь, и должна быть посвящена подготовительная работа с детьми к пересказу текста от лица героя.

Большую роль в формировании навыка пересказа от лица героя играет его

коллективное обсуждение с детьми. При обсуждении воспитатель фиксирует внимание всех детей на умении ребенка-рассказчика излагать события от первого

лица, не сбиваясь на обычный рассказ, на способность воспроизвести

индивидуальную точку зрения героя, отбирая необходимые с этой точки зрения события и факты произведения. Участие детей в совместном обсуждении пересказов

помогает им увидеть позицию героя, глубже осознать его поступки, переживания,

взаимосвязи с другими персонажами.

Пересказ от лица героя - задание интересное и доступное детям дошкольного

возраста.

В этих пересказах мы, как правило, сталкиваемся не с формальной

постановкой первого лица взамен третьего, а свободной интерпретацией событий

произведения с точки зрения конкретного героя.

Одной из характерных особенностей пересказов детей от лица героя является ярко выраженная в них личная сопричастность к событиям, откровенное переживание ребенка за героя.

Главное назначение пересказа от лица героя – помочь детям действенным

путем освоить смысловое содержание произведения и на основе идентификации с героем глубже проникнуть в открытые мотивы его поведения, приобщиться к его мыслям и чувствам.

Пересказ данного типа ставит перед ребенком интересные и сложные умственные задачи, ибо в таком пересказе требуется интерпретация всех событий, под

определенным углом зрения.

Пересказ произведения с точки зрения героя усиливает эмоциональное отношение детей к описываемым событиям и героям, заставляет ребенка активно сочувствовать и сопереживать им.

Данное задание содействует также развитию речевых возможностей детей, так как ставит, ребенка перед необходимостью сознательной реконструкции контекста, побуждает к активному освоению авторских средств изображения.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и рак» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и рак» для старшего дошкольного возраста Цель: Учить связно и последовательно составлять описательный рассказ по картине без помощи вопросов воспитателя. Задачи: - связная речь:.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пересказ сказки от лица героя как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2023 в 11:51
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пересказ сказки от лица героя как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алла Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД