Алла Козлова
Пересказ сказки от лица героя как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ сказки от лица героя, как средство развития речи детей
старшего дошкольного возраста
Основные задачи развития речевой деятельности дошкольников :
• Обогащение словарного запаса
• Развитие грамматически правильной речи
• Воспитание звуковой культуры речи
Публикация «Пересказ сказки от лица героя как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
• Развитие связной речи (монологической речи)
• Ознакомление с художественной литературой
Одной из составляющих задач развития речи является формирование у детей связной речи. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передается замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ, не допускать слов и оборотов речи, несвойственных жанру). В народной сказке, например, будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и стилистические обороты.
Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Нельзя при пересказе добавлять слишком много своего или упускать важные детали.
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают их речевые умения.
Требования к тексту для пересказа :
Сюжет произведения:
Должен иметь воспитательное значение.
Доступен по содержанию
Близок жизненному опыту, чтобы ребенок мог отразить личное отношение к событиям.
С ярко выраженной последовательностью действий.
Четкой композицией
Персонажей с ярко выраженными чертами характера.
Мотивы поступков героев должны быть понятны детям.
Язык произведения:
C доступным детям словарем.
С небольшими короткими и четкими фразами.
С отсутствием сложных грамматических форм.
С несложными формами прямой речи.
С наличием ярких и точных определений.
Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение, отвечать на вопросы, выделять основную мысль.
Пересказ от лица героя, является хорошим приемом активизации умственной деятельности дошкольников. Данный вид в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. Пересказ от лица героя – один из видов творческого пересказа, который может применяться в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста. При выборе данного вида пересказа руководствуются одной из важнейших особенностей восприятия литературы детьми, которая заключается в том, что восприятие осуществляется как «геройное», т. е как пишет психолог М. Марков, «оно возможно лишь при наличии конкретного, воображаемого при чтении или видимого или слышимого объекта, на который может быть совершено перенесение».
Это свойство детского восприятия, проявляющееся в мысленном содействии, и переживании читателя с героем, в «перенесении» на себя его свойств и качеств, дает возможность предположить, что пересказ от лица героя – деятельность, доступная ребенку-дошкольнику.
Пересказ от лица героя активно ставит ребенка на позиции героя, помогает ему войти внутрь изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл поступков и тем самым в смысл произведения.
Пересказ от лица героя обладает целым рядом скрытых внутренних возможностей развития творческой мыслительной активности детей, ибо в таком пересказе необходима интерпретация всех событий с определенной точки зрения – с точки зрения данного героя. Так, например, известную русскую народную сказку «Лиса и волк» дети могут передать от лица лисы, от лица волка, от лица старика, и каждый раз содержание сказки будет перестраиваться в зависимости от позиции данного героя в произведении, от его точки зрения на события, происходившие там, от степени участия героя в этих событиях.
Пересказ данного типа ставит перед ребенком интересные и сложные умственные задачи, ибо в таком пересказе требуется интерпретация всех событий, под определенным углом зрения. Давая возможность развитию творческого воображения, пересказ от лица героя одновременно организует мысль детей, учит внимательно вслушиваться в читаемое, устанавливать наиболее существенные связи в произведении.
Пересказ произведения с точки зрения героя усиливает эмоциональное отношение детей к описываемым событиям и героям, заставляет ребенка активно сочувствовать и сопереживать им. Данное задание содействует также развитию речевых возможностей детей, так как ставит, ребенка перед необходимостью сознательной реконструкции контекста, побуждает к активному освоению авторских средств изображения.
Первое условие - подготовка детей к пересказу.
Успешный пересказ с позиции героя возможен лишь в случаях, когда ребенку все ясно в этой позиции, когда он проникается состоянием героя, сочувствует и сопереживает с ним. Дети должны увидеть индивидуальность каждого героя, понять мотивы, движущие их поступками, выявить взаимоотношения между отдельными героями.
Именно этому, в первую очередь, и должна быть посвящена подготовительная работа с детьми к пересказу текста от лица героя.
Большую роль в формировании навыка пересказа от лица героя играет его
коллективное обсуждение с детьми. При обсуждении воспитатель фиксирует внимание всех детей на умении ребенка-рассказчика излагать события от первого
лица, не сбиваясь на обычный рассказ, на способность воспроизвести
индивидуальную точку зрения героя, отбирая необходимые с этой точки зрения события и факты произведения. Участие детей в совместном обсуждении пересказов
помогает им увидеть позицию героя, глубже осознать его поступки, переживания,
взаимосвязи с другими персонажами.
Пересказ от лица героя - задание интересное и доступное детям дошкольного
возраста.
В этих пересказах мы, как правило, сталкиваемся не с формальной
постановкой первого лица взамен третьего, а свободной интерпретацией событий
произведения с точки зрения конкретного героя.
Одной из характерных особенностей пересказов детей от лица героя является ярко выраженная в них личная сопричастность к событиям, откровенное переживание ребенка за героя.
Главное назначение пересказа от лица героя – помочь детям действенным
путем освоить смысловое содержание произведения и на основе идентификации с героем глубже проникнуть в открытые мотивы его поведения, приобщиться к его мыслям и чувствам.
Пересказ данного типа ставит перед ребенком интересные и сложные умственные задачи, ибо в таком пересказе требуется интерпретация всех событий, под
определенным углом зрения.
Пересказ произведения с точки зрения героя усиливает эмоциональное отношение детей к описываемым событиям и героям, заставляет ребенка активно сочувствовать и сопереживать им.
Данное задание содействует также развитию речевых возможностей детей, так как ставит, ребенка перед необходимостью сознательной реконструкции контекста, побуждает к активному освоению авторских средств изображения.