Алина Кудряшова
Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб». Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать развивать связную речь детей.
Задачи.
Образовательные:
1. Обучение детей связному, последовательному пересказыванию рассказа М. Глинской «Хлеб».
2. Обучение детей пересказыванию текста по цепочке.
Развивающие :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Продукты питания. Лепка
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Лепка, занятия по лепке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
1. Развитие умения детей грамматически правильно строить своё высказывание.
2. Развитие умения детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
3. Продолжение обучению детей подбирать прилагательные к существительному.
4. Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб».
Воспитательные:
1. Воспитание у детей уважения к хлебу и к труду людей его выращивающих.
Коррекционные:
1. Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, мелкой моторики.
Интегрированные области : «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье».
Оборудование: картинки с хлебобулочными изделиями, макет дерева, игрушка - домовёнок Кузя, «волшебный сундучок», ящик «обоняния», кусочки ржаного и пшеничного хлеба, «волшебная» палочка, колпачок на голову, массажный мячик, массажная дорожка со следами, колос, листы картона с насыпанной мукой (на каждого ребёнка).
Предварительная работа: Беседа «Откуда хлеб пришёл?»; рассматривание колосков; лепка из солёного теста «Бублики, пирожки, булочки»; чтение с последующим обсуждением В. Крупин «Отцовское поле», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», М. пришвин «Лисичкин хлеб»; разучивание пословиц о хлебе; отгадывание загадок.
Словарь: хлебобулочные изделия, ржаной, пшеничный, колос, зерно.
Предполагаемые результаты: дети должны уметь пересказывать рассказ близко к тексту; отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; подбирать прилагательные к существительному; определять хлеб по запаху.
Методы и приё мы:
Словесные – чтение, объяснение, вопросы, беседа.
Наглядные – картинки с хлебобулочными изделиями; карточки – схемы по тексту рассказа.
Практические – определение по запаху (ржаной, пшеничный); рисование пальчиком по муке.
Ход НОД.
1 часть – организационная.
Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель. – Ребята, вы знаете, что когда у человека хорошее настроение, ему хочется улыбаться. У меня сегодня очень хорошее настроение от того, что мне предоставилась возможность пообщаться с вами. Я хочу своим хорошим настроением поделиться с вами. Давайте улыбнёмся друг другу и пожмём руки. Теперь передайте своё хорошее настроение нашим гостям, улыбнитесь им. Молодцы!
- Ребята, я приглашаю вас в волшебный сад, где растёт дерево, которое вы никогда не увидите по – настоящему. Но для этого нам нужно пройти по «волшебной» дорожке, точно наступая на следы (дети идут по массажной дорожке со следами).
Вереницей мы пойдём,
В сад волшебный попадём,
Чудо – дерево найдём,
Что с него мы соберём?
Дети подходят к дереву, на котором висят картинки с хлебобулочными изделиями.
Чудо дерево стоит,
Очень странное на вид.
Воспитатель: - Что же растёт на нашем дереве? (дети перечисляют).
- Правильно, баранки, сушки, пряники, печенье, пирожки, хлеб – всё это хлебобулочные изделия. Сейчас мы носиком сделаем глубокий вдох, а потом будем тихонько выдыхать, выпускать воздух и произносить «хлебобулочные». (Во время вдоха воспитатель следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи).
А теперь испечём нашим язычком «блинчик». (Рот открыт, широкий язык спокойно лежит на нижней губе, воспитатель считает до пяти, «проглотили» блинчик – язык убрать, закрыть рот).
- Из чего пекут хлебобулочные изделия? (из муки).
- Из чего делают муку? (из зёрен).
- Откуда берутся зёрна? (из колоса).
-Что такое колос? Правильно, колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк – это соломина.
Золотист он и усат,
В ста кармашках сто ребят.
Одновременно воспитатель показывает колос.
- Ребята, давайте покажем, как растёт колосок.
Координация речи с движением.
Упражнение «Колоски».
По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о
друга.
Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони дру-
гой и отводят руку в сторону («сеют»).
Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и
поднимают руки («солнце»)
Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ла-
донями, раскрытыми, к полу.
Высоко поднялись колоски, Сгибают руки в локтях, разворачивают ла-
дони друг к другу
К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.
Ветер налетает, Покачивают руками над головой.
Колоски качает.
Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.
Влево качнулись.
А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.
Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту
(пьют)
Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.
До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.
- Ребята, какие бывают виды хлеба? (белый, чёрный).
- Из какой муки пекут белый хлеб? (из пшеничной). Значит, как мы можем назвать такой хлеб? (пшеничный хлеб).
- Из какой муки пекут чёрный хлеб? (из ржаной). Значит, какой это хлеб? (ржаной хлеб).
-Если понюхать ржаной и пшеничный хлеб, они пахнут по - разному. Какой на запах белый хлеб (сладкий, а чёрный (с кислинкой). Сейчас мы с вами определим по запаху вид хлеба, а поможет нам в этом «волшебный ящик». Садитесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом и 2-3 ребёнка определяют вид хлеба с помощью ящика «обоняния».
2 часть – основная.
Неожиданно слышится какой-то шорох.
- Ребята, слышите, кто-то шумит? Кто же это? Да это же домовёнок Кузя со своим волшебным сундуком. Здравствуй, Кузя. Можно мы с ребятами посмотрим, что лежит у тебя в сундучке? (достаёт кусочек хлеба). Ничего не понимаю, это же хлеб. Кузя, зачем ты принёс нам хлеб? Он нашёл его на улице, представляете, кто-то выбросил этот хлеб. Разве так можно поступать? У Кузи в сундуке есть про это рассказ, и он хочет, чтобы я вам его прочитала. Ребята, скажите, чем рассказ отличается от сказки? Правильно, в рассказе говорится о том, что бывает на самом деле, а в сказке животные, какие-то вещи могут разговаривать, носить человеческую одежду. Сядьте, пожалуйста правильно : спинки прямые, ножки рядышком.
- Я прочитаю вам рассказ Марии Глинской «Хлеб». В тексте вам встретится незнакомое слово – телега. Может из вас кто-нибудь знает, что оно обозначает? Телега – это средство передвижения, которое везла лошадь. На телегу накладывали груз и лошадь его перевозила.
Воспитатель читает текст рассказа.
Беседа о прочитанном. Одновременно воспитатель выкладывает на мольберт картинки – схемы.
- О чём этот рассказ? (Этот рассказ о хлебе, о том, как не надо с ним поступать).
- Что дала мама Грише на улицу? (Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу). Картинка №1.
- Какими словами описывается хлеб в рассказе? (Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой).
-Что сделал Гриша с оставшимся хлебом? (Гриша подумал и бросил хлеб на землю). Картинка №2.
-Что спросил дядя Матвей у ребят? (Кто хлеб бросил).
- Что ответил Гриша? (Я уже сыт, а хлеб оставался, У нас хлеба много не жалко).
-Почему Гриша заплакал? Картинка №3.
- Почему дядя Гриша сказал, что хлеб любить и беречь надо? (Потому что - это работа всей деревни. Для того, чтобы хлеб попал к нам на стол, трудится много народа).
-Как дальше поступил Гриша? (Гриша утёр слёзы и сказал, что съест сейчас этот хлеб).
- Что предложила Нюра Грише? (Нюра предложила отдать хлеб жеребёнку Лыске). Картинка №4.
- Что бы вы сделали, если б у вас остался хлеб? (покормили птичек, можно посушить сухарики и подавать к супу).
Дидактическая игра «Какой бывает хлеб?»
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем Кузе, какой бывает хлеб? (дети передают массажный мячик по кругу и говорят, каким бывает хлеб).
Хлеб : душистый, ароматный, аппетитный, вкусный, сладкий, свежий, мягкий, белый, чёрный, твёрдый, ржаной, пшеничный, хрустящий, диетический, сдобный.
-Давайте разомнём наши пальчики.
Игра "Мышка зёрнышко нашла"
Мышка зёрнышко нашла "мышка" - правая рука "бежит" по левой руке,
перебирая пальцами.
И на мельницу снесла. вращение правой руки перед грудью
Намолола там муки, "т-т-т" - удары кулачками друг о друга, "д- д-д"
-удары кулачком о колени, «п-п-п» - пальцы
Рук сжимаются – разжимаются.
Испекла всем пирожки: "пекут" пирожки
Мышонку - с картошкой, Пальцы сжаты в кулак. Разжимание по одному
Пальцу одновременно на обеих руках.
Мышонку с капустой,
Мышонку - с морковкой,
Мышонку с морошкой,
Для большого толстяка -
аж четыре пирожка.
Если есть время воспитатель проводит дидактическую игру «Вставь вместо паузы слово хлеб».
-Я знаю пословицу о (хлебе).
-Мама купила пшеничный (хлеб).
-Дети едят суп с (хлебом).
-Ваня пошёл в магазин за (хлебом).
-Я не люблю есть суп без (хлеба).
Молодцы, садитесь на стульчики.
- Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё один раз. Вы слушайте внимательно, потом вы будете его пересказывать.
Воспитатель повторно читает рассказ.
- Сейчас вы будете этот рассказ пересказывать по цепочке, поэтому вам надо внимательно слушать своих товарищей. А поможет вам «волшебная» палочка. Кому она в руки попадёт, тот и будет пересказывать.
-Кто хочет пересказать этот рассказ целиком? Поможет тебе в этом «волшебный» колпачок.
3 часть – заключительная.
- У вас на столах лежат листы, на которых насыпана мука. Вам нужно пальчикам нарисовать название нашего рассказа. Кто помнит, как называется рассказ? Значит, что вы нарисуете?
Дети рисуют.
-Ребята, нам с Кузей понравилось, как вы работали на занятии. Давайте вспомним, чем же мы занимались?
-Как надо обращаться с хлебом? (бережно, не бросать его).
-Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Алябьева Е. А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. :ТЦ Сфера, 2005.