Алина Кудряшова
Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб». Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать развивать связную речь детей.
Задачи.
Образовательные:
1. Обучение детей связному, последовательному пересказыванию рассказа М. Глинской «Хлеб».
2. Обучение детей пересказыванию текста по цепочке.
Развивающие :
1. Развитие умения детей грамматически правильно строить своё высказывание.
2. Развитие умения детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
Публикация «Пересказ рассказа М, Глинской „Хлеб“, Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Продукты питания. Лепка
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Лепка, занятия по лепке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
3. Продолжение обучению детей подбирать прилагательные к существительному.
4. Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб».
Воспитательные:
1. Воспитание у детей уважения к хлебу и к труду людей его выращивающих.
Коррекционные:
1. Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, мелкой моторики.
Интегрированные области : «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье».
Оборудование: картинки с хлебобулочными изделиями, макет дерева, игрушка - домовёнок Кузя, «волшебный сундучок», ящик «обоняния», кусочки ржаного и пшеничного хлеба, «волшебная» палочка, колпачок на голову, массажный мячик, массажная дорожка со следами, колос, листы картона с насыпанной мукой (на каждого ребёнка).
Предварительная работа: Беседа «Откуда хлеб пришёл?»; рассматривание колосков; лепка из солёного теста «Бублики, пирожки, булочки»; чтение с последующим обсуждением В. Крупин «Отцовское поле», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», М. пришвин «Лисичкин хлеб»; разучивание пословиц о хлебе; отгадывание загадок.
Словарь: хлебобулочные изделия, ржаной, пшеничный, колос, зерно.
Предполагаемые результаты: дети должны уметь пересказывать рассказ близко к тексту; отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; подбирать прилагательные к существительному; определять хлеб по запаху.
Методы и приё мы:
Словесные – чтение, объяснение, вопросы, беседа.
Наглядные – картинки с хлебобулочными изделиями; карточки – схемы по тексту рассказа.
Практические – определение по запаху (ржаной, пшеничный); рисование пальчиком по муке.
Ход НОД.
1 часть – организационная.
Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель. – Ребята, вы знаете, что когда у человека хорошее настроение, ему хочется улыбаться. У меня сегодня очень хорошее настроение от того, что мне предоставилась возможность пообщаться с вами. Я хочу своим хорошим настроением поделиться с вами. Давайте улыбнёмся друг другу и пожмём руки. Теперь передайте своё хорошее настроение нашим гостям, улыбнитесь им. Молодцы!
- Ребята, я приглашаю вас в волшебный сад, где растёт дерево, которое вы никогда не увидите по – настоящему. Но для этого нам нужно пройти по «волшебной» дорожке, точно наступая на следы (дети идут по массажной дорожке со следами).
Вереницей мы пойдём,
В сад волшебный попадём,
Чудо – дерево найдём,
Что с него мы соберём?
Дети подходят к дереву, на котором висят картинки с хлебобулочными изделиями.
Чудо дерево стоит,
Очень странное на вид.
Воспитатель: - Что же растёт на нашем дереве? (дети перечисляют).
- Правильно, баранки, сушки, пряники, печенье, пирожки, хлеб – всё это хлебобулочные изделия. Сейчас мы носиком сделаем глубокий вдох, а потом будем тихонько выдыхать, выпускать воздух и произносить «хлебобулочные». (Во время вдоха воспитатель следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи).
А теперь испечём нашим язычком «блинчик». (Рот открыт, широкий язык спокойно лежит на нижней губе, воспитатель считает до пяти, «проглотили» блинчик – язык убрать, закрыть рот).
- Из чего пекут хлебобулочные изделия? (из муки).
- Из чего делают муку? (из зёрен).
- Откуда берутся зёрна? (из колоса).
-Что такое колос? Правильно, колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк – это соломина.
Золотист он и усат,
В ста кармашках сто ребят.
Одновременно воспитатель показывает колос.
- Ребята, давайте покажем, как растёт колосок.
Координация речи с движением.
Упражнение «Колоски».
По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о
друга.
Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони дру-
гой и отводят руку в сторону («сеют»).
Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и
поднимают руки («солнце»)
Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ла-
донями, раскрытыми, к полу.
Высоко поднялись колоски, Сгибают руки в локтях, разворачивают ла-
дони друг к другу
К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.
Ветер налетает, Покачивают руками над головой.
Колоски качает.
Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.
Влево качнулись.
А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.
Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту
(пьют)
Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.
До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.
- Ребята, какие бывают виды хлеба? (белый, чёрный).
- Из какой муки пекут белый хлеб? (из пшеничной). Значит, как мы можем назвать такой хлеб? (пшеничный хлеб).
- Из какой муки пекут чёрный хлеб? (из ржаной). Значит, какой это хлеб? (ржаной хлеб).
-Если понюхать ржаной и пшеничный хлеб, они пахнут по - разному. Какой на запах белый хлеб (сладкий, а чёрный (с кислинкой). Сейчас мы с вами определим по запаху вид хлеба, а поможет нам в этом «волшебный ящик». Садитесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом и 2-3 ребёнка определяют вид хлеба с помощью ящика «обоняния».
2 часть – основная.
Неожиданно слышится какой-то шорох.
- Ребята, слышите, кто-то шумит? Кто же это? Да это же домовёнок Кузя со своим волшебным сундуком. Здравствуй, Кузя. Можно мы с ребятами посмотрим, что лежит у тебя в сундучке? (достаёт кусочек хлеба). Ничего не понимаю, это же хлеб. Кузя, зачем ты принёс нам хлеб? Он нашёл его на улице, представляете, кто-то выбросил этот хлеб. Разве так можно поступать? У Кузи в сундуке есть про это рассказ, и он хочет, чтобы я вам его прочитала. Ребята, скажите, чем рассказ отличается от сказки? Правильно, в рассказе говорится о том, что бывает на самом деле, а в сказке животные, какие-то вещи могут разговаривать, носить человеческую одежду. Сядьте, пожалуйста правильно : спинки прямые, ножки рядышком.
- Я прочитаю вам рассказ Марии Глинской «Хлеб». В тексте вам встретится незнакомое слово – телега. Может из вас кто-нибудь знает, что оно обозначает? Телега – это средство передвижения, которое везла лошадь. На телегу накладывали груз и лошадь его перевозила.
Воспитатель читает текст рассказа.
Беседа о прочитанном. Одновременно воспитатель выкладывает на мольберт картинки – схемы.
- О чём этот рассказ? (Этот рассказ о хлебе, о том, как не надо с ним поступать).
- Что дала мама Грише на улицу? (Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу). Картинка №1.
- Какими словами описывается хлеб в рассказе? (Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой).
-Что сделал Гриша с оставшимся хлебом? (Гриша подумал и бросил хлеб на землю). Картинка №2.
-Что спросил дядя Матвей у ребят? (Кто хлеб бросил).
- Что ответил Гриша? (Я уже сыт, а хлеб оставался, У нас хлеба много не жалко).
-Почему Гриша заплакал? Картинка №3.
- Почему дядя Гриша сказал, что хлеб любить и беречь надо? (Потому что - это работа всей деревни. Для того, чтобы хлеб попал к нам на стол, трудится много народа).
-Как дальше поступил Гриша? (Гриша утёр слёзы и сказал, что съест сейчас этот хлеб).
- Что предложила Нюра Грише? (Нюра предложила отдать хлеб жеребёнку Лыске). Картинка №4.
- Что бы вы сделали, если б у вас остался хлеб? (покормили птичек, можно посушить сухарики и подавать к супу).
Дидактическая игра «Какой бывает хлеб?»
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем Кузе, какой бывает хлеб? (дети передают массажный мячик по кругу и говорят, каким бывает хлеб).
Хлеб : душистый, ароматный, аппетитный, вкусный, сладкий, свежий, мягкий, белый, чёрный, твёрдый, ржаной, пшеничный, хрустящий, диетический, сдобный.
-Давайте разомнём наши пальчики.
Игра "Мышка зёрнышко нашла"
Мышка зёрнышко нашла "мышка" - правая рука "бежит" по левой руке,
перебирая пальцами.
И на мельницу снесла. вращение правой руки перед грудью
Намолола там муки, "т-т-т" - удары кулачками друг о друга, "д- д-д"
-удары кулачком о колени, «п-п-п» - пальцы
Рук сжимаются – разжимаются.
Испекла всем пирожки: "пекут" пирожки
Мышонку - с картошкой, Пальцы сжаты в кулак. Разжимание по одному
Пальцу одновременно на обеих руках.
Мышонку с капустой,
Мышонку - с морковкой,
Мышонку с морошкой,
Для большого толстяка -
аж четыре пирожка.
Если есть время воспитатель проводит дидактическую игру «Вставь вместо паузы слово хлеб».
-Я знаю пословицу о (хлебе).
-Мама купила пшеничный (хлеб).
-Дети едят суп с (хлебом).
-Ваня пошёл в магазин за (хлебом).
-Я не люблю есть суп без (хлеба).
Молодцы, садитесь на стульчики.
- Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё один раз. Вы слушайте внимательно, потом вы будете его пересказывать.
Воспитатель повторно читает рассказ.
- Сейчас вы будете этот рассказ пересказывать по цепочке, поэтому вам надо внимательно слушать своих товарищей. А поможет вам «волшебная» палочка. Кому она в руки попадёт, тот и будет пересказывать.
-Кто хочет пересказать этот рассказ целиком? Поможет тебе в этом «волшебный» колпачок.
3 часть – заключительная.
- У вас на столах лежат листы, на которых насыпана мука. Вам нужно пальчикам нарисовать название нашего рассказа. Кто помнит, как называется рассказ? Значит, что вы нарисуете?
Дети рисуют.
-Ребята, нам с Кузей понравилось, как вы работали на занятии. Давайте вспомним, чем же мы занимались?
-Как надо обращаться с хлебом? (бережно, не бросать его).
-Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Алябьева Е. А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. :ТЦ Сфера, 2005.