Каспарова Татьяна Викторовна
Памятка для воспитателей «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
От рождения до школы
Перечень комнатных растений в ДОУ по возрастным группам в соответствии с программой
Рекомендуемые комнатные растения в первой младшей группе
- Фикус (хороший очиститель воздуха)
- Бегония (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей)
- Аспарагус (хороший очиститель воздуха)
- Бальзамин (похож на кустик)
Задачи для первой младшей группы:
1. Помогать детям замечать красоту природы.
2. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Трудовые поручения:
Публикация «Памятка для воспитателей „От рождения до школы“» размещена в разделах
В первой младшей группе за комнатными растениями ухаживает воспитатель. Дети только наблюдают за его работой.
Рекомендуемые комнатные растения во 2 младшей группе
- Фикус (хороший очиститель воздуха)
- Бегония вечноцветущая (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей)
- Аспидистра
- Традесканция (очищает воздух)
Задачи:
1. Познакомить с комнатными растениями и их названиями.
2. Формировать умение детей определять части растений (лист, стебель, цветок).
3. Формировать умение различать растения по их индивидуальным внешним признакам ( цветки: сколько их, цвет, запах; листья: размер, окраска).
4. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
5. Формировать умение правильно держать лейку.
Трудовые поручения (под наблюдением воспитателя) :
1. Полив растений;
2. Протирание, крупных листьев, тряпочкой.
Наблюдения в уголке природы:
В ходе наблюдения детей учат способам обследования: потрогать, обвести пальцем, посмотреть на растение на свету, в тени, через лупу, показать примерный размер. Наблюдения носят кратковременный, игровой характер, направлены на развитие положительных эмоций.
Рекомендуемые комнатные растения средней группы
1. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы)
2. Традесканция (очищает воздух)
3. Алоэ или Агава (фитоцидное растение)
4. Бегония (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей)
5. Бальзамин (похож на кустик)
6. Фикус (густая листва прекрасно очищает воздух от пыли, неприятных запахов, насыщает воздух кислородом,но при уходе за растением следует соблюдать осторожность. Сломанная веточка или лист выделяет млечный сок, который на коже может вызвать аллергическую реакцию, а при попадании внутрь – отравление.)
7. Герань зональная (похожа на кустик, обладает противомикробным эффектом; Оздоравливает микроклимат закрытых помещений: выделяет кислород и поглощает углекислоту, очищает воздух от микробов и пыли; изгоняет из дома моль, мух, комаров;)
8. Узамбарские фиалки (обладает противовоспалительным, мочегонным, слабительным и противомикробным свойствами)
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе.
2. Приучать детей заботиться о растениях.
3. Формировать умение более точно описывать растения (форма листьев, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов).
4. Формировать умение определять политые и не политые растения по состоянию земли.
5. Познакомить с правилом: после поливки растений в лейку надо налить воды и оставить её до следующего дня.
6. Знакомить с жизнью растений в течение всего года.
Трудовые поручения:
1. Полив растений (из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизатора, растения с мелкими листьями).
2. Протирание крупных листьев, влажной тряпочкой или кисточкой, опущенных листьев, сухой кисточкой.
3. Учить детей самим мочить и отжимать тряпочки.
4. Совместное мытье растений.
Наблюдения в уголке природы:
В сравнительных наблюдениях комнатных растений, дети, с помощью воспитателя, учатся выделять особенности листьев и устанавливать способы их мытья: кожистые, крупные листья нужно мыть тряпочкой или губкой; опущенные и бархатистые – мягкой кисточкой или щеточкой; мелкие, нежные листья – опрыскивать.
Дети усваивают простейшие правила:
• Воду нужно отстаивать для полива.
• Избыточный полив вреден для растений.
Дети учатся устанавливать необходимость полива по цвету почвы, по наличию трещинок на почве.
Важно формировать у детей умение определять состояние растения по внешнему виду: ухоженное, здоровое растение хорошо выглядит, цветёт (если оно из группы цветущих, листья хорошо развиты, нет засыхающих, повреждённых и сухих, есть молодые листья, которые нормально развиваются, нет вредителей, почва в горшке рыхлая. Неухоженное растение, больное или старое, выглядит не привлекательно, листья имеют повреждения, их окраска не соответствует норме (желтые, бледные, а у окрашенных рисунок не яркий, они не цветут, почва плотная – комом. С помощью воспитателя дети устанавливают вероятные причины неблагополучия растения, а также способы их устранения. Так же детям интересны сравнительные наблюдения за растениями одной группы: разных видов комнатной герани (зональная, крупноцветковая, душистая). Бегоний (всегда цветущая, Рекс, клубневая, бальзамин, различных сортов фиалок.
Рекомендуемые комнатные растения старшей и подготовительной группы
- Бегония-Рекс и вечноцветущая бегония (борются с заболеваниями верхних дыхательных путей)
- Бальзамин, Традесканция
- Алоэ или Агава (относится к фитонцидным растениям)
- Аспарагус (поглощает тяжелые металлы)
- Амариллис (от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока)
- Фикус (хороший очиститель воздуха)
- Колеус
- Кактусы
- Кливия
- Хлорофитум или камнеломка
Задачи:
1. Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений (разный уход за разными растениями);
2. Формировать умение более точно описывать растения, отмечая существенные особенности, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);
3. Обогащение знаний о комнатных растениях (называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, о происхождении растений, их жизни на родине, знать особенности размножения растений);
4. Формирование умений дифференцировать растения на светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые;
5. Воспитание бережного отношения к растительному миру.
6. Закреплять умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле.
Трудовые поручения (в форме дежурства) :
1. Полив растений;
2. Протирание и мытьё растений;
3. Опрыскивание растений;
4. Обрезка сухих листьев;
5. Помогают воспитателю при пересадке (определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера и т. д.).
Наблюдения в уголке природы:
Особый интерес детей представляют длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Это сложный вид наблюдений, поэтому важно использовать специальные мерки маркеры, фиксировать количество, размер и состояние побегов, листьев, бутонов, цветков.
Наблюдать не чаще одного раза в неделю. В календаре наблюдений отмеченные наблюдения фиксируются с обязательным указанием даты наблюдения.