Марина Фенухина
«Что должно окружать ребенка в группе?» — памятка для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
«Среда воспитывает человека.
Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды.
На долю учителя в процессе воспитания выпадает активная роль
лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым различным
образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему нужна. "
(Л. С. Выготский)
Коррекционно-развивающая среда в специальной школе является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Работая с детьми с множественными нарушениями развития, в группе следует создать безопасную, естественную и комфортабельную обстановку вокруг воспитанников, целесообразную и удобную для их развития. Педагоги должны направить свои усилия на создание воспитательной среды, которая настраивает на положительный эмоциональный лад и гармонизирует отношения между детьми, педагогами и родителями. Предметный мир в группе должен быть представлен разнообразными бытовыми, игровыми, учебными и вспомогательными материалами, необходимыми для развития жизненной компетенции «особого» ребенка.
Публикация «„Что должно окружать ребенка в группе?“ — памятка для воспитателей» размещена в разделах
Основной принцип формирования воспитательной среды – позиция здоровьесбережения. Ребенок должен находиться в безопасной психологической и предметной обстановке. Главная задача воспитательных воздействий – создать и поддерживать такую обстановку, чтобы ребенок ощущал физическое, психологическое и социальное благополучие. Задача не из легких. Для ее реализации необходимо знать и понимать каждого ребенка, учитывать индивидуальные особенности и потребности. Учет личностных особенностей заключается в определении:
1. Физического состояния и развития:
- зрение, слух;
- двигательная сфера, возможность передвижения (самостоятельно, с помощью взрослого или спецсредств, состояние моторики;
- индивидуальные особенности работоспособности (утомляемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, индивидуальный темп работы);
2. Особенности развития познавательной сферы.
3. Особенности эмоционально-волевой сферы:
- способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение;
- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
- отношения с окружающими;
- особенности поведения.
4. Особенности усвоения знаний, умений, навыков (о себе и об окружающем мире).
Такой индивидуализированный подход позволяет включать ребенка в различные виды деятельности, исходя из правила «От каждого - по возможностям, каждому – по потребностям!»
Такой индивидуализированный подход в создании обстановки вокруг ребенка с ОВЗ является залогом его успешного развития.