Елена Ерёма
Пение в коррекции речевых нарушений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема музыкального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в педагогической теории и практике, безусловно, очень значимая на сегодняшний день. Определяющими факторами в этой проблеме становится не только искусство, но и медицина, и наука.
Несомненно, музыкальное развитие, с научно-медицинской точки зрения, оказывает поистине уникальное воздействие на организм ребенка.
Публикация «Пение в коррекции речевых нарушений дошкольников» размещена в разделах
В музыкально-коррекционной деятельности, основные элементы направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения – одна из самых актуальных проблем современной дошкольной педагогики.
Эта актуальность объясняется следующими причинами: нарушение речевой функции у ребенка сопровождается и другими отклонениями в его личностной сфере: плохая память, рассеянное внимание, повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентации в пространстве и т. п. Также нарушение речи и главных ее функций может отрицательно сказаться и на общем развитии ребенка: мешает его полноценному общению со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние. Следующей причиной, объясняющей актуальность данной проблемы, является наметившаяся еще в конце прошлого столетия, крайне негативная тенденция катастрофического увеличения числа детей, страдающих различными речевыми нарушениями.
Проанализировав опыт работы педагогов – музыкантов, психологов, логопедов, я пришла к выводу, что коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения необходимо вести не только воспитателям и
учителям-логопедам, но и музыкальным руководителям, так как роль музыкального руководителя в этой работе достаточно велика.
В поисках форм и методов коррекционной работы я познакомилась с программами и методическими пособиями по коррекционной работе под редакциями основоположников советской логопедии. Эта литература помогла мне понять природу речевых нарушений и причины их возникновения, познакомила со строением речевого аппарата и основными этапами коррекционной работы.
Изученные мной музыкально-коррекционные методики («Игровая методика обучения детей пению» Ольги Валерьевны Кацер, «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры» Дмитрия Ерофеевича Огородного, методическое пособие «Учимся петь играя» Аллы Анатольевны Евтодиевой, «Вокалотерапия» (Сергея Вагановича Шушарджана) показали, что из всех доступных детям видов деятельности, именно пение способно оказывать наибольший эффект в коррекции речевых нарушений.
Пение активно применяется в работе с детьми с различными патологиями речи. Во время пения улучшается ритмико-мелодическая сторона речи, развивается фонетико-фонематический слух, внимание, память. Процесс пения способствует выработке правильного дыхания и звукообразования. Кроме того, занятия пением являются психотерапевтическим методом воздействия на ребенка, коррекции его эмоциональной сферы.
Взяв за основу развитие певческих навыков, я выстроила свою систему работы, направленную на коррекцию речевой функциональной системы, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков ребенка.
Систему своей работы я построила, следуя рекомендациям Ольги Валерьевны Кацер. Очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают. Поэтому на наших занятиях песня – это игра. Именно процесс игры доставляет детям радость, именно в игре каждый ребенок может почувствовать себя успешным.
Весь процесс музыкально-коррекционной работы осуществляется естественно и непринужденно, не ставя ребенка в определенные рамки.
В систему моей работы по развитию певческих навыков и коррекции речевых нарушений входят музыкально-речевые упражнения (артикуляционная гимнастика, игры на развитие речевого и певческого дыхания, речедвигательные игры, интонационно-речевые игры, пальчиковые игры, ритмодекламация, песенный материал, задания на развитие песенного творчества.
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи и музыки и игры. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Итогом реализации музыкально-коррекционной работы становятся следующие показатели: выразительность пения, владение певческими навыками, развитие слуховых функций, речевой функциональной системы и коммуникативных навыков.
Начинаю свои занятия с игр-приветствий. Некоторые из них одновременно являются заданием на развитие песенного творчества. Включая в свою работу задания по развитию творческих способностей, я
стараюсь раскрыть детский потенциал, помочь детям стать более уверенными и активными.
Продолжением занятия являются вокально-артикуляционные упражнения, т. к. четкая работа голосового аппарата имеет большое значение для правильного звукообразования. Упражнения предельно просты и имеют игровой характер.
Немаловажную роль отвожу дыхательной гимнастике. Основными задачами дыхательных упражнений на занятиях являются:
укрепление физиологического дыхания детей
тренировка силы вдоха и выдоха
Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста. Поэтому следующий этап занятия – это музыкально-речевые упражнения. Речевые упражнения нужно рассматривать не только как основу первоначальной музыкальной тренировки, но и как средство коррекции речевых нарушений у детей. Ведь ребёнок, не слышащий метра, плохо двигается, делает всё «поперёк такта», невыразительно интонирует, не чувствует формы, не ощущает движение мелодической линии.
Музыкально-речевые упражнения я провожу, ориентируясь на систему Карла Орфа.
Это:
- упражнения с ритмическими молоточками (ритм, темп, автоматизация звуков, связная речь)
- упражнения со звучащими жестами (ритм, темп, модуляция)
- упражнения с пением (плавность, модуляция, автоматизация, темп)
- голосовые упражнения
Использование музыкально-речевых упражнений позволяет более эффективно корректировать имеющиеся у детей нарушения развития, что даёт возможность более легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Занятия пением с дошкольниками обогатились в моей практике новым разделом - ритмической декламацией, одной из основных элементов системы музыкального образования, по К. Орфу, базирующейся на ритмическом родстве музыки и речи.
Ритмодекламацию можно рассматривать, как одну из перспективных форм коррекционной работы с дошкольниками. Ее использование в работе способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале.
Как показывает практика, этот вид деятельности открывает возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Это – темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный слух, артикуляция, динамика.
Основным этапом работы является непосредственно разучивание песни.
Этап этот довольно длительный. В процессе работы я использую многообразие методов и приемов, вызывающих эмоциональную увлеченность детей.
В заключение хочу сказать: мой опыт работы показал, что музыкально-коррекционная деятельность способствует более быстрому физическому, умственному, музыкальному развитию детей, а также делает их социально адаптированными и более раскрепощенными.