Елена Тыхтылова
Педсовет. Социально-педагогический тренинг на освоение игрового стиля общения
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы педагогического общения.
Функции общения.
Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.
Публикация «Педсовет, Социально-педагогический тренинг на освоение игрового стиля общения» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.
Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом.
Цель: освоить игровой стиль общения, запустить процесс самодиагностики и самораскрытия.
После каждого упражнения – проводится обсуждение, анализ его выполнения, участники отвечают на вопросы ведущего типа: что вы почувствовали, о чем подумали во время этого упражнения и т. д.
1. Приветствие
Цель: развитие речи и коммуникативного поведения педагогов
Поприветствуйте рядом стоящего словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
1. «Ориентация в педагогическом общении»
Цель: создать дополнительные условия для самодиагностики и возможность найти общее в сфере педагогического общения среди членов группы.
Каждому из участников предлагается ответить на два вопроса:
Какие ваши качества (чувства) способствуют педагогическому общению?
Какие ваши качества (чувства) затрудняют педагогическое общение?
Выведи козу!
Цель: снять напряжение и провести эмоциональный разогрев группы;
Сфокусировать внимание группы на «здесь» и «сейчас»;
Развить навыки снятия эмоционального напряжения и ментальных барьеров;
Ход упражнения
Сперва хасидская притча, давшая название упражнению:
Бедный еврей пришел к раввину.
-Ребе, как жить? Семья большая – все в одной коморке. Нет больше сил, посоветуй, как справиться, как преодолеть напасти?
- У тебя коза есть? – спрашивает раввин.
-Есть.
-Приведи ее в свою коморку.
-Но там ведь в одной комнате и я, и жена, и пятеро детишек. Куда же еще козу приводить? На голову себе я ее посажу?
-Пришел за советом, значит, слушай, что тебе говорят! Приведи козу и посели с собой в доме!
Через несколько дней прибегает еврей.
-Ребе, совсем невмоготу! Жить невмочь!
-А ты теперь выведи козу!
…Вывел еврей козу, и жить стало несравненно проще и лучше.
1. «Плюсы и минусы».
Каждый участник рассказывает о своих профессиональных проблемах.
Затем участникам дается задание – разделить лист бумаги на две части. В левой части необходимо написать фразу «В моей работе мне нравится….» и продолжить ее. В правой части – «В моей работе мне особенно трудно и неприятно….» и так же продолжить ее.
Затем каждый зачитывает написанное на своем листе всей группе. После чего группа определяет тех, чьи проблемы считают близкими и созвучными. Заканчивается упражнение вопросами ведущего.
Прочитайте список того, что вас тревожит, еще раз. Сложите, пожалуйста, свои листки, спрячьте в портфели, карманы, сумки. «Выведите козу!» И …. забудьте о том, что написано, как минимум до конца нашей встречи.
Физминутка
Хвост ослика ИА
Цель: снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое игровое физическое действие; способствовать возникновению партнерских отношений в группе; вызвать положительные эмоциональные переживания взаимоподдержки, радости от коллективного успеха.
Ход игры.
Группа разбивается на пары. Каждой паре дается длинная полоска бумаги или материи, которую один из участников вставляет за пояс. Затем игроки встают плечом к плечу и обхватывают одной рукой друг друга за пояс. Так эта пара и будет двигаться во время всей игры.
Задание.
Каждая пара должна оборвать как можно больше «хвостов» у других пар, сохранив при этом свой собственный. Лишению хвоста ведет к выходу пары из игры.
«Прикоснись»
Цель: физический и эмоциональный разогрев группы; стимулирование физической активности участников; развитие способности быстрого реагирования на меняющиеся условия;
Ход упражнения
Группа в быстром темпе передвигается по комнате. Время от времени ведущий называет какое-то свойство (качество) материал. Задание: все участники как можно быстрее должны коснуться названного….Именно переключение внимания с одних свойств на другие, от конкретного – к абстрактному образу дают этой игре эффективность не только увлекательного «энерджайзера», но и тренируют, растормаживают мыслительные процессы.
Примерные задания:
КОСНУТЬСЯ….
Стены, зеленого, стола, стеклянного, рыжего, Ларисы, пола, черного, неординарного, металлического, волнистого, заведующей,
Упражнение «Аффирмации» или как оказывать и принимать знаки внимания»
Аффирмации являются полезной техникой программирования вашего сознания. Смысл метода аффирмации заключается в создании и повторении некоего позитивного утверждения. Для себя вы можете оформить аффирмации на карточках или даже в качестве заставок на рабочем столе компьютера.
Для многих людей оказать внимание другому человеку не так просто. Для других еще сложнее принять знак внимания.
Инструкция. Все участники группы образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив. Знаками внимания могут выступать навыки, поступки, внешность и др. Тот отвечает: «Да, конечно, н6ор кроме того я еще и ….» (называет то, что он в себе ценит, и считает, что заслуживает за это знак внимания). Затем партнеры меняются ролями.
Выполнив упражнение участники группы обсуждают: какие чувства вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания? Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали вам? Легко ли вам было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?
Итог. Просмотр флеш тренинга. Позитив жизненной мудрости.
Упражнение 3. «Без маски».
Все участники тренинга берут по очереди карточки, лежащие в центре круга, и без подготовки продолжают незаконченные высказывания. Они должны быть искренними и откровенными. Остальные участники оценивают степень искренности. Возможные незаконченные высказывания следующие:
· Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…
· Мне знакомо острое чувство одиночества, помню…
· Особенно мне не нравится, когда на уроке…
· Мне очень хочется забыть, что…
· Бывало, что коллеги вызывали у меня…
· Однажды меня напугало то, что мои ученики… и т. д.
По итогам упражнения проводится оценка искренности участников и обсуждение трудностей, возникших в ходе упражнения.
В конце занятия участники дают обратную связь друг другу и делятся своими впечатлениями.
Упражнение 2. «Чемодан пожеланий».
Участникам тренинга предлагается сказать пожелания всем участникам тренинга. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и адресованы конкретному человеку.
Все участники тренинга записывают высказываемые пожелания в свой адрес, а в конце ранжируют их по степени значимости для себя.
В конце занятия проводится опрос, в котором все желающие высказывают свое мнение о проводимом тренинге.
Рассказать о себе в трех словах
Здесь все понятно: каждый сидящий в кругу называет 3 любых слова, которые, как ему кажется, его наиболее полно характеризуют.
Выделяют несколько функций общения :
• Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».
• Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.
• Изначальный инструмент познания всего на свете.
• Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».
• Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения потребностей физиологических и психологичеких (потребность в положительных эмоциях).