Светлана Ерофеева
Использование социо-игрового стиля в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический коллектив ДОУ работает по программе «Истоки». Нам нравится, что базисная программа имеет открытый характер, потому что это создаёт простор для творческого использования педагогических технологий. Нам предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создания конкретных условий воспитания и развития ребёнка. Такой подход позволяет перейти от бесконечного разнообразия инноваций к грамотному построению вариативного образовательного пространства. Основным лейтмотивом программы является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребёнка с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями. Именно поэтому в своей работе используем социо-игровой стиль, авторами которого являются А. П. Ершова и В. М. Букатов. Организуя деятельность с детьми, руководствуюсь принципами социо-игрового стиля :
Публикация «Использование социо-игрового стиля в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Организация НОД как игры – жизни между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда термин «социоигра») и одновременно в каждой из них;
2. Снятие с педагога оценивающей, судейской роли;
3. Смена статической позы (вовремя предложить другой вид деятельности);
4. Отношение к педагогическим задачам, в которых дидактические условия сливаются с дидактическими условностями, т. е. строить работу так, чтобы дети жили естественной жизнью.
Объединяя детей в микрогруппы, создаются условия для позитивного сравнения своих знаний, умений и возможностей с возможностями, умениями и знаниями своих сверстников. В такой ситуации происходит скачок в развитии самосознания. Работая в микрогруппе, дети учатся согласовывать свои действия с действиями товарищей. Педагогическое мастерство в социо-игровом стиле – это мастерство создания игр. Вот тогда и возникает союз педагога с детьми. Предлагаем несколько советов, развивающих и укрепляющих союз:
- необходимо быть готовыми и к промахам, и к достижениям;
- «держать паузу», т. е. дать ребёнку возможность самому понять задание, а не «разжёвывать его»;
- задание может иметь варианты;
- если дети отказываются от участия в игре, имейте в запасе специальный набор упражнений, чтобы отказывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей игре;
- не бойтесь возникновения постороннего рабочего шума – это естественно при повышенной активности детей, значит у них есть интерес и желание работать.
Таким образом, в результате использования в работе социоигрового стиля, дети становятся коммуникабельнее, чувствуют свою принадлежность и значимость в микрогруппе.
Литература:
1. Ершова А. П., Букатов В. М. Возвращение к таланту: Педагогам о социоигровом стиле работы. _ К. : АКМЭ, 1999.
2. Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А. ,Рычагова Е. С. Истоки диалога 5-7 лет: Книга для воспитателей/ Под ред. Арушановой А. Г. – М. : Мозаика-синтез, 2004.