Анна Плешкова
Педсовет «Развитие логико-алгоритмического компонента в познавательном развитии дошкольников на основе игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий педсовета «Развитие логико-алгоритмического компонента в познавательном развитии дошкольников на основе игровых технологий"
Форма проведения - Деловая игра «Интеллектуальное кафе».
Помещение для проведения педсовета оформляется в стиле кафе.
Все педагоги распределяются на 5 групп и рассаживаются за столики.
Публикация «Педсовет „Развитие логико-алгоритмического компонента в познавательном развитии дошкольников на основе игровых технологий“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Материал, оборудование: На доске расположены 5 видов продукции кафе - бумажные плоскостные картинки по 5 штук каждого вида: чай, пирожное, пицца, мороженое, пирожки, которые соответствуют 5 турам заданий.
Вступительное слово старшего воспитателя:
Мышление является важнейшим познавательным процессом. Развитие логического мышления ребенка дошкольного возраста зависит от созданных условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поскольку игра - ведущий вид деятельности ребенка, то предпочтение по формированию мышления у дошкольников отдается игровым методам. Дидактический материал в виде развивающих игр и игрушек среди факторов интеллектуального развития занимает в практике воспитателя одно из первых мест.
Сегодня я приглашаю вас в интеллектуальное кафе, где я буду барменом. И первое, что я предлагаю вам взять к вам на столики – чай.
1 тур «Педагогическая психология». Капитаны команд выходят к барной стойке и получают от бармена «чай», на обратной стороне которого записано задание для команд: выбрать правильный ответ из предложенных.
Взаимозависимость обучения и мышления (правильный ответ отмечен жирным шрифтом):
а) состоит в расширении объема знаний;
б) состоит в обучении способам действий;
в) состоит в передаче новых способов действий, знаний в готовом виде;
г) состоит в активной деятельности ребенка по овладению знаниями, способами действий;
д) не прослеживается, развитие мышления не зависит от обучения;
е) незначительна.
Сенсорное развитие – это:
а) развитие анализаторов;
б) ознакомление с эталонами;
в) овладение способами обследования;
г) развитие анализаторов, ознакомление с эталонами;
д) развитие анализаторов, усвоение способов обследования, ознакомление с эталонами.
Основным условием сенсорного развития ребенка является:
а) специальные тренировочные упражнения;
б) показ взрослыми способов действий;
в) активная деятельность ребенка
г) манипулирование с предметом.
Под какой буквой перечислены формы мышления:
а) понятие, суждение, умозаключение.
б) чувства, настроение, депрессия
в) воображение, любознательность, активность
г) отчаяние, опустошение, страх
Что такое интеллект?
а) способность к решению проблем без проб и ошибок
б) общая способность к познанию и решению проблем, обеспечивающая успешность любой деятельности
в) система всех его познавательных способностей
г) запас слов
2 тур «Виды мышления (путаница)» Капитаны команд выходят к барной стойке и получают от бармена «пиццу», на обратной стороне которой записано задание для команд: прочитать утверждение и исправить ошибку
1. Важнейшими психологическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно –образного мышления.
2. На основе наглядно –образного мышления к 4 годам начинает формироваться наглядно-действенное мышление
3. Мышление детей 4-5 лет можно охарактеризовать наглядно –образное, с зачатками формирования образно –схематического
4. В 5-6 лет у детей формируются элементы логического и абстрактного мышления
5. Наглядно-образное мышление начинает формироваться в 6-7 лет и остаётся основной формой мышления у взрослых людей.
3 тур «Операции мышления» Капитаны команд выходят к барной стойке и получают от бармена «маффины», на обратной стороне которых записано задание для команд: соединить бумажки с названием операции мышления с её определением и упражнением, которое формируют эту операцию мышления.
Сериация - построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов (по высоте, ширине, длине, по типу предметов). Упражнение: Давай расставим домики по высоте
Анализ - выделение свойств объекта, или самого объекта из группы, или группы предметов по определенному признаку. Упражнение - Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.
Синтез - соединение различных предметов в единое целое. Упражнение: Собери картинку
Сравнение - логический приём умственных действий, требующий умение выявлять сходства признаков объектов и различия между ними. Упражнения - Найди предмет, не похожий на другие. Найди отличие. Что изменилось?
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку (по названию, размеру, цвету, форме, величине).Упражнение: Что бывает красным (круглым и т. д.)Разложи на группы «Съедобное – не съедобное», «Летает –не летает»
Обобщение -оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Упражнение: Назови одним словом
3 тур «Педагогическая ситуация» Капитаны команд выходят к барной стойке и получают от бармена «мороженое», на обратной стороне которого записано задание для команд: Проанализировать ситуацию, ответить на предложенные к ней вопросы.
Ситуация 1. Мама предложила дочке Нине (4 года 5 месяцев) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села одна птичка. Сколько было деревьев?» Нина задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила девочке решить задачу. Дочка с задачей справилась.
Вопрос: Объясните эту ситуацию – почему ребёнок не смог решить задачу в первом случае?
Ситуация 2. «Ребенку 6 лет. Не развито умение анализировать выделять в предметах определенные свойства, признаки. С трудом сравнивает предметы и явления между собой. Затруднение вызывает установление связей». Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей. Определите основные этапы работы над проблемой
Ситуация 3.Юра (3,5 года) пытается починить тележку. Сначала просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юрик очень доволен. Воспитательница говорит: «Молодец, Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?» Юра: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) «Как ты это сделал, покажи!» (Воспитательница незаметным движением сбрасывает колесо со спицы.) Юра снова прикладывает его к тележке, но сейчас уже сразу надевает его на ось. «Вот и починил!» – радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.
Вопросы:1. Какие особенности мыслительной деятельности дошкольника проявились в данной ситуации? Как следует учитывать эти особенности в процессе занятий с ребенком?
Ситуация 4. Дети четырех-пяти лет участвовали в эксперименте. Им предлагалась такая задача: в два одинаковых стакана в присутствии ребенка наливали равное количество слегка подкрашенной воды и спрашивали ребенка: «Где больше воды?» Ребенок уверенно отвечал: «Одинаково!» Тогда у него на глазах воду из одного стакана переливали в более узкий и высокий стакан и снова спрашивали: «А теперь, где больше воды?» Ребенок отмечал, что в высоком стакане воды больше
Вопрос: Как называется данная особенность мышления дошкольников?
Ситуация 5. Андрей (3.5 года). Мама жалуется на то, что ребенок ни как не может научиться играть с игрушками, которые нужно как – то собирать (матрешки, коробка форм, он ими практически не играет, а если начинаешь с ним играть, то ему быстро надоедает, потому что у него самого выполнить действия не получается. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей. Определите основные этапы работы над проблемой.
5 тур «Игровые технологии развития логического мышления дошкольников» Капитаны команд выходят к барной стойке и получают от бармена «пирожки», на обратной стороне которых записано задание для команд: угадать технологию по наводящим вопросам.
От каждой команды выбирается по одному участнику, ему надевают маску с названием технологии, но он сам её не видит, а видят только зрители. Задача участника угадать технологию по наводящим вопросам, которые он будет задавать зрителям. Зрители, в свою очередь, отвечают только «да» или «нет».
Технологии:
1. Блоки Дьенеша
2. Квадрат Воскобовича
3. Кубики Никитина
4. Палочки Кьюизинера
5. ТРИЗ
После проведения деловой игры старший воспитатель подводит её итоги и руководит принятием решения педагогического совета.