Людмила Миронычева
Педсовет «Наказывая, подумай: зачем?»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
-разобраться в причинных, формах, последствиях наказаний детей
- помочь воспитателям отобрать материал для проведения групповых родительских собраний по данной проблеме
Дети любят родителей. Но любим мы друг друга не одинаково – так распорядилась природа. О полной и безраздельной взаимности речи не идет: чаще мамы с папой в ребенке души не чают, а он лишь великодушно позволяет себя любить. Но беда в том, что дети, как правило, не слушаются и не уважают родителей. Нет сомнения, что все родители желали бы иметь послушных и почтительных детей. Где же причина этого печального явления? В большинстве случаев – в неумелом, неправильном воспитании. Вопрос о строгости воспитания всегда волновал родителей. Одни из них ищут ответа в книгах, другие опираются на опыт воспитания в своей семье, транслируя его в новое поколение.
Публикация «Педсовет „Наказывая, подумай: зачем?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Обычный родитель действует привычными способами: прибегает к уговорам, нотациям, угрозам, наказаниям.
Вот сегодня мы и постараемся разобраться с такой проблемой как наказания.
1 часть: обсуждение вопросов:
1/ - Допустимы ли наказания?
2/ - Допустимы ли физические наказания? /если «да», то до каких допустимых пределов?/
3/ - Чего хочет добиться взрослый, наказывая ребенка? /послушания/
- давайте попробуем обозначить причины непослушания ребенка
/-внимание к себе, - самоутверждение, - желание отомстить родителям, - потеря веры в свои силы/
4/ -Почему мы родители прибегаем к рукоприкладству? /от собственного морального бессилия/
5/ - Какие гарантии дает физическое наказание /никаких, нельзя наказаниями 100% добиться, что плохой поступок не повториться/
христианская педагогика учит: не всегда можно ограничиваться лаской и добротой, вместе с любовью полезно употреблять и строгость вместе с наградой и наказание.
6/ - За что нужно наказывать? /очевидно, что за что-либо дурное, плохое, однако с точки зрения каждого из нас это дурное может быть разным, мы же с вами к разным вещам относимся по-разному, поэтому что для одного плохо, то для другого может быть нормально, ведь мы же утверждаем, что все в мире относительно/
Так как же быть: что значит наказывать за дурное? /есть определенные жизненные принципы, которые мы все должны соблюдать неукоснительно. Понять их помогут даже людям светским заповеди Божьи/
Давайте обратимся с 5 по 10 заповеди:
5. Почитай мать и отца своих
6. Не убий
7. Не развратничай /не ругаться плохими словами, не грубить, не петь и не слушать неприличные песни. Говорить о неприличных вещах и т. д. /
8. Не укради
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не жалуйся понапрасну, не сплетничай
10. Не смей желать всего, что принадлежит ближнему твоему
Нельзя наказывать одинаково строго за, например, нарушение правил этикета или хорошего тона и за такой проступок как ложь, клевета, кража.
7/ - Другой важный вопрос: Как нужно наказывать?
Под час некоторые родители пользуются одним средством наказания – телесным, причем убеждение значительной части родителей, что физическое наказание не такое уж большое зло, а во многом даже благо и такое мнение весьма устойчиво
Как вы думаете – почему? /это проще: не вникая в суть, не утруждая себя разъяснениями ребенку –треснуть подзатыльник, шлепнуть или разок стегнуть;
С другой стороны – это действенно в конкретном случае и на определенный срок по продолжительности, а учитывая что не редко родители занимаются воспитанием время от времени – это весьма походящий для них вариант, т. е. этот метод обладает весьма сильной внешней эффективностью/
Какое может быть последствие при таком стиле воспитания – когда ребенка часто бьют? /жестокосердие/
Не редко от родителей в адрес ребенка можно слышать угрозы, добиваясь того или иного от него
Как к этому относится? /угрозы должны быть действенны и исполнимы и действительно приведены в исполнение, нельзя грозить тем, что вы никогда не сделаете/
Приведите пример таких угроз родителей /- если не будешь слушаться, я тебя сдам в детский дом/
Кроме физической агрессии со стороны взрослого существует и словесная агрессия: жесткая ругань, оскорбления: что же она в себе несёт? Эффективна ли она? /она ведет к аналогичным формам поведения что и физическая агрессия/
Существует еще один метод наказания «естественными последствиями», состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного: сладостей, приятных прогулок, игрушек.
Как относится к этому методу? /может привести к успеху только тогда, когда ребенок воспринимает ограничение как справедливое и применение такого метода возможно только с определенного возраста, когда ребенок способен устанавливать связь между поступком и наказанием, поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Однако из прошлого опыта, из истории воспитания существовало лишение обеда, когда за проступок и непослушание за столом выгоняли из-за стола, лишая обеда, лишали и лишают прогулки – что можно сказать об этом? (нельзя лишать того, что способствует нормальному росту и развитию ребенка)
8/ Должно ли быть наказание первым шагом после совершения проступка? Почему?
9/ - И еще один вопрос: Почему и для чего следует наказывать? /единственная цель наказания – исправление, но основой должна быть любовь, т. е. родители потому желают исправления ребенку, потому что они его любят его. Потому и наказание должно быть отеческим, а не жестоким/
2 часть Подумаем – порассуждаем
Часто приходится наблюдать как ребенок перед мамой капризничает, проявляет эгоизм, упрямство. Мы делаем вывод – избалованный ребенок.
Можно ли помочь ребенку, лично ребенку, воздействуя на него самого?
- Дмитрий Калинский – президент Международной академии генной психологии считает /и это подтверждено исследованиями/, что ребенку младше 13-15 лет вообще никакой психолог помочь не может. Работать надо со старшим поколением.
Капризы, психические травмы, жизненные неурядицы наших детей – это отражение и проявление родительских бед и проблем.
- Давайте подумаем, что это такое, что значит: отражение родительских проблем?
-Дети расплачиваются за грехи родителей, это не досужие вымыслы – это результат длительных научных исследований, проведенных психологами и генетиками.
Нерешенные проблемы родителей отпечатываются в генокоде и передаются по наследству потомству.
Кроме этого Дмитрий Калинский утверждает:
"Разумеется, тут действуют не только гены, но и родительское подсознательное внушение, к которому дети очень чутки. Какого бы супермена вы ни изображали, ребенка не обманешь! Потому все воспитательные системы пасуют перед нерешенными внутренними проблемами, переданными по наследству или подсознательно внушенными старшими поколением".
-Мудрая пословица гласит: «Детей учит то, что их окружает»
- Какой же здесь можно сделать вывод?
Если ребенок ведет себя хуже, чем хотелось бы родителям, - значит взрослым, в первую очередь, следует попытаться придирчиво посмотреть со стороны на самих себя и задуматься: достаточно ли требовательно они относятся к собственным поступкам и манере поведения.
-Здесь мне хотелось бы предложить несколько правил для родителей, соблюдение которых, как утверждает их автор, может многое исправить в воспитании ребенка
- Перестаньте говорить при детях о плохом, негативном, жаловаться и озвучивать свои обиды на жизнь;
- Отмените демократию. Ребенок не должен на равных с вами решать, куда поехать в отпуск или на что потратить деньги;
- Восстановите запреты и ограничения. Их отсутствие вовсе не признак подлинной свободы в отношениях между членами семьи. Это скорее показатель вашей слабости;
- Закройте от детей свою личную жизнь на ключ.
3 часть. «АЛЬТЕРАТИВА»
Инструкция педагогам:
- К отрицательным методам воспитания подберите альтернативные
Обзывания доброжелательная критика
нотации советы
предупреждения обращение какого-либо указания в шутку
угрозы утешение
приказания выражение обиды
4часть.
Американский психолог Д. Добсон формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые, родители и вообще взрослые должны решать для себя вопрос о наказании ребенка /воспитатели зачитывают каждый принцип/
5 часть. «Как вы понимаете…»
/некоторые рекомендации из книги «Взрослым о детях», стр. № 26 - № 1.2,6,7/
6 часть. Правила наказаний
/основа – рекомендации Владимира Леви кн. «Защита прав и достоинств маленького ребенка», стр. 81 или ж. «Реб. в д/с» № 3 – 03, стр 67/
и правила «Что не должно нести в себе наказание»
-избегать применения физического насилия
- наказание должно быть соразмерно поступку, т. е. наказание не должно превышать проступок иначе это уже будет экзекуция, пытка
- не накладывать заведомо нереальных наказаний, например, со словом «никогда» /»ты никогда не будешь смотреть телевизор»/
рационально относится к поступку, т. е. акцентировать внимание ребенка на тех последствиях, к которым привело, приведет в будущем его дурное поведение
нельзя наказывать за счет любви
наказывай без унижения
не вреди физическому и психическому здоровью
лучше не наказывай, чем наказывай с опозданием
за один раз – одно наказание
наказан – прощен
если есть сомнение наказывать или нет – не наказывай
не наказывай трудом
не наказывай в пылу гнева, остановись, успокойся, остуди свой гнев, отложи наказание, но помни пословицу «отложенное не есть отмененное»
7 часть. ИТОГ
Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний
Следует помнить слова Януша Корчака: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний»