Оксана Башина
Педсовет «Оптимизация педагогического процесса с целью развития креативного потенциала дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Систематизировать знания педагогов и повысить их профессиональную компетентность в области развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
• Создание мотивации к активной творческой деятельности.
План проведения педсовета:
1. Актуальность
2. Мозговой штурм
3. Делимся педагогическим мастерством:
- Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования..
- Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
4. Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”.
5. Подведение итогов педсовета.
«Быть креативным, это значит – копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»
П. Торренс
Ход педсовета: Тема нашего сегодняшнего педсовета «Оптимизация педагогического процесса с целью развития креативного потенциала дошкольников»
1. Актуальность
Сегодня как никогда в современном обществе ценится креативность, находчивость и гибкость мышления, достигаемые развивающим обучением.
Креативность (лат. creative – творческий, лат. creatio – создание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Для развития креативности необходимо развивающее обучение.
Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности. Это значит, что креативный человек не только тот, кто рисует, пишет музыку, танцует. Это тот, кто творчески относится к жизни, не паникует и не пасует перед трудностями. Препятствие для него – это задача, которую надо решить, и чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. При таком отношении к жизни человек умеет находить радость в мелочах, видеть невидимое, замечать незаметное, улавливать неуловимое.
Работа педагога в детском саду – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе образования маленького человека, но и в становлении его как личности. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Многие известные, знаменитые и успешные люди (Сергей Прокофьев, Вольфганг Моцарт, Н. А. Римский- Корсаков, и др.) стали таковыми благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. В этом им помогали, прежде всего, те люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, воспитатели, педагоги.
Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Итак, сегодня в рамках нашего педсовета я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.
Вопрос педагогам. Вы считаете себя креативным? Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала жена мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).
Вопрос педагогам:
как вы думаете: творчество и мастерство - одно и то же или нет?
Мастер - это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.
Творческим может быть и молодой педагог, еще не мастер.
Давайте попробуем разобраться, что такое «Креативность» и «Креативный потенциал».
2. Мозговой штурм
Работа в группах. Обмен мнениями.
(проверяем)
Что такое креативность? Ваше понимание креативности. По сути, термин "креативность". Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое.
Что такое креативный потенциал?
Креативный потенциал – способность человека к созидательной активности, способность творчески самовыражаться, выходя за рамки ограничивающих знаний. «Совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению»
Считается, что изначально креативность присуща абсолютно всем. Это мнение не лишено оснований: все родители замечали, что дети, которые еще не знакомы с традиционными способами использования предметов, нередко находят им очень оригинальное применение. К сожалению, обучаясь решать задачи «правильным», стандартным способом, ребенок утрачивает креативные способности.
Какие же должны быть предпосылки развития креативности?
Раннее физическое развитие ребенка
Наличие у ребенка образца – творческого человека или героя, которому он мог бы подражать.
Демократический стиль воспитания, разрешающий проявления спонтанности и оригинальности.
Высокий интеллект – без него креативности не бывает, ученые считают, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.
Богатый познавательный опыт как источник идей для экспериментирования.
Как развивать креативность у дошкольников?
-Создать благоприятные условия на основе формирования 5 предпосылок креативности (физическое развитие, образец для подражания, стиль воспитания, интеллект, жизненный опыт).
- Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.
- Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.
- Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.
- Создать умеренно богатую развивающую среду: слишком бедная уменьшает интерес к игре, слишком нагроможденная притупляет поисковую деятельность, так как все дается в готовом виде и игрушки конкурируют друг с другом, что снижает их привлекательность.
- Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, учить делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск.
Креативность мы также можем, и должны, развивать во время организованной образовательной деятельности, а именно использовать:
Нетрадиционные техники художественно-эстетического развития.
Придумывание детьми собственных сказок и стихов.
Театральная деятельность
Социально-продуктивная деятельность старших дошкольников в отношении взрослых и малышей (например, организация подготовишками мини- праздника для младших детей)
Изучение в игре и реальной жизни неоднозначных социальных ситуаций
Рефлексивные минутки и упражнения
Интеллектуальные игры на развитие креативности, разгадывание фокусов и обучение им.
Экспериментирование на естественно-научном, то есть наглядном, материале с сопутствующим наблюдением за объектом исследования.
3. Делимся педагогическим мастерством:
1. Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования. Выступление педагога….
2. Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников. Выступление педагога….
4. Деловая игра «Креативный педагог – креативный ребенок»
Педагоги делятся на 2 команды
Оборудование: карточки для задания № 2 по количеству команд, листы бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение
1. Задание «Образно-ассоциативное мышление”» (умение группировать объекты на основании их признаков (свойств, связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами).
Каждой команде предлагается карточка с картинками. Необходимо составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения.
3 задание «Реклама» (домашнее задание).
Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута.
Предлагаемые предметы:
• пустая консервная банка;
• перегоревшая лампочка
• лопнувший воздушный шарик;
• катушка от скотча;
• сломанный зонт;
• дырявый резиновый сапог;
• пустая пластиковая бутылка
4 задание «Придумай рассказ»
Каждой команде дается 4 слова как можно меньше связанные между собой. В течение 5 минут необходимо придумать рассказ, объединяющий данные слова в логически связное действие (слова не склонять и не менять местами).
Примеры слов:
• грязь, театр, хлеб, ручка;
• фонарь, лодка, соль, кирпич;
• молоко, компьютер, зонт, утюг
5 задание Динамическая цепочка «Хорошо-плохо-хорошо-плохо»
(развитие способности к пониманию противоречивости свойств, предметов и явлений)
Педагогам предлагается слово
1 команда - «педсовет это хорошо или плохо»;
2 команда – «быть педагогом это хорошо или плохо».
Педагоги должны оценить и написать его положительные и отрицательные стороны.
Подведение итогов деловой игры.
Развитие креативности детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.
Творческих Вам успехов!
6. Рефлексия.
Проект решения педсовета:
1. Активизировать деятельность педагогов по участию в конкурсах различного уровня, периодически размещать публикации из опыта работы в СМИ и на сайте МБДОУ.
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.
Срок: в течение 2022 – 2023 уч. г.
2. Педагогам всех возрастных групп продолжать привлекать родителей к участию в конкурсах различных уровней и совместных мероприятиях проводимых в МБДОУ.
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.
Срок: постоянно
3. В целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса систематически проводить игры по развитию креативности дошкольников во всех видах деятельности детей с учетом их личностных интересов.
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.
Срок: постоянно
4. Создать картотеку игр на развитие креативного мышления дошкольников.
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.
Срок: до 28.02.2023г.
5. Начать выпуск ежеквартального видео журнала для родителей воспитанников «По тропинкам детского сада» с целью повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей.
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.
Срок: постоянно