Приложение МААМ

Педсовет как форма делового совещания и коллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией

Ирина Колочкина
Педсовет как форма делового совещания и коллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией
▼ Скачать + Заказать документы

1. Введение

1.1 Определение места педсовета в системе деловых совещаний ДОУ.

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества педагогической деятельности воспитателя, создание условий для самореализации личности каждого ребёнка. Этот вопрос находится в прямой зависимости от кадров.

Темочки:

В настоящий момент руководителей дошкольных учреждений и старших воспитателей волнует проблема создания коллектива профессионалов, единомышленников, способных объединить свои усилия для повышения уровня воспитательно-образовательной работы, использовать в своей практике достижения педагогической науки и передового опыта.

Педагогический совет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом является центральным звеном в организации всей методической работы в нашем ДОО. Педсовет решает конкретные задачи нашего дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ДОО. Стратегической целью каждого педсовета является сопоставимый анализ решаемых задач в соответствии с образовательной программой и Программой развития, годовым планом дошкольного учреждения, а также с современными направлениями модернизации образования. Педсовет рассматривает вопросы организации образовательного процесса, анализ выполнения поставленных задач, их корректировку, пути их реализации, даёт оценку деятельности всего коллектива и отдельным его членам. Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. На обсуждение выносятся те, которые помогают практическому решению проблем, вызывают затруднения у большинства членов коллектива.

Педсовет позволяет максимально плодотворно проявлять участие всем педагогам в решении проблем и максимально демократично, глубоко и целенаправленно задавать руководителю ДОУ направление для развития, совершенствования работы всего коллектива.

1.2 Обоснование выбора данной темы курсовой работы, её актуальность, значимость для повышения управленческой деятельности.

Управление – это специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их работы и достижении целей.

Управление ДОУ – это планомерное, организованное, научнообоснованное, систематическое воздействие на коллектив детского сада с целью обеспечения его оптимального функционирования.

Педсовет – это форма управленческой деятельности в ДОУ. Знания и умения, приобретаемые педагогами в ходе участия в педсовете, становятся достоянием их личного опыта. Участвуя в обсуждениях, анализируя свою педагогическую деятельность и деятельность коллег, занимаясь самообразованием и самоподготовкой в ходе подготовки к педсовету, педагоги повышают свою профессиональную компетентность, развивают исследовательские, прогностические умения, креативность, находятся в поиске инновационных средств, и, таким образом, повышают качество воспитательно-образовательного процесса в целом.

Об актуальности и значимости этой формы управления ДОУ свидетельствует тот факт, что педсовет является центральным звеном всей методической работы. Педсовет это одновременно и коллегиальный, и профессиональный орган, на который возложено рассмотрение и принятие решений по наиболее значимым, стержневым вопросам образовательного процесса и его результативности. Другие органы общественного самоуправления ДОУ (общее собрание трудового коллектива, Совет ДОУ, родительский комитет и др.) не имеют таких полномочий и функций, как педагогический совет дошкольного учреждения. Поэтому значимость педсоветов неоспорима и не вызывает никаких сомнений.

2. Основная часть работы

2.1 Обоснование выбора темы педсовета :

Актуальность

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования : воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. Короткова Н. А. и Нежнова П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением.

В настоящее время необходимо сориентировать педагогов на подход к ребёнку как к развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении его интересов и прав, в создании условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности, в мотивировании игровых действий детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры с дошкольниками.

Перспективность

Тема педагогического совета созвучна с задачами годового дошкольного учреждения и является частью большой работы коллектива, направленной на формирование педагогической компетенции педагогов в вопросах развития детей, как к развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении их интересов и прав, в удовлетворении детской инициативы и самостоятельности.

Перспективность данной темы педсовета также прослеживается в одной из приоритетных задач развития ДОУ: Стимулировать развитие у педагогов проектировочных, творческих, интеллектуальных профессиональных знаний и умений через нетрадиционные формы методической работы, ориентируя их на организацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Миссия: Сохранение и укрепление его физического и психического здоровья, формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, личностных качеств детей через раскрытие их внутреннего мира.

Таким образом, стратегические и тактические задачи тесно связаны между собой, являются логическим продолжением друг друга. В связи с этим тема педсовета является целесообразной, актуальной и значимой для нашего детского сада.

Проблемность

Проблема равноправного сотрудничества взрослого и ребёнка является актуальной для нашего детского сада. В результате контроля по таким направлениям, как:

• Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.

• Анализ игровых умений детей.

• Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.

• Самоанализ воспитателя.

• Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.

• Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.

Информирование родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.

Нам необходимо было оценить профессиональное мастерство педагогов по созданию оптимальных условий для развития детской игры; определить уровень развития игровых умений и навыков детей, степень проявления детской инициативы и самостоятельности при организации игры, умения педагога включаться на равных в процесс игры. Были выявлены следующие причины по данному направлению: недостаточное владение начинающими педагогами методикой в вопросах организации и проведении сюжетно-ролевой игры, значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка. Не в полной мере понимание существующих позиций взаимодействия с детьми в процессе образовательной деятельности. Отсюда слабая включённость педагогов в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игр.

На педсовет выносится проблема поиска путей по созданию оптимальных условий для развития детской игры и проявления детской инициативы и самостоятельности. На педсовете необходимо дать оценку реализации принципов общения педагогов и детей в практике нашего ДОУ, проработать конкретные формы работы с детьми для установки субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка, то есть равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;

Педсовет – это коллегиальный орган управления. Решения, принятые в ходе его поведения, будут обязательными для исполнения всеми педагогами. При подготовке к педсовету педагоги должны будут сделать педагогическую рефлексию своей деятельности, изучить соответствующую литературу, опыт коллег, а значит, повысить свою компетентность по данной проблеме.

2.2 Ведущие функции педагогического совета :

Информационно-аналитическая.

Педагоги будут информированы об исследованиях в отечественной науке в области психологии и педагогики по данному вопросу. Воспитателям будет дана обзорная информация по формированию у детей дошкольного возраста личностных качеств, определяемых целевыми ориентирами ФГОС; созданию условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности; о способах и направлениях поддержки детской инициативы.

Диагностическая.

В ходе педсовета планируется выявить уровень взаимодействия педагога и ребёнка, определить позиции и способы взаимодействия с детьми, в целях повышения педагогического мастерства и осознания того, что от умения понимать свои «плюсы» и «минусы» в общении зависит, насколько содержательным может быть этот процесс, а значит, и сотрудничество с воспитанниками в целом.

Планово-прогностическая. Планируется наметить конкретные мероприятия по содержательному взаимодействию с дошкольниками. В ходе педсовета будет выработано решение, которое будет обязательным для исполнения всеми членами педагогического коллектива.

Коммуникационная. Предполагается обмен опытом между педагогами ДОО, представление авторских сюжетно-ролевых и дидактических игр, конкурс педагогических моделей, высказывание мнений.

Методическая. Педагоги получат конкретные рекомендации по содержательному взаимодействию с воспитанниками, по созданию необходимых условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности.

2.3 Цели педагогического совета :

Ориентировать педагогов на подход к ребёнку как к развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении его интересов и прав.

Оценить профессиональное мастерство педагогов по созданию оптимальных условий для развития детской игры; определить уровень развития игровых умений и навыков детей, степень проявления детской инициативы и самостоятельности при организации игры.

Определить систему мер, способствующих эффективности работы педагогического коллектива по данному направлению.

Предварительная работа

• Изучение научно-методической литературы о закономерностях развития ребенка и видов детской деятельности.

Оформление подборки нормативных документов по данной теме.

• Проверить выступления педагогов с целью возможной корректировки содержания.

Оформление информационного листа о планируемом педсовете.

• Тематический контроль «Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».

• Изучение материалов папки «Готовимся к педсовету».

• Подборка вопросов и заданий для проведения КВН.

• Разработка бланков оценивания команд.

• Подготовка рабочей группой памяток «Игры на развитие навыков эффективного общения "Давайте поиграем!"».

• Разработка рабочей группой Проекта решения педагогического совета.

2.4 Основные вопросы, выносимые на обсуждение педсовета.

1. Выступление заведующего на тему «Сотрудничество как основной способ взаимодействия взрослых и детей в детском саду» (Презентация).

2. Справка по результатам тематического контроля «Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности» (старший воспитатель).

3. КВН «Равноправное сотрудничество взрослого и ребёнка» (старший воспитатель).

4. Тест на определение стиля взаимодействия воспитателя с детьми (педагог-психолог).

5. Презентация авторских сюжетно-ролевых игр (воспитатели).

6. Презентация авторских дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников «Чудесный мир музыки» (музыкальный руководитель).

7. Памятка для педагогов «Игры на развитие навыков эффективного общения "Давайте поиграем!"» (педагог-психолог).

8. Решение педагогического совета.

2.5 Формирование рабочей группы по подготовке педсовета.

Сформирована рабочая группа по подготовке к педагогическому совету. Свою работу группа начала с разработки программы действия, изучения литературы по проблеме. С целью формирования банка диагностических данных и улучшению качества работы по проблеме были отобраны и доработаны ранее имеющиеся аналитические материалы, выявляющие организацию сюжетно-ролевой игры, игровые умения детей, деятельность воспитателя в процессе организации игры, самоанализ воспитателя, планирование сюжетно-ролевых игр, анализ состояния предметно-развивающей среды. Создание рабочей группой презентации «Сотрудничество как основной способ взаимодействия взрослых и детей в детском саду», памяток «Игры на развитие навыков эффективного общения "Давайте поиграем!"», бланк оценивания команд для конкурсов.

2.6 Литературный обзор по основным вопросам педсовета :

• Давыдов, В В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов - М. : Просвещение, 1996. -239 с.

• Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

• Для подготовки к педсовету был составлен и размножен для использования в группах список литературы по проблеме. В предложенной литературе освещены вопросы исследования отечественной науки в области психологии и педагогики, а также документы федерального уровня, которые определяют обязанности и ответственность педагогических работников в развитии у дошкольников познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.

2.7 Формирование банка диагностических методик по исследуемой проблеме.

• Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.

• Анализ игровых умений детей.

• Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.

• Самоанализ воспитателя.

• Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.

• Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.

Информирование родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.

2.8 Качественный анализ состояния готовности субъектов образовательного процесса к решению проблемы педсовета, выбора формы представления полученных данных.

Проблема, рассматриваемая в ходе педагогического совета, является значимой и своевременной на данном этапе. Результаты наблюдений за организацией сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры, игровых умений детей, самостоятельной деятельности детей, планирования сюжетно-ролевых играх в группах, состоянием игровой предметно-развивающей среды, информированности родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка даёт основание для утверждения, что в детском саду существует проблема формирования взаимоотношений сотрудничества между педагогами и воспитанниками, а так же проблема по созданию оптимальных условий для развития детской игры.

Разъяснительная работа с коллективом со стороны администрации, изучение воспитателями нормативных документов, литературы соответствующего содержания в ходе подготовки к педсовету создали мотивацию для осознания и понимания педагогами их роли в создании качественно нового взаимодействия с детьми.

Педагогам было предложено разработать авторские сюжетно-ролевые игры, учитывая интересы современных детей. Педагоги с интересом приняли это предложение. Этот факт свидетельствует о том, что им удалось прочувствовать назревшее обновление во взаимодействии с детьми, использования в работе новых игровых технологий. Педагоги готовы делать первые шаги в этом направлении, осваивать новые технологии взаимодействия. В проекте решения педсовета обозначены конкретные сроки реализации данных вопросов. Таким образом, педагоги подтверждают свою практическую готовность к пониманию того, что ребёнок – это развивающаяся личность, нуждающаяся в понимании и уважении его интересов и прав. Педагоги убеждены, что на них лежит полная ответственность по созданию оптимальных условий для развития детской инициативы и самостоятельности при организации игры.

Педсовет предполагает следующие формы представления полученных данных:

- Презентация авторских сюжетно-ролевых игр. Представление презентаций позволит педагогам проявить творчество, профессионализм, активизировать мыслительную деятельность, повысить собственную самооценку. Остальные педагоги смогут оценить работу коллег, возможно, заинтересуются такой формой работы, примут участие в разработке сюжетно-ролевых игр и внедрение их в совместную образовательную деятельность с детьми;

- Творческие работы по созданию педагогической модели сотрудничества с детьми;

- Тестирование педагогов. Воспитатели получат возможность в ходе педсовета самостоятельно определить свой стиль взаимодействия с детьми, получат их качественную оценку в баллах и смогут сделать правильные выводы.

2.9 Обоснование формы проведения педсовета.

Форма проведения педагогического совета – комбинированная :

1 часть – выступления с докладом

2 часть – КВН

Данная форма позволяет выполнить проект решения и создать условия:

• для активного участия всех членов коллектива;

• для совершенствования профессиональных знаний по вопросам взаимодействия с детьми и по созданию оптимальных условий для развития детской игры;

• для поиска наиболее эффективных форм взаимодействия с детьми для поддержки у них детской инициативы и самостоятельности;

• для развития умения общаться и вырабатывать единое мнение в группе.

2.10 Уточнение целей педсовета.

В ходе подготовки к проведению педагогического совета его цели были несколько конкретизированы и уточнены.

Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах равноправного, субъект-субъектного взаимодействие взрослого и ребенка через изучение и использование в своей практике педагогических технологий. Побудить педагогов к созданию и представлению авторских сюжетно-ролевых игр, использованию Педагогической технологии при обучении продуктивной деятельности. Определить систему мер, способствующих эффективности работы педагогического коллектива по данному направлению.

2.11 Разработка проекта решения педагогического совета.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, педагогический совет принимает следующие решения:

Констатирующая часть

1. В учреждении ведётся планомерная работа по реализации второй годовой задачи – оптимизировать образовательную деятельность детей на основе современных технологий в условиях реализации ФГОС, совершенствовать подходы к выбору оптимальных педагогических форм, средств и методов при решении задач образовательных областей в соответствии с ФГОС.

2. Методическая работа по данной теме позволила повысить профессиональные знания и умения педагогов в организации работы с детьми. Однако необходимо систематизировать эту работу. Коллектив нацелен продолжать вести углубленную работу по данному направлению.

Постановляющая часть

1. Систему работы по созданию условий для стимулирования детской инициативы и самостоятельности дошкольников признать удовлетворительной.

2. Продолжить работу по созданию условий для стимулирования детской инициативы и самостоятельности дошкольников, исправить ошибки, выявленные в ходе тематической проверки. Пополнить новыми сюжетно-ролевыми играми игровые центы, опираясь на интересы детей и появление в окружающей жизни новых сюжетов для таких игр, как: «Фотоателье», «Клиника для животных», «Космическое путешествие», «Военизированные игры», «Музей», «Банк», «Дом мод», в срок до 30 .01.2016 года.

Ответственные: педагоги ДОУ.

3. В целях повышения эффективности взаимодействия детей со сверстниками пополнить уголки ряженья и театрализации разнообразным материалом в соответствии с возрастом.

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, в срок до конца февраля 2016 года.

4. В группах старшего дошкольного возраста создать в Центрах ИЗО Творческие мастерские для стимулирования детской инициативы и самостоятельности, в срок до конца января 2016 года. Организовать выставку детских творческих работ в преддверии новогодних праздников, в срок до 22 декабря 2015 года.

Ответственные: воспитатели дошкольных групп.

5. Рекомендовать педагогам ДОУ для повышения качества организации равноправного сотрудничества использовать игры на развитие навыков эффективного общения.

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

Срок: с 10.01.2016 г., постоянно.

6. Для повышения качества дошкольного образования педагогам ДОУ внедрить в педагогический процесс технологию сотрудничества и обеспечить равноправное, субъект-субъектное взаимодействие взрослого и ребёнка (равенство в общении и партнёрство в совместной деятельности).

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

Срок: с 10.01.2016 г., постоянно.

2.12 Управленческие выводы по дальнейшему повышению эффективности деловых совещаний в ДОУ.

Для дальнейшей оптимизации процесса необходимо:

• Обеспечить контроль над процессом подготовки к педсовету;

Сформировать информационный банк данных по проблеме;

• Обеспечить активное участие всех членов коллектива в проведении педсовета;

• Определить конкретные задачи для каждого педагога;

• Обеспечить коллективное участие всех педагогов в выработке и принятии решений;

• Осуществить эффективный контроль над исполнением решений педсовета.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования — инструмент управления качеством образования в дошкольной образовательной организации ФГОС ДО- ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О. Н. Петрова Муниципальное бюджетное дошкольное.

Контроль руководителя за организацией питания в МБДОУ «С №12» (теория) Организация рационального питания – задача многоплановая, требующая от руководителя знания нормативных документов, основ диетологии и разнообразных.

Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культурауправления», «управленческая.

Понятие уровня родительского контроля, его значение в целом для воспитания детей и взаимодействия с дошкольной организацией .

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР Проскурнина Наталья Михайловна.

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются.

Сложности управления образовательной организацией .

Управление развитием дошкольной образовательной организации в условиях государственного задания ВВЕДЕНИЕ В последнее время система образования находиться в процессе модернизации,как по направлениям, формирующим содержание,так и по.

Внедрение ФГОС в практику дошкольной образовательной организации С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в воспитании детей История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи как исполнителя некоторых специфических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет как форма делового совещания и коллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 13:50
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет как форма делового совещания и коллегиальный орган управления дошкольной образовательной организацией» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Колочкина (УИ 55964) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД