Ольга Киреева
Педсовет «Использование СОТ с детьми по знакомству с художественной литературой»
▼ Скачать
Итоги решения предыдущего педсовета
1. Актуальность темы педсовета
2. Итоги тематической проверки
3. Результаты анкетирования родителей «Воспитание интереса к художественной литературе»
4. Реализация в работе с детьми технологий по знакомству с художественной литературой. Обмен опытом педагогов групп
5. Деловая игра «Новые подходы и приемы при ознакомлении детей с художественной литературой»
6. Проект решения педсовета
ГОТОВИМСЯ К ПЕДСОВЕТУ
1. Анкетирование педагогов
2. Анкетирование родителей
Публикация «Педсовет „Использование СОТ с детьми по знакомству с художественной литературой“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Отчет об использовании СОТ при знакомстве детей с художественной литературой.
Технологии:
Технология Продуктивного чтения-слушания
Методика работы со сказкой Л. Б. Фесюковой
Карты Проппа, Игровые задания ТРИЗ, Синквейн, Мнемотехники
Технология обучения составлению творческого рассказа (сказки) на основе метода «каталога».
Игровые творческие задания на выработку умений анализировать сказочные тексты.
Игровые задания на формирование умений творчески перерабатывать литературный материал.
Игры на составление сказок.
Игровые творческие задания на формирование умений составлять фантастические сказочные сюжеты.
5. Создание в группе условий для использования СОТ при знакомстве детей с художественной литературой : пополнение картотеки игровыми заданиями, по методике Фесюковой Л. Б.
6. Включение в родительское собрание мастер-класса или др. формы работы по знакомству с новыми приемами словесного творчества детей: игры и игровые задания на составление сказок, творческих рассказов.
Цель: пополнение знаний педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой
Задачи педагогического совета:
1. Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
2. Проанализировать состояние работы по знакомству детей с художественной литературой в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении
3. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по знакомству детей с художественной литературой дошкольников
4. Обобщить знания детей о СОТ используемых с детьми при знакомстве детей с художественной литературой
Ход педсовета:
1. Актуальность проблемы отсутствия интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок» Альберт Эйнштейн
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах приобщения детей дошкольного возраста. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к художественной литературе, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
2. Итоги тематической проверки (справка прилагается)
Общие рекомендации справки по тематическому контролю:
1. Ознакомиться с опытом других ДОО проведения ООД по ознакомлению с поэтическими произведениями. Старшему воспитателю подготовить индивидуальные консультации по методике проведения ООД по данной теме.
2. При знакомстве детей с художественными произведениями использовать новые технологии, приемы, игровые задания, с целью воспитания интереса и любви к литературе.
3. Воспитателям групп дошкольного возраста при знакомстве с художественными произведениями использовать деятельностный подход.
4. В каждой возрастной группе пересмотреть содержание книжных уголков, пополнить центр активности «Театрализация», в которой должны находиться атрибуты по разным видам театра.
5. Регулярно планировать работу в уголке книг в соответствии с возрастными особенностями.
6. В практике работы над книгой использовать разнообразить формы (досуги, викторины, КВН, выставки рисунков по прочитанному, интегрируя образовательные области).
7. Включать в планы работы с родителями всех возрастных групп мероприятии по расширению их педагогического опыта по вопросам развития речи дошкольников при знакомстве с художественной литературой (консультации, беседы, памятки).
3. Результаты анкетирования родителей «Воспитание интереса к художественной литературе»
Обрабатывались данные 15 участников каждой возрастной группы анкетирования.
«Художественная литература в семье»
1. У 80% опрошенных дома есть шкаф для хранения книг,
2. Своя книжная полка для ребёнка имеется у 87% семей, на которых преобладают познавательные книги, сказки и стихи.
3. Какие книги лежат на этой полке?
4. Книги, каких детских авторов преобладают в Вашей детской библиотеке Из прочитанных произведений большинство назвали сказки.
5. Книги, каких современных авторов Вы читаете детям? Большинство родителей затруднились назвать любимых писателей и любимые произведения детей.
6. Как часто и в какое время суток вы читаете детям книги? 93% человек читают книги ежедневно своим детям перед сном 7% два, три раза в неделю
7. Беседуете ли Вы с детьми после прочтения книг?
8. Какие вопросы задаете? После прочтения произведений 81% человек спрашивают. Что нового узнал в книге, обсуждают поступки героев, 4% опрошенных предлагают пересказать содержание.
9. ___% читают сами книги. Любимых писателей назвали только ___%
10. Заучивают с детьми дома стихи___%. Не чаще чем ___ в месяц
11. Из нравственных норм и качеств личности у ребёнка через художественную литературу по мнению родителей можно воспитать:
12. Родители считают, что необходимость в чтении книг в современном мире есть___% нет___% и достаточно все увидеть на экране
13. Родители считают, что чтение книг детям, помимо воспитания нравственных норм дает еще:
-расширяет кругозор, помогает узнать новое, интересное;
-приобщает к культуре чтения;
-пополняет словарный режим;
-помогает в развитии памяти, речи, мышления, внимания:
-развивает умение пересказывать, отличать хорошее от плохого.
4. Реализация в работе с детьми технологий по знакомству с художественной литературой. Обмен опытом педагогов групп
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться ООД. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой разработанной ДОО с учетом примерной образовательной программы «Тропинки», а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем на занятиях. Чтение по традиционным методикам уже не всегда дает положительный и желательный эффект, ведь дети изменились – и тогда приходят на помощь новые технологии, приемы и методы работы с литературой.
Технология Продуктивного чтения-слушания
Методика работы со сказкой Л. Б. Фесюковой
Карты Проппа, Игровые задания ТРИЗ, Синквейн, Мнемотехники
Технология обучения составлению творческого рассказа (сказки) на основе метода «каталога».
Игровые творческие задания на выработку умений анализировать сказочные тексты.
Игровые задания на формирование умений творчески перерабатывать литературный материал.
Игры на составление сказок.
Игровые творческие задания на формирование умений составлять фантастические сказочные сюжеты.
Выступление педагогов с опытом работы
5. Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы».
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение СОТ в работе с детьми по художественной литературе;
- развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
(Игроки делятся на 2 команды, вопросы задаются поочередно каждой команде)
Ход игры:
Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. И так предлагаю командам придумать литературное название.
Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для Вас, знатоков своего дела это будет несложно!
Но сначала разминка
Разминка.
викторина «Шуточная реклама»
Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.
(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Несу золотые яйца. Дорого.
(Курочка Ряба, р. н. с. «Курочка Ряба»)
3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
4. Отмою всё!
(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)
5. Доставка пирожков бабушке.
(Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапорчка»)
6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
(Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)
7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.
(Р. н. с. «Гуси-лебеди»)
8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.
(Лиса, р. н. с. «Лиса и волк»)
9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.
(Бабушка, р. н. с. «Колобок»)
10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)
К какому виду творчества это относится?
• «Как аукнется, так и откликнется» (Пословица)
• «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
• «На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает.» (Небылица.)
• Пусть у кошки заболит, У собачки заболит, а у нашей деточки не болит! А тебе пусть повезет – У тебя вся хворь пройдет (Потешка)
• «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
• «Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
• -«Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» (Былина.)
• -«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
• И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке. (Песня)
• Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком! (Частушка)
• Добра соль, а переложишь — рот воротит. (Поговорка)
• "Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!" (Басня)
1. Вспомнить название сказки.
- Об общежитии для зверей все сказки. («Теремок, Варежка, Кот, петух и лиса; Бременские музыканты;».)
- О злаках и хлебобулочных изделиях. («Колобок; Колосок; Вершки и корешки».)
- О трудолюбивой девочке, девушке. («Золушка, рукодельница, девочка из 12 месяцев,».)
- о несовершеннолетних, ушедших из дома без сопровождения взрослых (колобок, Машенька, Алёнушка и Иванушка;
2. Игровое моделирование «Солнце»
Сейчас мы с вами снова немного поиграем. Представьте, что сегодня хмурый день, так как у солнца спрятались лучи. И ваша задача – найти эти лучи. В центре солнца написан автор, а на лучах – названия произведений. Вам необходимо подобрать лучи, чтобы получилось яркое, радостное солнце.
(Воспитатели выполняют задание).
К. И. Чуковский («Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Телефон», «Путаница», «Крокодил»)
С. Я. Маршак («Детки в клетке», «Хоровод», «Вот какой рассеянный», «Дом, который построил Джек», «Про все на свете», «Откуда стол пришел», «Почта», «Рассказ о неизвестном герои», «Песня о елке», «Круглый год»)
3. «Создай сказку»
1 задание
1 команде Из перепутаницы
Рады, рады, рады светлые березы
И на них от радости вырастают розы
Рады, рады, рады темные осины,
И на них от радости растут апельсины.
То не дождь пошел из облака и не град-
То посыпался из облака виноград.
2 команде из 4-х сказочных строчек
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на бегу
Летом прыгает в снегу
2 задание
1 команде
Придумайте необычные геометрические фигуры и назовите их. Зашифруйте с помощью их сказку «Царевна-Лягушка»
2 команде
Назовите осенние звуки, весенние запах и придумайте о них сказку.
3 задание
1 команде
Назовите предметы, которые лучше существуют парами. Сочините сказку, в которой эти предметы вдруг раздружились, настала, тогда беда….
2 команде
Придумайте жалобу зайца (летом, зимой) и в своей сказке помогите ему стать храбрым и красивым
4 задание общее для всех. Работаем по цепочке:
Скажите об одном и том же предмете и хорошо и плохо. Используйте это в продолжении сказки о Золушке.
Планируемые результаты:
1. Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе,
2. Развитие познавательных интересов детей,
3. Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.
4. Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.
5. Бережное отношение детей к книге.
4. Повышение читательской культуры в семьях воспитанников.
Рефлексия
-Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего педсовета?
-Чей опыт работы вы хотели взять на вооружение?
-Какие задачи для себя Вы хотели бы взять на перспективу?
Проект решения
1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки “Анализ педагогической деятельности по использованию СОТ при ознакомлении с художественной литературой”.
2. Систематически использовать СОТ с детьми по знакомству с художественной литературой как средство улучшения качества развития речи
3. Освоить и внедрить в работу с детьми технологию продуктивного чтения-слушания
4. Знакомить семьи воспитанников с новыми приемами и технологиями с целью воспитания интереса и любви к художественной литературе
5. В старших группах спланировать и провести ряд мероприятий (праздники, литературные вечера, викторины) посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов.
Ответственные воспитатели групп. контроль старший воспитатель.