Эльмира Меджитова
Педагогическое значение ценностно-смыслового восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается педагогическое значение ценностно-смыслового восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества старших дошкольников. Предлагается комплексная система развития художественного восприятия рисунка детьми старшего дошкольного возраста со смещением акцента на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия.
Публикация «Педагогическое значение ценностно-смыслового восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Ключевые слова: ценностно-смысловое восприятие, старший дошкольный возраст, детский рисунок.
Рисунок, созданный ребенком, являясь продуктом его творческой деятельности, несет в себе основные признаки художественного образа, свойственных произведению детского искусства. Детям старшего дошкольного возраста свойственно воспроизводить различные образы в соизмерно-адекватной форме, соответствующих окружающей действительности, что определяет особенность использования детьми средств выразительности в процессе рисования.
От особенностей восприятия детьми окружающей действительности в значительной мере зависит специфика художественно-творческих проявлений старших дошкольников. Однако вопросы значимости создания наиболее благоприятных условий для развития творческой активности в художественной деятельности детей, а также включение в практику работы таких форм и методов, которые обеспечили бы максимальное развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия рисунка мало разработаны и, следовательно, нуждаются в изучении.
Критериальная система оценивания детских рисунков традиционно сложившаяся в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, включающая восприятие произведений детского изобразительного творчества не всегда способствует ценностно-смысловому восприятию детского рисунка.
Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых сочетаний, пространства, а также одновременно постигал смысловое содержание рисунка, извлекая ценностные ориентиры, способствующие эстетическому, интеллектуальному и нравственному развитию – непростая задача. Воспитать глаз эстетически – значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед гармонией рисунка [1, c.68]. В то же время, рисунок должен быть не просто эстетически привлекательным, но и нести определенную смысловую нагрузку, которую необходимо рассмотреть, понять, осмыслить и усвоить.
В старшем дошкольном возрасте формирование ценностно-смыслового восприятия рисунка, как фактора стимуляции изобразительного творчества детей обеспечивается за счет:
использования педагогом разнообразных методических и методологических подходов при изучении ценностно-смыслового восприятия рисунка детьми;
формирования целостного подхода, к ценностно-смысловому восприятию и анализу рисунков детей старшего дошкольного возраста, достигаемого за счет знакомства ребенка с творческими работами, а также анализом детских рисунков с ценностно-смысловой точки зрения собственного рисунка и рисунков своих сверстников;
анализа и оценки детских рисунков с использованием игровой, художественно-речевой и других видов деятельности;
периодической организации выставок рисунков детей старшего дошкольного возраста;
знакомства детей с художественными произведениями детской картинной галереи [2].
Творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста по созданию рисунка может способствовать повышению их интереса к процессу изобразительной деятельности, нахождению нетипичных способов воплощения художественного замысла, расширению палитры средств выразительности в художественном воплощении, что в свою очередь, будет содействовать обогащению содержательной стороны образа и развитию предпосылок ими ценностно-смыслового восприятия рисунка.
Для детей 6-7 летнего возраста характерна способность к видению в рисунке не только образной стороны, выраженной разнообразными изобразительными средствами, но и содержательной, смысловой стороны. Это относится как к собственноручно созданным рисункам, рисункам сверстников, так и к рисункам детей старшего возраста. При грамотном педагогическом руководстве у старших дошкольников параллельно с эстетическим оцениванием художественных работ, способных доставить эстетическое удовольствие от созерцания и выражающих отношение автора к изображаемому, можно приблизить к нравственному оцениванию ценностно-смыслового содержания рисунка.
Следует отметить, что процесс ценностно-смыслового восприятия старшими дошкольниками рисунка находится в прямопропорциональной зависимости от их непосредственной изобразительной деятельности, определяющейся, прежде всего, уровнем художественного восприятия детей, а также способностью запечатлеть в своих рисунках эмоциональную и содержательную составляющие.
Рост уровня ценностно-смыслового восприятия рисунка способствует структурным изменениям в качестве владения средствами художественной выразительности и находится в тесной взаимосвязи от включения в него различных видов деятельности: художественно-речевой, игровой, театральной и других.
Таким образом, для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия рисунка старшими дошкольниками, нужна комплексная система развития художественного восприятия, включающая в себя работу по следующим взаимосвязанным направлениям:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия рисунка старшими дошкольниками;
анализ влияния педагогов на развитие ценностно-смыслового восприятия рисунка старшими дошкольниками;
помощь родителям по развитию ценностно-смыслового восприятия рисунка их детьми;
создание творческой предметно-развивающей среды, способствующей развитию ценностно-смыслового восприятия рисунка детьми старшего дошкольного возраста [3, c. 224-226].
Педагогическое значение в развитии изобразительного творчества старших дошкольников имеет только комплексный подход к организации ценностно-смыслового восприятия их работ, что подразумевает под собой: знакомство ребенка с творческими работами детей, активное восприятие собственного рисунка, а также анализ детских работ с ценностно-смысловой точки зрения, его эстетическое восприятие.
Практическое применение данной модели в условиях дошкольного образовательного учреждения достаточно долгий и трудоемкий процесс, опирающийся на определенные закономерности и педагогические условия. Его педагогическое значение очень весомо и чтобы он проходил успешно, необходимо совершенствование всех средств эстетического воспитания, в том числе и изобразительной деятельности, интерес к которой проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы.
Список литературы:
1. Зубарев Н. М. Дети и изобразительное искусство: Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет. М. : Просвещение, 1969г. - 111 с.
2. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2007. — 176 с.
3. Зайцев С. В. Технология обучения и проблемы развития творческих способностей детей: Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: Сб. науч. тр. - М. : Знание, 2001. – 387 с.