Приложение МААМ

Педагогическое значение ценностно-смыслового восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества

Эльмира Меджитова
Педагогическое значение ценностно-смыслового восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье рассматривается педагогическое значение ценностно-смыслового восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества старших дошкольников. Предлагается комплексная система развития художественного восприятия рисунка детьми старшего дошкольного возраста со смещением акцента на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия.

Публикация «Педагогическое значение ценностно-смыслового восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества» размещена в разделах

Ключевые слова: ценностно-смысловое восприятие, старший дошкольный возраст, детский рисунок.

Рисунок, созданный ребенком, являясь продуктом его творческой деятельности, несет в себе основные признаки художественного образа, свойственных произведению детского искусства. Детям старшего дошкольного возраста свойственно воспроизводить различные образы в соизмерно-адекватной форме, соответствующих окружающей действительности, что определяет особенность использования детьми средств выразительности в процессе рисования.

От особенностей восприятия детьми окружающей действительности в значительной мере зависит специфика художественно-творческих проявлений старших дошкольников. Однако вопросы значимости создания наиболее благоприятных условий для развития творческой активности в художественной деятельности детей, а также включение в практику работы таких форм и методов, которые обеспечили бы максимальное развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия рисунка мало разработаны и, следовательно, нуждаются в изучении.

Критериальная система оценивания детских рисунков традиционно сложившаяся в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, включающая восприятие произведений детского изобразительного творчества не всегда способствует ценностно-смысловому восприятию детского рисунка.

Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых сочетаний, пространства, а также одновременно постигал смысловое содержание рисунка, извлекая ценностные ориентиры, способствующие эстетическому, интеллектуальному и нравственному развитию – непростая задача. Воспитать глаз эстетически – значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед гармонией рисунка [1, c.68]. В то же время, рисунок должен быть не просто эстетически привлекательным, но и нести определенную смысловую нагрузку, которую необходимо рассмотреть, понять, осмыслить и усвоить.

В старшем дошкольном возрасте формирование ценностно-смыслового восприятия рисунка, как фактора стимуляции изобразительного творчества детей обеспечивается за счет:

использования педагогом разнообразных методических и методологических подходов при изучении ценностно-смыслового восприятия рисунка детьми;

формирования целостного подхода, к ценностно-смысловому восприятию и анализу рисунков детей старшего дошкольного возраста, достигаемого за счет знакомства ребенка с творческими работами, а также анализом детских рисунков с ценностно-смысловой точки зрения собственного рисунка и рисунков своих сверстников;

анализа и оценки детских рисунков с использованием игровой, художественно-речевой и других видов деятельности;

периодической организации выставок рисунков детей старшего дошкольного возраста;

знакомства детей с художественными произведениями детской картинной галереи [2].

Творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста по созданию рисунка может способствовать повышению их интереса к процессу изобразительной деятельности, нахождению нетипичных способов воплощения художественного замысла, расширению палитры средств выразительности в художественном воплощении, что в свою очередь, будет содействовать обогащению содержательной стороны образа и развитию предпосылок ими ценностно-смыслового восприятия рисунка.

Для детей 6-7 летнего возраста характерна способность к видению в рисунке не только образной стороны, выраженной разнообразными изобразительными средствами, но и содержательной, смысловой стороны. Это относится как к собственноручно созданным рисункам, рисункам сверстников, так и к рисункам детей старшего возраста. При грамотном педагогическом руководстве у старших дошкольников параллельно с эстетическим оцениванием художественных работ, способных доставить эстетическое удовольствие от созерцания и выражающих отношение автора к изображаемому, можно приблизить к нравственному оцениванию ценностно-смыслового содержания рисунка.

Следует отметить, что процесс ценностно-смыслового восприятия старшими дошкольниками рисунка находится в прямопропорциональной зависимости от их непосредственной изобразительной деятельности, определяющейся, прежде всего, уровнем художественного восприятия детей, а также способностью запечатлеть в своих рисунках эмоциональную и содержательную составляющие.

Рост уровня ценностно-смыслового восприятия рисунка способствует структурным изменениям в качестве владения средствами художественной выразительности и находится в тесной взаимосвязи от включения в него различных видов деятельности: художественно-речевой, игровой, театральной и других.

Таким образом, для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия рисунка старшими дошкольниками, нужна комплексная система развития художественного восприятия, включающая в себя работу по следующим взаимосвязанным направлениям:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия рисунка старшими дошкольниками;

анализ влияния педагогов на развитие ценностно-смыслового восприятия рисунка старшими дошкольниками;

помощь родителям по развитию ценностно-смыслового восприятия рисунка их детьми;

создание творческой предметно-развивающей среды, способствующей развитию ценностно-смыслового восприятия рисунка детьми старшего дошкольного возраста [3, c. 224-226].

Педагогическое значение в развитии изобразительного творчества старших дошкольников имеет только комплексный подход к организации ценностно-смыслового восприятия их работ, что подразумевает под собой: знакомство ребенка с творческими работами детей, активное восприятие собственного рисунка, а также анализ детских работ с ценностно-смысловой точки зрения, его эстетическое восприятие.

Практическое применение данной модели в условиях дошкольного образовательного учреждения достаточно долгий и трудоемкий процесс, опирающийся на определенные закономерности и педагогические условия. Его педагогическое значение очень весомо и чтобы он проходил успешно, необходимо совершенствование всех средств эстетического воспитания, в том числе и изобразительной деятельности, интерес к которой проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы.

Список литературы:

1. Зубарев Н. М. Дети и изобразительное искусство: Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет. М. : Просвещение, 1969г. - 111 с.

2. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2007. — 176 с.

3. Зайцев С. В. Технология обучения и проблемы развития творческих способностей детей: Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: Сб. науч. тр. - М. : Знание, 2001. – 387 с.

Публикации по теме:

Конкурс детского рисунка «Яркая осень»Конкурс детского рисунка «Яркая осень» Работа выполнена гуашью на листе ватмана. Было это хмурым осенним деньком, казалось, что ничего не радует наш глаз, но вот в руках дочери.

Конкурс детского рисунка в подготовительной группе «Летнее вдохновение» (фотоотчет)Конкурс детского рисунка в подготовительной группе «Летнее вдохновение» (фотоотчет) Лето-любимое время года у всех, особенно у детей. Все свои эмоции,связанные с летним отдыхом, дети передают через свои рисунки, поделки,.

Мастер-класс для родителей с использованием нетрадиционных техник изобразительного творчества Мастер класс для родителей с использованием нетрадиционных техник изобразительного творчества. Цель: вовлечение родителей в образовательный.

Особенности развития детского изобразительного творчества Особенности развития детского изобразительного творчества «Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют.

Полезные советы о том, какие художественные материалы выбрать для изобразительного творчества с детьми Уважаемые родители и педагоги! Полезные советы о том, какие художественные материалы выбрать для изобразительного творчества с ребенком.

Районный конкурс детского рисунка «Осенняя симфония» (школа-интернат, 6–9 группы)Районный конкурс детского рисунка «Осенняя симфония» (школа-интернат, 6–9 группы) Золотая осень – время собирать урожай, а так же замечательное время для фантазии и творчества! 8 ноября 2016г. Воспитанники 6-9 группы.

Уголок изобразительного творчества «Каляка — Маляка»Уголок изобразительного творчества «Каляка — Маляка» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию наш уголок изобразительного творчества "Каляка - Маляка". С сентября.

Значение общения в развитии ребёнка Роль общения в развитии ребенка Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только.

Значение прогулки в развитии ребенка ПРОГУЛКА. Гулять или не гулять. «Гуляние-пребывание вне помещения, не ставящее своей целью выполнение каких-либо других функций. Т. е. главный.

Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое значение ценностно-смыслового восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества
Опубликовано: 18 января 2017 в 23:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое значение ценностно-смыслового восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Эльмира Меджитова (УИ 1015759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД