Дианова Ирина
Особенности развития детского изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития детского изобразительного творчества
«Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества». Ряд современных ученых отмечают, что в истории дошкольной педагогике одной из актуальных является проблема детского творчества, однако, остается наименее разработанной в педагогической практике, что объясняется скрытостью механизмов творчества, сложностью этого явления.
Публикация «Особенности развития детского изобразительного творчества» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Истоки творческих сил человека начинаются в дошкольном детстве. По своим объективным возможностям детская изобразительная деятельность носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Однако многие ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество (Е. А. Флерина, В. С. Мухина, и др., отмечали стремление ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые препятствуют дальнейшему движению вперед и которые ребенком усвоены.
Рисование представляет собой как репродуктивную, так и творческую, комбинаторную деятельность. Копирование образцов, начиная с определенного возраста - столь же полезный для развития ребенка процесс, как и фантазирование, рисование объектов в необычных сочетаниях, фантастических объектов.
Особенности детского изобразительного творчества :
1. Зависимость от возраста ребенка. Увлечение рисованием продолжается до определенного момента, когда в силу развития ребенка уступает место интересу к тексту, словесному искусству.
2. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка - оно стихийно.
3. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность - контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. В дошкольном возрасте ребенок рисует определенные предметы - понятия, обобщенные, например дом - значит с треугольной крышей, окошком и т. д., но иногда какая-то яркая деталь производит сильное впечатление на ребенка, и её он приписывает не менее тщательно, чем свою одежду или мамину улыбку.
4. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели, порой, начиная творить, ребенок не знает, что будет на листе бумаги в итоге - его увлекает сам процесс рисования. И тем более ребенок раннего возраста не ждет изначально каких-либо оценок и признания своего творчества. Оценочную систему с течением времени прививают ребенку сами взрослые.
Своеобразие образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и графического воплощения обусловлен особенностями личностного и психического развития ребенка-дошкольника. Во - первых, это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Исследования ученых показывают, что у ребенка с высоким уровнем воображения продукты творческой деятельности обычно оригинальные, непохожие на продукты творчества других детей. Воображение - основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период чувствителен для его развития.
Следовательно, одна из основных задач взрослых - создать подходящие условия для его развития в контексте разных видов деятельности и первоначально в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Именно в них происходит наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность). По этой причине внимание взрослых должно быть первоочередным к воображению и творчеству дошкольника в процессе руководства его изобразительной деятельностью. В исследованиях Л. С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики детского воображения. Детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства. О бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии его на "неокрепшую душу ребенка", говорил еще педагог К. Д. Ушинский. Л. С. Выготский также писал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека, действительности.
Детское воображение у детей беднее, чем у взрослого, так как опыт ребенка еще мал. Одновременно с этим он отмечал и объяснял свежесть, яркость, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения. Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. В подготовительной группе оригинальность продуктов детского воображения можно объяснить рядом условий: ребенок к 7 годам освоил (в основном в игре) правила, нормы, ценности жизни взрослых. Поэтому произошли изменения в его мотивационно-потребностной сфере личности, а именно: появилось основное психологическое новообразование, характерное для этого возраста, - стремление к социально оцениваемой деятельности, социально значимой. Применительно к изобразительному творчеству этот мотив конкретизируется в стремлении ребенка создать образ, который поняли бы и приняли дети и взрослые, говоря иными словами выразительный, интересный, оказывающий эмоциональное воздействие на других людей. Это одна из причин появления оригинальных образов. При наличии такого общественно направленного мотива важно, чтобы у ребенка была развита и операционно-техническая сторона деятельности, т. е. был сформирован соответствующий изобразительный опыт. В большинстве случаев, к 7 годам у детей есть определенный опыт. При наличии же обобщенных, а значит, гибких, вариативных умений ребенку легче реализовать любые, в том числе оригинальные замыслы. Это еще одна причина создания семилетками оригинальных образов. Несомненно, один из важнейших факторов успехов 7-летнего ребенка является разумное обучение с 4 до 6 лет в поиске адекватных средств создания образа.
В этот период «стабильного» (не кризисного) развития дошкольники ориентированы в основном на усвоение правил, норм, образов деятельности, взаимоотношений взрослых (в первую в организованном обучении. В это период формируется операционно-техническая сторона деятельности как одно из условий создания оригинальных образов в 7-летнем возрасте. Поэтому определенная потеря оригинальности в работах детей старшей, средней групп по сравнению с подготовительной и младшей как бы обоснована, объяснима (хотя тенденция эта относительная, а не абсолютная). Как показали исследования известного деятеля в области психологии и педагогики О. М. Дьяченко, наибольшее количество детей с «эмоциональным» воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в средней и старшей группах их число уменьшается и в подготовительной группе вновь возрастает.
Уровень развития способностей выше, если дано задание найти творческое решение. Направленность на возможность и необходимость вариативного решения задачи должна быть постоянной. Создание оригинальных образов возможно при поощрения смелости, наличии свободы, отсутствии жестких регламентирующих оценок, когда ребенок смело экспериментирует, варьирует свой опыт, находит новое в замыслах, темах, способах исполнения. Таким образом, своеобразие образов, создаваемых детьми, определяется:
- возрастными особенностями (в младшей и подготовительной группах детского сада уровень оригинальности детской продукции выше, а в средней и старшей - несколько снижается);
- личностными особенностями ребенка (уровень развития воображения, доминирование того или иного вида воображения – «познавательного» или «эмоционального»);
- особенностями обучения.
Григорьева Г. Г. считает, что игра и художественная деятельность представляют большие возможности для развития творческой личности ребенка дошкольного возраста. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы, так как уже было сказано ранее дошкольный возраст наиболее сензитивен для развития воображения. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставит детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества.
Ведущий специалист по проблемам эстетического воспитания в нашей стране Т. С. Комарова утверждает, что педагог должен создавать следующие условия для развития детского изобразительного творчества : он первоначально обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует представления и эстетические чувства, развивает воображение и образное мышление, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения.
По мнению психолога Б. М. Теплова, систематическая целенаправленная педагогическая работа не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не проявляется, хотя эти же дети обнаруживают иногда творческие незаурядные способности при организованном включении их в художественную деятельность.
Так встает педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, рождающие у ребенка истинное действенное желание "сочинять". Такой стимул нашел великий русский писатель Толстой Лев Николаевич. Приступая к обучению крестьянских детей, писатель уже понимал, насколько значительна задача «развития детского творчества»; как одно из преемлемых решений он предлагал детям совместные сочинения. «Показать не только продукт, но и самый процесс творчества писания, рисования и т. д. с тем, чтобы собственными глазами увидеть, как «это делается». Тогда, как пишет отечественный исследователь психологии детского изобразительного творчества Е. И. Игнатьев, ребенок «от простого перечисления отдельных деталей в рисунке переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется роль слова в изобразительной деятельности, слово все больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения».
Таким образом, из предполагаемого нами понимания художественного творчества, представленного выше, очевидно: для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. В повседневной жизни должна быть организована специальная система игр, заданий, развивающих творчество - «педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческими, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества». То есть обучение является важнейшим условием развития детского изобразительного творчества. Однако, на какие же критерии и уровни развития детского изобразительного творчества ориентироваться педагогу при обучении детей?