Наталья Воронкова
Педагогическое эссе «Что мне поможет стать творческим педагогом?»
▼ Скачать + Заказать документы
Никогда не думала, что стану воспитателем в детском саду. Когда заканчивала школу, точно знала – буду педагогом! Не врачом, не парикмахером, не продавцом, а педагогом! Мечта осуществилась: я – педагог. Но не учитель начальных классов, как планировала, а воспитатель в детском саду. Сначала я думала: «Выходит, не я выбрала профессию, а она меня». Теперь считаю по-другому: «Мы с профессией нашли друг друга!». Конечно, все бывало в нашем дуэте… Но плохое быстро забывается, а остается светлое, доброе, положительное. Что именно?
Публикация «Педагогическое эссе „Что мне поможет стать творческим педагогом?“» размещена в разделах
Во-первых, общение с детьми. Оно наполняет меня счастьем, радостью, заставляет развиваться самой, добывать новые знания. Не перечесть по пальцам случаи, когда детские вопросы ставили меня в тупик. Я – взрослый человек не могла ответить на детский вопрос! Как, после такого, не заняться развитием своего кругозора! Открываешь книгу, Интернет, одним словом, развиваешься…
Во-вторых, они же – дети, помогают заполнить пробелы в моем профессиональном образовании. Ведь, нужно хорошо ориентироваться в педагогической и психологической науке, чтобы не навредить детям, наверняка знать, как поступить в той или иной ситуации.
В-третьих, с детьми мне хочется творить. Без этого никак, иначе детям будет со мной скучно. Удержать интерес детей – задача непростая, поэтому высшее удовольствие для меня – видеть его в глазах своих воспитанников. Высшим же достижением для себя считаю: стать творческим педагогом.
Жюль Ренар сказал: «Всегда оставаться неудовлетворенным - в этом суть творчества». И я с этими словами согласна. В педагогической деятельности всегда есть поиск нового, интересного, самобытного. Ведь личность педагога, неповторимость детей, конкретные обстоятельства побуждают принимать такие решения, которые не прописаны в педагогической науке.
При этом «творчество» вовсе не значит «безумство, необдуманность». Как сказал Николай Островский «творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд». Поэтому, знать достижения современной психолого-педагогической науки творческому педагогу необходимо. Творческий педагог умеет ставить и анализировать цели в своей деятельности; ориентироваться в различных ситуациях; принимать решения; реализовывать определённые программы; анализировать результаты своей деятельности и корректировать её с учётом изменяющихся ситуаций.
Я рада, что период моей зрелой педагогической деятельности приходится на время, когда в системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача : сформировать в любом ребенке компетентную, креативную, социально-адаптированную личность, которая будет способна ориентироваться в информационном пространстве, уметь отстаивать свою точку зрения; продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Формирование новой модели выпускника детского сада повлекло за собой изменение роли педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Теперь педагог - организатор интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка.
Во введении ФГОС ДО я увидела большие возможности для своего творческого и профессионального роста. Это использование методов, способов, приемов обучения, педагогических технологий направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка. Однако не все так просто и легко! Как определиться в инновационной деятельности и не ошибиться?
И вот, однажды, изучая опыт знаменитых педагогов, я прочла фразу Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Меня заинтересовали его слова, его деятельность, его педагогические идеи. Оказалось, что Д. Дьюи основоположник метода проектов. Познакомившись с технологией проектирования, я поняла: «Вот то, что я искала!». Применение в моей деятельности проектного метода принесло пользу не только детям, но и мне самой. Я системно, логично училась целеполаганию, планированию воспитательно-образовательной работы. Самое главное - в этой технологии воедино сливается все то, что мне нравиться в моей профессии: живое общение с детьми, основанное на общем интересе, возможность профессионального и творческого роста.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то конкретной проблемы, побуждающей детей к дальнейшей деятельности, к поиску выхода из создавшегося положения. Как тут педагогу обойтись без творчества? Как начать проект, как заинтересовать детей? Можно вовлечь детей в проблемную ситуацию, предложив задания: «Что было бы…», «Что вы знаете о…», можно изменить что-либо в себе, в привычном окружении, в привычном порядке действий, можно делать что-то увлеченно в присутствии детей, можно внести в группу что-то новое, непривычное, можно специально организовать ситуацию (перекрыть воду «Как будем мыть руки?»).
И это только начало. Самое интересное, значимое, а порой и неожиданное, как для детей, так и для педагога, еще впереди! Реализация проекта… Как научить детей планировать работу по теме проекта, составлять его информационную карту (с помощью готовых картинок, условных изображений, придуманных вместе).
Дальше еще интересней… у любого проекта должен быть результат. Исходя из особенностей дошкольного возраста, результат должен быть «осязаемым». Продукты проекта в моей практике работы с детьми были разными:
материальными (поделки, плакаты, макеты, альбомы, накопительные книги, компьютерные презентации,
действенными (мероприятия – развлечения, игры,
письменными (книжки-самоделки, литературные произведения).
С детьми старшей группы мы совместно планировали накопительные папки, которые детьми оформлялись частично (основная роль в оформлении пока еще принадлежала мне и родителям воспитанников). С помощью таких папок можно было развивать кругозор детей, закреплять и систематизировать информацию, активизировать внимание дошкольников, вызвать у них желание узнавать новое, действовать по своему усмотрению. В подготовительной группе тематическая папка оформлялась при значительном участии детей – с красивыми кармашками, в которых размещены иллюстрации, рисунки, фотографии; с занимательными дверками и окошками. Так, например, в завершении нормативного проекта «Мы в детском саду» в группе появилась книга «Правила поведения». В ней правила поведения в детском саду были представлены в виде знаков, которые придумывали мы с детьми и затем зарисовывали. Когда в группе происходили конфликты или нарушались правила поведения, дети вспоминали о книге и самостоятельно решали проблему.
И это еще не все! Результат проекта (продукт) еще нужно презентовать. Опять без творчества никуда! Ведь нужно помнить, что презентация проекта должна приносить детям радость, дать возможность поделиться эмоциями, полученными знаниями. Важно продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога и вернуться к цели (получилось ли, что хотели). Итоговые события проектов в моей педагогической практике разные : праздник, акция, развлечение, выставка (фотовыставка, спектакль, фотогазета, открытие игрового центра и другие.
С радостью и грустью вздыхаешь: «Ну, вот и все! Проект завершен!». А тут новый детский вопрос и сразу мысль: «А вот и новый проект!».
Итак, к какому же выводу я прихожу, отвечая на поставленный вопрос: «Что мне поможет стать творческим педагогом?». Желание быть интересной, полезной детям и умение не вставать на пути их развития, самостоятельности, активности, сохранения любознательности. Желание у меня есть, а значит, придет и умение. Я в это верю! Кто-то из великих людей сказал: «Каждый человек наделен огромным запасом творческих сил, но у большинства людей они не разбужены. Пробудить эти силы, и есть наша самая главная задача».