Надежда Сидорова
Педагогическое эссе «Цвет и пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЦВЕТ И ПАЛЬЧИКИ»
Сидоровой Надежды Анатольевны
Все мы с детства хорошо помним одну истину - каждый охотник желает знать, где сидит фазан. В свое время она помогала нам рисовать радугу. Позже мы узнали, что красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой и фиолетовый – это не просто цвета радуги, а семь основных цветов спектра солнечного света. Эту великолепную семерку открыл английский ученый Исаак Ньютон.
Темочки:
Физика говорит нам, что цвет – это свет, всего лишь излучения, имеющие волны различной длины. Сами по себе световые волны цвета не имеют, он возникает при восприятии их глазом человека.
Но, не смотря на сугубо физическую природу, цвет имеет огромное влияние на нашу эмоциональную жизнь. Цвета никого не оставляют равнодушным. Они оживляют, наполняют и обогащают мир вокруг и внутри нас. Никто не может к цвету относиться нейтрально. Как только мы видим цвет, в нас сразу же возникают определё нные чувства: симпатия или антипатия, принятие цвета или напряжение, успокоение или раздражение. Воздействуя на чувства, цвета влияют на восприятие, могут улучшить или ухудшить настроение, способны очаровать нас и даже манипулировать нашим сознанием и поведением.
Учитывая это свойство цвета, мы можем влиять на наше окружение и различные жизненные ситуации, изменяя их в свою пользу.
Попытки понять принципы цветового воздействия на человека предпринимались с древних времен.
Современные исследования в области эмоционального восприятия цвета предоставляют возможность регулировать настроение человека, используя его реакцию на отдельные цвета и их сочетания. Воздействие отдельных цветов и их оттенков были протестированы психологами и физиологами, после чего они стали использоваться более целенаправленно: в сфере моды, на телевидении, журналах и фотографиях, в рекламе.
Я использую эти знания в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им.
Красный цвет дарит детям радость, но злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, волнение, беспокойство. Это сильный раздражитель. А в период адаптации дети испытывают сильный стресс, поэтому использовать этот цвет нежелательно. Особенно опасен красный для гиперактивного ребенка он возбуждает агрессию и способствует усилению нервозности.
Другое дело – оранжевый цвет. Цвет хорошего настроения. Открытый, дружелюбный.
Этот цвет поможет ребенку стать более общительным. Пастельные оттенки оранжевого снимают напряжение, что необходимо детям в первые дни пребывания в дошкольном учреждении.
Желтый – цвет солнца, а значит тепла. Он обеспечивает организму равновесие, активизирует общение, помогает при нервном истощении. Этот цвет полон радости и оптимизма. Особенно благоприятно желтый цвет влияет на возбужденного, нервного и склонного к истерикам ребенка.
Зеленый цвет – цвет самой природы, цвет гармонии. Он вызывает чувство спокойствия, помогает рассеивать отрицательные эмоции, которые сопровождают ребенка в период адаптации. Оттенки зеленого внушают ребенку смелость, формируют уверенность в себе. Но сильно увлекаться зеленым не стоит, особенно если ребенок флегматик.
Голубой цвет утешает и успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также уменьшает эмоциональную боль. Голубой цвет очень хорошо будет успокаивать гиперактивного ребенка. Злоупотребление голубым цветом, особенно если это касается пассивного, заторможенного ребенка, может привести к некоторому утомлению, печали и пассивности.
Синий цвет – цвет доверия, душевного покоя. Снижает мышечное напряжение. Этот цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством. Следует, однако, помнить, что злоупотребление синим цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности.
Фиолетовый цвет соединяет в себе два начала – синий и красный. Спокойствие и буйство одновременно. Он вызывает у ребенка ощущение внутренней гармонии и покоя. Хорош фиолетовый цвет и при занятиях творческим трудом.
Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфические свойства и сила.
Погружая детей в мир цвета, я помогаю им осознать особые цветовые пристрастия или неприязни, расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.
Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребенок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой, в гармонией с Космосом.
Моими помощниками в работе с цветом являются пальчиковые краски. Такие краски можно смело предложить ребенку раннего возраста. Они не содержат вредных химических компонентов и гипоаллергенны. Даже если ребенок нечаянно проглотит немного краски, он не отравится. К тому же эти краски очень легко отстирываются.
Пальчики. Почему мы рисуем пальчиками?
Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского сада, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.
Почему необходимо развивать мелкую моторику рук?
Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга. Наверняка, вам известно выражение: «Ум на кончиках пальцев» - так утверждал известный педагог В. А. Сухомлинский.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия с логопедом, так и занятия на развитие двигательных способностей рук.
Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики.
Цвет и пальчики мои помощники в период адаптации детей к дошкольному учреждению и две составляющие психического развития ребенка.