Екатерина Табачная
Педагогическое руководство игрой детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р. И. Жуковской, М. С. Карпинской, Л. С. Фурминой. По мнению Р. И. Жуковской педагогу необходимо преподнести детям текст произведения отчетливо, художественно, а при повторном чтении привлекать их к несложному анализу содержания, к осознанию мотивов поступков персонажей.
Публикация «Педагогическое руководство игрой детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Малышей воспитатель захватывает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку.
Старшие дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывая свои желания. Перед игрой проводится беседа по содержанию произведения. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связаны с появлением нового персонажа. Каждый смысловой отрезок дети фиксируют с помощью фишки. Затем можно разделить полоску бумаги настолько частей, сколько отложено фишек, и схематично изобразить заключения каждого отрезка: получится пиктограмма. Перед театрализованной игрой дети по пиктограмме моделируют заключения каждого эпизода. Вопросы педагога помогают детям понять изменения в поведении и настроении обитателей теремка с приходом лисы. Внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются о двух-трех составах «артистов», занятых в игре.
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей. Старшие дошкольники могут работать небольшими группами. Каждая подгруппа получает задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку. Внутри подгруппы дети сами договариваются, кто что будет делать. Закончив лепку, рисование, аппликацию каждая подгруппа по своим работам представляет сказку.
Психологическому настрою на будущую игру служит оформительская деятельность детей. Это выражается в подготовке афиш, пригласительных билетов, декорации, костюмов. Чтобы в театрализованной игре участвовали все, воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зрительный зал, кто отвечать за музыкальное сопровождение спектакля (включать и выключать магнитофон, руководить детским оркестром). С помощью педагога дети решают кого пригласить. Это могут быть родители, воспитанники других групп. Приглашенным заранее вручают билеты.
Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений. Детей можно привлечь к обсуждению фотографий, что побуждает их к комментариям, к интерпретации. Таким образом, основная цель педагогического руководства театрализованной игрой - разбудить воображение ребенка, создать такие условия, чтобы дети как можно больше проявляли изобретательности, творчества.
Список литературы
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 2011. - 124с.
2. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. - Москва «ВАКО», 2013. - 256 с.