МААМ-картинки

Повышение качества коррекционной работы с детьми через педагогическое просвещение родителей и педагогов ДОУ

Горшкова Люба
Повышение качества коррекционной работы с детьми через педагогическое просвещение родителей и педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Повышение качества коррекционной работы с детьми, через педагогическое просвещение родителей и педагогов ДОУ по средствам клуба «Школа логопеда» и «Школа воспитателя»

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Публикация «Повышение качества коррекционной работы с детьми через педагогическое просвещение родителей и педагогов ДОУ» размещена в разделах

Логопедический пункт работает в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Основными задачами логопедического пункта МКДОУ являются:

• своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

• определение их уровня и характера;

• устранение несложных нарушений речи;

• профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

• консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МБДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников МДОУ.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:

• организационная;

• диагностическая;

коррекционная;

• профилактическая;

• научно-методическая;

• взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.

В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября) :

- систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков);

- иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопункт (подготовлены настольные печатные игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков).

Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года).

В начале года составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.

Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало и конец года, с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для уточнения логопедических заключений. А в мае подводятся итоги коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопункт.

На основании проведенного логопедического обследования заполняются “протоколы обследования устной речи” на все возрастные группы ДОУ. Цель протоколов – показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения.

На логопедический пункт зачисляются дети из подготовительных и старших групп имеющие нарушения устной речи, показатели их речевого развития в процентном соотношении записываются в “протоколы мониторинга дошкольного логопункта”, а также строятся индивидуальные “графики речевого развития детей, зачисленных на логопункт”. Все протоколы оформляются в соответствии со структурой речевого нарушения дошкольников. С помощью данных протоколов можно четко проследить динамику речевого развития детей, зачисленных на логопедический пункт.

К протоколам и индивидуальным графикам мониторинга динамики речевого развития дошкольников прилагается аналитическая справка, в которой проводится сравнительный анализ обследований в начале и в конце года и выделяются несколько групп детей: норма, значительные улучшения, улучшения, без улучшений, прервали занятия. Указывается причина незначительной динамики после проведенной коррекционно-логопедической работы у группы детей, которая осталась без улучшений (например, дети редко посещали детский сад в связи с болезнью).

Наличие таких документов позволяет быстро производить подсчеты и наглядно проследить результаты логопедической работы.

На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии со структурой речевого нарушения:

речевая карта для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, где подробно отмечаются особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения;

речевая карта для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, где более полно раскрывается состояние словаря, грамматического строя, связной речи, особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения.

Использование таких речевых карт позволяет проследить речевое развитие ребенка и составить индивидуальную программу развития согласно структуре речевого нарушения. В речевых картах учитель-логопед отмечает не только нарушения в речи, но и исследует сохранные речевые возможности детей. Поэтому индивидуальная программа развития составляется с учетом данных возможностей для исправления выявленных нарушений.

В индивидуальных программах развития выделяются направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные речевые и неречевые нарушения и пробелы в умениях и навыках ребенка с опорой на его сохранные речевые возможности.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Индивидуальная программа развития составляется на полугодие и реализуется на индивидуальных занятиях. На каждом этапе коррекции в данную программу включаются блоки, работа по которым может продолжаться в последующем, либо заканчиваться в рамках одного периода и т. д.

Так как отсутствует программа работы с детьми в условиях логопункта, учитель-логопед опирается на методические рекомендации, и единственной формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Логопедические занятия с каждым ребенком проводятся не реже двух раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут. В “журнале учета посещаемости логопедических занятий” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. Данный журнал отражает реальную работу учителя-логопеда с детьми, количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени специалиста.

Для обследования речи детей используется методика Е. А. Стребелёвой.

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.

На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ и имеющие:

• фонетическое недоразвитие;

• фонетико-фонематическое недоразвитие;

• нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более 25 детей.

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Планирование содержания логопедических занятий осуществляется еженедельно: описываются основные направления, по которым

планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений, с какой целью они выполняются.

Такое планирование позволяет более наглядно

отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

Моей рабочей программой является программа «воспитания и обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой. Г. В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой

Для работы логопедического пункта в ДОУ выделено специальное помещение, которое отвечает педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособлено для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей.

Всё пространство разделено на четыре зоны:

1. Пространственно-организующим элементом первой служит – настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации, правильно определена высота над полом, продумано освещение для дневных и вечерних занятий, подобраны соответствующие стол и стулья. В необходимом количестве имеются индивидуальные ватные палочки, одноразовые носовые платочки, картинки-символы для выполнения артикуляционных упражнений и диагностического обследования.

2. Вторая зона кабинета предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми и её элементами являются соответствующие росту детей столы и стулья, настенная доска. В необходимом количестве

имеются книжки-раскраски, цветные карандаши, а также наглядные пособия и игры, которые используются по мере необходимости во время занятий (в зависимости от поставленной цели). Весь материал систематизирован, сгруппирован по темам, направлениям работы.

В логопункте имеются следующие наглядные пособия и игры:

- для формирования фонематического восприятия и

навыков звукового анализа: звуковые линейки, фишки, “Логопедическое

лото”, “Услыш-ка”, “Волшебные узоры”.

- для формирования правильного звукопроизношения:

“Лото-мозаика”, “Пирамида”, “Магазин”, “Паровозики”, “Пианино”, “Мальвина с Буратиной”, «Где чей дом», «Речецветик».

- для развития мелкой моторики: “Волшебные верёвочки”,

“Собери бусы”, “Шнурочки”, “Дождик”, “Дорожка”, “Сапожок”.

3. В оборудовании третьей зоны – рабочего места логопеда – входит письменный стол, стулья для взрослых, шкафы для книг, игрушек, наглядных пособий и оборудования.

Наш шести – групповой детский сад имеет один логопункт, который оказывает логопедическую помощь достаточно большому количеству воспитанников. Несмотря на это остаётся большая часть детей нуждающихся в речевой коррекции. Поэтому возможность выхода из сложившейся ситуации я увидела в грамотной и организованной работе по профилактике речевых нарушений. В связи с этим повышается значимость поиска новых форм оказания логопедической помощи детям и родителям. Проблему взаимодействия детского сада и семьи, общественного и семейного воспитания на сегоднейший момент я считаю самой значимой из актуальных. Коррекционная работа в нашем детском саду включает в себя традиционные формы, но практика показывает, что этого недостаточно, так как оказывается она только родителям, чьи дети посещают логопункт. Возникла необходимость в поиске такой формы работы с родителями, чтобы логопедическую помощь смогли получить все желающие.

Поэтому в этом году я разработала проект просвещение родителей по средствам клуба «Школа логопеда»

Следует отметить, что для эффективной работы с родителями также широко используются консультации с презентациями, игротеки, открытые занятия, тематические беседы, вспомогательные наглядные средства: в каждой группе оборудованы специальные “логопедические уголки”, в раздевалках каждой возрастной группы вывешивается информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, предлагаются конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, которые рекомендуется использовать в семье. Выпускаются памятки для родителей.

Также необходимым считаю проводить с родителями анкетирование.

В детском саду ведётся работа с неорганизованными детьми по средствам кружка «Малышок». Родителей приглашаем на консультацию, обычно это проходит в форме игротек, презентаций, родителям обязательно вручается памятка по той или иной теме.

Использование наглядных средств и ИКТ помогают

мне решать самые разнообразные задачи:

- сообщение новых знаний и закрепление уже имеющихся,

- активизация словаря детей,

- развитие воображения,

- формирование познавательных процессов,

- умение творчески перерабатывать информацию.

В 2013 – 2014 году одной из годовых задач ДОУ являются информационно коммуникативные технологии.

С этой целью мною было показано НОД с использованием медиапрезентации «Переполох в магазине игрушек»

Занятия с применением ИКТ планируются таким образом, что применение технических средств обучения не нарушает общую длительность занятия и не приводит к переутомлению детей.

Очень эффективно использовать магнитофон на своих занятиях. При проведении групповых и подгрупповых занятий вместо привычной физминутки, я использую логоритмику по методики Екатерины и Сергея Железновых, где речь и движения совмещены с музыкой.

При построении занятий я учитываю психофизические и индивидуальные особенности детей.

Один раз в месяц на сайт в интернете где имеется моя страница отправляю два мероприятия которые были мною проведены, с фотографиями и конспектом.

В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации. Дети средней группы зачисляются на кружок «Учусь говорить красиво». Который я веду уже пятый год. Кружок ведётся по методическому пособию О. А. Новиковской Конспекты комплексных занятий с детьми 4 – 5 лет предусмотренные Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагается информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий на неделю с каждым ребёнком. Воспитателям, чьи дети не зачислены на логопункт,предоставляется информация с целью профилактики речевых нарушений.

В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребёнка.

А кто поможет и научит самого воспитателя?

Для этого я также разработала проект для повышения качества коррекционной работы с детьми по средствам клуба «Школа воспитателя».

Где я провожу с воспитателями консультации, игры, презентации, деловые игры, доклады. Что позволяет повысить уровень знаний воспитателей о коррекционной работе учителя – логопеда, и позволяет эти знания применять в повседневной работе с детьми с нарушениями речи.

В старшей группе ежедневно проводятся пятиминутки, в них входят: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнение на дыхание, физминутка.

Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом - очень актуальны.

На занятиях уделяю особое внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы.

Таким образом, работа воспитателя и логопеда скоординирована : я подбираю для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитываю требования программы обучения реализуемой в детском саду.

Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с детьми учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонематической стороны речи ребёнка, грамматического, лексического запаса и навыки связной речи.

Я также рекомендую воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в индивидуальную работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – “смешинок”.Для этого у нас есть тетради взаимодействия воспитателя и логопеда.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем.

Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.

Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слова.

Совместная работа с инструктором по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт.

Также при составлении индивидуальных перспективных планов учитывает результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строится дальнейшая коррекционная работа по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).

При проведении занятий педагог – психолог учитывает этапы проводимой с ребенком логопедической работы.

С узкими специалистами обсуждаются достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном) согласно этапам работы логопеда с этими детьми. Также как и с воспитателями, для специалистов имеются тетради взаимодействия. Педагоги делятся со мной своими наблюдениями за речью детей, зачисленных на логопедический пункт, на соответствующих занятиях. Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов в ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.

В течение года проводится научно-методическая

работа : посещение семинаров и методических объединений, организуемых логопедами города и детскими садами.

На методических объединениях логопедов в январе я выступала с докладом «Пути развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи», в феврале на базе нашего детского сада я провела деловую игру с родителями «Счастливый случай»

Также участвовала в методическом объединении на базе нашего детского сада. Ранний возраст. По теме «Двигайтесь на здоровье! Организация оздоровительной работы в ДОУ»

Показывала мастер – класс «Логоритмика – ее роль в развитии речи».

В январе на базе нашего сада прошло методическое объединение «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование».

С воспитателем подготовительной группы Вожаковой М. А. показали занятие «Незнайкин календарь».

Участвую в мастер – классах специалистов.

В этом учебном году участвовала в конкурсе Воспитатель ДОУ где заняла 2 место.

Участвую во всех соревнованиях «Туриада», «Спорт против наркотиков», в районном смотре конкурсе зимних участков на территории ДОУ, конкурс медиапрезентаций «Наша дошкольная жизнь», легкоатлетический пробег, посвященный 67 – летию победы, в районном конкурсе рисунка «Открытка солдату в номинации «Аппликация», «Картина из бросового материала», «Я – мама», «Здоровые дети – в здоровой семье».

Совместно с инструктором по физкультуре Петрушиной Е. М. и воспитателем подготовительной группы Семёновой Е. Г. участвовали в районном конкурсе ЛЕГО «Построй свою историю» создали краткосрочный проект «Космос».

Публикации по теме:

Повышение уровня психологической компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка Цель мероприятия- выявление и обоснование условий, способствующих повышению уровня психологической компетенции педагога в образовательной.

Дистанционное психолого-педагогическое просвещение родителей в системе дошкольного образования «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Методическая разработка «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ» Методическая разработка по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ». Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский.

Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи и ДОУ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи.

Отчет о выполнении годовой задачи по повышению качества взаимодействия ДОУ и семьи через организацию проектной деятельности Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для детей дошкольного возраста, так и для взрослых является проектная.

Педсовет «Повышение качества образования за счет вовлечения родителей в образовательную деятельность» Выступление на педсовете: "Повышение качества образования за счет вовлечения родителей/законных представителей в образовательную деятельность".

План самообразования «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» План по.

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов. Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов. Одним из важнейших условий.

Повышение качества работы по физическому развитию дошкольников посредством интерактивного взаимодействия педагогов ДОУ Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение.

Консультация «Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшее условие эффективной коррекционной работы» Работа ведется с учетом индивидуальных качеств ребенка На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение качества коррекционной работы с детьми через педагогическое просвещение родителей и педагогов ДОУ
Опубликовано: 28 января 2018 в 15:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение качества коррекционной работы с детьми через педагогическое просвещение родителей и педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Горшкова Люба в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД