Горшкова Люба
Повышение качества коррекционной работы с детьми через педагогическое просвещение родителей и педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Повышение качества коррекционной работы с детьми, через педагогическое просвещение родителей и педагогов ДОУ по средствам клуба «Школа логопеда» и «Школа воспитателя»
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.
С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
Публикация «Повышение качества коррекционной работы с детьми через педагогическое просвещение родителей и педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Логопедический пункт работает в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
Основными задачами логопедического пункта МКДОУ являются:
• своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
• определение их уровня и характера;
• устранение несложных нарушений речи;
• профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;
• консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МБДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников МДОУ.
В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:
• организационная;
• диагностическая;
• коррекционная;
• профилактическая;
• научно-методическая;
• взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.
В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября) :
- систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков);
- иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопункт (подготовлены настольные печатные игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков).
Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года).
В начале года составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.
Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало и конец года, с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для уточнения логопедических заключений. А в мае подводятся итоги коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопункт.
На основании проведенного логопедического обследования заполняются “протоколы обследования устной речи” на все возрастные группы ДОУ. Цель протоколов – показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения.
На логопедический пункт зачисляются дети из подготовительных и старших групп имеющие нарушения устной речи, показатели их речевого развития в процентном соотношении записываются в “протоколы мониторинга дошкольного логопункта”, а также строятся индивидуальные “графики речевого развития детей, зачисленных на логопункт”. Все протоколы оформляются в соответствии со структурой речевого нарушения дошкольников. С помощью данных протоколов можно четко проследить динамику речевого развития детей, зачисленных на логопедический пункт.
К протоколам и индивидуальным графикам мониторинга динамики речевого развития дошкольников прилагается аналитическая справка, в которой проводится сравнительный анализ обследований в начале и в конце года и выделяются несколько групп детей: норма, значительные улучшения, улучшения, без улучшений, прервали занятия. Указывается причина незначительной динамики после проведенной коррекционно-логопедической работы у группы детей, которая осталась без улучшений (например, дети редко посещали детский сад в связи с болезнью).
Наличие таких документов позволяет быстро производить подсчеты и наглядно проследить результаты логопедической работы.
На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии со структурой речевого нарушения:
речевая карта для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, где подробно отмечаются особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения;
речевая карта для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, где более полно раскрывается состояние словаря, грамматического строя, связной речи, особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения.
Использование таких речевых карт позволяет проследить речевое развитие ребенка и составить индивидуальную программу развития согласно структуре речевого нарушения. В речевых картах учитель-логопед отмечает не только нарушения в речи, но и исследует сохранные речевые возможности детей. Поэтому индивидуальная программа развития составляется с учетом данных возможностей для исправления выявленных нарушений.
В индивидуальных программах развития выделяются направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные речевые и неречевые нарушения и пробелы в умениях и навыках ребенка с опорой на его сохранные речевые возможности.
Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Индивидуальная программа развития составляется на полугодие и реализуется на индивидуальных занятиях. На каждом этапе коррекции в данную программу включаются блоки, работа по которым может продолжаться в последующем, либо заканчиваться в рамках одного периода и т. д.
Так как отсутствует программа работы с детьми в условиях логопункта, учитель-логопед опирается на методические рекомендации, и единственной формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Логопедические занятия с каждым ребенком проводятся не реже двух раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут. В “журнале учета посещаемости логопедических занятий” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. Данный журнал отражает реальную работу учителя-логопеда с детьми, количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени специалиста.
Для обследования речи детей используется методика Е. А. Стребелёвой.
Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.
На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ и имеющие:
• фонетическое недоразвитие;
• фонетико-фонематическое недоразвитие;
• нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более 25 детей.
Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.
Планирование содержания логопедических занятий осуществляется еженедельно: описываются основные направления, по которым
планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений, с какой целью они выполняются.
Такое планирование позволяет более наглядно
отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.
Моей рабочей программой является программа «воспитания и обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой. Г. В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой
Для работы логопедического пункта в ДОУ выделено специальное помещение, которое отвечает педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособлено для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей.
Всё пространство разделено на четыре зоны:
1. Пространственно-организующим элементом первой служит – настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации, правильно определена высота над полом, продумано освещение для дневных и вечерних занятий, подобраны соответствующие стол и стулья. В необходимом количестве имеются индивидуальные ватные палочки, одноразовые носовые платочки, картинки-символы для выполнения артикуляционных упражнений и диагностического обследования.
2. Вторая зона кабинета предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми и её элементами являются соответствующие росту детей столы и стулья, настенная доска. В необходимом количестве
имеются книжки-раскраски, цветные карандаши, а также наглядные пособия и игры, которые используются по мере необходимости во время занятий (в зависимости от поставленной цели). Весь материал систематизирован, сгруппирован по темам, направлениям работы.
В логопункте имеются следующие наглядные пособия и игры:
- для формирования фонематического восприятия и
навыков звукового анализа: звуковые линейки, фишки, “Логопедическое
лото”, “Услыш-ка”, “Волшебные узоры”.
- для формирования правильного звукопроизношения:
“Лото-мозаика”, “Пирамида”, “Магазин”, “Паровозики”, “Пианино”, “Мальвина с Буратиной”, «Где чей дом», «Речецветик».
- для развития мелкой моторики: “Волшебные верёвочки”,
“Собери бусы”, “Шнурочки”, “Дождик”, “Дорожка”, “Сапожок”.
3. В оборудовании третьей зоны – рабочего места логопеда – входит письменный стол, стулья для взрослых, шкафы для книг, игрушек, наглядных пособий и оборудования.
Наш шести – групповой детский сад имеет один логопункт, который оказывает логопедическую помощь достаточно большому количеству воспитанников. Несмотря на это остаётся большая часть детей нуждающихся в речевой коррекции. Поэтому возможность выхода из сложившейся ситуации я увидела в грамотной и организованной работе по профилактике речевых нарушений. В связи с этим повышается значимость поиска новых форм оказания логопедической помощи детям и родителям. Проблему взаимодействия детского сада и семьи, общественного и семейного воспитания на сегоднейший момент я считаю самой значимой из актуальных. Коррекционная работа в нашем детском саду включает в себя традиционные формы, но практика показывает, что этого недостаточно, так как оказывается она только родителям, чьи дети посещают логопункт. Возникла необходимость в поиске такой формы работы с родителями, чтобы логопедическую помощь смогли получить все желающие.
Поэтому в этом году я разработала проект просвещение родителей по средствам клуба «Школа логопеда»
Следует отметить, что для эффективной работы с родителями также широко используются консультации с презентациями, игротеки, открытые занятия, тематические беседы, вспомогательные наглядные средства: в каждой группе оборудованы специальные “логопедические уголки”, в раздевалках каждой возрастной группы вывешивается информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, предлагаются конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, которые рекомендуется использовать в семье. Выпускаются памятки для родителей.
Также необходимым считаю проводить с родителями анкетирование.
В детском саду ведётся работа с неорганизованными детьми по средствам кружка «Малышок». Родителей приглашаем на консультацию, обычно это проходит в форме игротек, презентаций, родителям обязательно вручается памятка по той или иной теме.
Использование наглядных средств и ИКТ помогают
мне решать самые разнообразные задачи:
- сообщение новых знаний и закрепление уже имеющихся,
- активизация словаря детей,
- развитие воображения,
- формирование познавательных процессов,
- умение творчески перерабатывать информацию.
В 2013 – 2014 году одной из годовых задач ДОУ являются информационно коммуникативные технологии.
С этой целью мною было показано НОД с использованием медиапрезентации «Переполох в магазине игрушек»
Занятия с применением ИКТ планируются таким образом, что применение технических средств обучения не нарушает общую длительность занятия и не приводит к переутомлению детей.
Очень эффективно использовать магнитофон на своих занятиях. При проведении групповых и подгрупповых занятий вместо привычной физминутки, я использую логоритмику по методики Екатерины и Сергея Железновых, где речь и движения совмещены с музыкой.
При построении занятий я учитываю психофизические и индивидуальные особенности детей.
Один раз в месяц на сайт в интернете где имеется моя страница отправляю два мероприятия которые были мною проведены, с фотографиями и конспектом.
В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации. Дети средней группы зачисляются на кружок «Учусь говорить красиво». Который я веду уже пятый год. Кружок ведётся по методическому пособию О. А. Новиковской Конспекты комплексных занятий с детьми 4 – 5 лет предусмотренные Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагается информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий на неделю с каждым ребёнком. Воспитателям, чьи дети не зачислены на логопункт,предоставляется информация с целью профилактики речевых нарушений.
В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребёнка.
А кто поможет и научит самого воспитателя?
Для этого я также разработала проект для повышения качества коррекционной работы с детьми по средствам клуба «Школа воспитателя».
Где я провожу с воспитателями консультации, игры, презентации, деловые игры, доклады. Что позволяет повысить уровень знаний воспитателей о коррекционной работе учителя – логопеда, и позволяет эти знания применять в повседневной работе с детьми с нарушениями речи.
В старшей группе ежедневно проводятся пятиминутки, в них входят: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнение на дыхание, физминутка.
Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом - очень актуальны.
На занятиях уделяю особое внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы.
Таким образом, работа воспитателя и логопеда скоординирована : я подбираю для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитываю требования программы обучения реализуемой в детском саду.
Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с детьми учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонематической стороны речи ребёнка, грамматического, лексического запаса и навыки связной речи.
Я также рекомендую воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в индивидуальную работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – “смешинок”.Для этого у нас есть тетради взаимодействия воспитателя и логопеда.
Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем.
Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.
Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слова.
Совместная работа с инструктором по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт.
Также при составлении индивидуальных перспективных планов учитывает результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строится дальнейшая коррекционная работа по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).
При проведении занятий педагог – психолог учитывает этапы проводимой с ребенком логопедической работы.
С узкими специалистами обсуждаются достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном) согласно этапам работы логопеда с этими детьми. Также как и с воспитателями, для специалистов имеются тетради взаимодействия. Педагоги делятся со мной своими наблюдениями за речью детей, зачисленных на логопедический пункт, на соответствующих занятиях. Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов в ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.
В течение года проводится научно-методическая
работа : посещение семинаров и методических объединений, организуемых логопедами города и детскими садами.
На методических объединениях логопедов в январе я выступала с докладом «Пути развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи», в феврале на базе нашего детского сада я провела деловую игру с родителями «Счастливый случай»
Также участвовала в методическом объединении на базе нашего детского сада. Ранний возраст. По теме «Двигайтесь на здоровье! Организация оздоровительной работы в ДОУ»
Показывала мастер – класс «Логоритмика – ее роль в развитии речи».
В январе на базе нашего сада прошло методическое объединение «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование».
С воспитателем подготовительной группы Вожаковой М. А. показали занятие «Незнайкин календарь».
Участвую в мастер – классах специалистов.
В этом учебном году участвовала в конкурсе Воспитатель ДОУ где заняла 2 место.
Участвую во всех соревнованиях «Туриада», «Спорт против наркотиков», в районном смотре конкурсе зимних участков на территории ДОУ, конкурс медиапрезентаций «Наша дошкольная жизнь», легкоатлетический пробег, посвященный 67 – летию победы, в районном конкурсе рисунка «Открытка солдату в номинации «Аппликация», «Картина из бросового материала», «Я – мама», «Здоровые дети – в здоровой семье».
Совместно с инструктором по физкультуре Петрушиной Е. М. и воспитателем подготовительной группы Семёновой Е. Г. участвовали в районном конкурсе ЛЕГО «Построй свою историю» создали краткосрочный проект «Космос».