Леонора Бражникова
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через различные формы музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Формирование навыков безопасного поведения ребенка-дошкольника на дороге, знаний ПДД происходит во всех видах детской деятельности с участием не только воспитателей группы, но и всех специалистов ДОУ.
Публикация «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через различные формы музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа музыкального руководителя
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Таким образом, я, как музыкальный руководитель, тоже не могу остаться в стороне, и в своей работе уделяю большое внимание обучению детей дорожной грамоте.
Уже с ясельной группы, мы начинаем знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения, поем песенки про транспорт, даем понятия о сигналах светофора в доступной для малышей игровой форме (на зеленый сигнал переводим зайчика через дорогу). У малышей всегда с успехом проходит развлечение «Дети учат зайчика правилам дорожного движения». Это - первая ступень освоения дорожной азбуки.
К слову сказать, с этим авторским сценарием в марте 2015 года я принимала участие и стала победителем во Всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка», заняв 3 место.
В декабре 2015 года я принимала участие во II международном конкурсе «Творим для детей». В номинации «Детская песня» (авторская) среди других моих конкурсных работ была представлена песня «Светофор».
Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации занятий по всем вопросам сложно, ведь к дошкольникам подход особый. Нужно донести до малыша очень сложные жизненные проблемы безопасности, преподнести ему так, чтобы он с интересом усваивал информацию, развивался, и с удовольствием приходил на музыкальные занятия.
В педагогической практике музыкального руководителя довольно часто ощущается дефицит на интересный и доступный детям материал по ПДД.
Я стараюсь активно проявлять творчество, создавая авторские разработки по данной тематике. Мной была написана песня, если можно так выразиться, с практической полезностью «Как перейти дорогу?» (на слова неизвестного автора). В данном случае, эта песня не только развивает певческие, вокальные навыки, но и является инструкцией по правилам дорожного движения, которую дети теперь знают наизусть.
Дорогу так перехожу :
Сначала влево погляжу
И, если нет машины,
Иду до середины.
Потом смотрю внимательно
Направо обязательно
И, если нет движения,
Шагаю без сомнения!
А распеваемся мы с детьми, используя другое правило дорожного движения, музыку к этой попевке я тоже использовала свою.
Красный цвет — движенья нет,
А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
Мной была разработана музыкально - дидактическая игра «Звуки нашего города» (На развитие динамического слуха.)
Игра с ритмическими карточками «Угадай дорожный знак» (На развитие чувства ритма) : Детям раздаются карточки с ритмическими цепочками-формулами. Они должны сначала прохлопать ритм, а затем угадать название зашифрованного дорожного знака.
В моей работе решение задач по ПДД осуществляются через все виды музыкальной деятельности.
Например, в игре развивается то, что пригодится ребёнку в его будущей взрослой жизни. Приобретение знаний, представленных в содержании музыкальных игр, даёт ребёнку возможность преодолевать трудности на улице.
- Формирование у детей навыков наблюдения за дорожной обстановкой, и умение предвидения опасных ситуаций, и умение избегать их развиваются в играх «Светофор», «Правила дорожного движения».
- Дети охотно слушают музыкальные произведения, с удовольствием имитируют «езду на поезде, автобусе» и т. д. Исполняют песни: «Добрый знак»; «Правила уличного движения»
- В музыкальных играх «Машины и пешеходы», «Красный, желтый, зеленый» идет обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
- В музыкально-дидактической игре «Три веселых огонька» воспитывается выдержка, внимание и дисциплинированность.
- Культура поведения на улице связана, в том числе, и с развитием ориентировки в пространстве, которую отрабатываем в играх «Мы едем,едем,едем.», «Птички и автомобиль» В. Раухвергера.
Развивая музыкальность детей, я стараюсь прививать и культуру поведения в дорожно - транспортном процессе. Я даю детям представление о том, что несоблюдение ПДД опасно для здоровья.
Параллельно решаются и вопросы музыкального воспитания, ведь для формирования музыкальности ребенка развитие выразительности движений, их пластичность и координация является очень важным условием.
Инновационный подход к организации музыкальных занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
• формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
• развитие музыкальных способностей по всем видам музыкальной деятельности (восприятие, пение, муз. -ритм. движения, игра на ДМИ, развитие творчества).
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, мы уверены, что знания и навыки, полученные в ДОУ, служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших воспитанников. Ведь данные знания сохраняю их здоровье и благополучие. Ведь здоровье человека – самое главное богатство в жизни!
И в заключении хочется сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится. Понимая проблему безопасности дорожного движения, и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы можем предположить, надеяться, что полученные знания пригодятся в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и их жизнь.