Получи документы

Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста

Сизова Наталья Александровна
Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста

При реализации основной образовательной программы дошкольного образования должна проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая диагностика помогает определить эффективность педагогических действий и на её основе определить путь дальнейшего планирования.

Публикация «Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Педагогическое наблюдение обеспечивает постоянный мониторинг, позволяет оценить рост и развитие каждого ребенка, что способствует при необходимости, оказать своевременную помощь и поддержку, а также внести необходимые изменения и коррекцию в условия, в формы, методы, средства и виды деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.

Наблюдать за деятельностью детей нужно для того, чтобы:

- отследить изменения в физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии дошкольника с течением времени;

- понять, что происходит с ребёнком, увидеть причины происходящего и их следствия;

- изменять развивающую предметно-пространственную среду и корректировать свои действия;

- разработать план индивидуальной работы или индивидуального сопровождения ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);

- отмечать, как знания и умения, полученные детьми, осмысливаются, трансформируются и используются самостоятельно; отследить моменты, вызывающие трудности, найти методы и приёмы, которые лучше всего помогают решать проблемные ситуации;

- получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) своих педагогических действий;

- предоставить родителям более детальную информацию о развитии ребёнка.

Необходимо, чтобы наблюдение было постоянным компонентом взаимодействия детей и взрослых. Именно это позволяет прийти к настоящего взаимопониманию между участниками образовательных отношений. При соблюдении системности, наблюдение становится источником информации, подсказкой, что позволяет обмениваться сведениями о ребёнке между членами педагогического коллектива и в свою очередь между детьми и взрослыми.

Наблюдения осуществляют взрослые, которые непосредственно соприкасаются с жизнью ребёнка, но в первую очередь это – профессионально ответственные за его образование педагоги : воспитатели, специалисты. В случае необходимости получения более детальной информации о ребёнке, также можно обратиться и к иному персоналу дошкольной организации (медсестре, помощнику воспитателя). Для получения объективной картины развития дошкольника также важно вовлекать в наблюдение и членов семьи.

Для наблюдения необходимо использовать те ситуации, в которых ребёнок свободен – сам выбрал деятельность, партнёров, материалы. Поскольку, соблюдая именно такие условия, можно увидеть проявления самостоятельности, а, следовательно, сильных сторон и достижений дошкольника – компетентности.

Педагогическое наблюдение необходимо проводить в разных видах деятельности. Это целесообразно, поскольку один дошкольник проявляет свои истинные отношения в сюжетно-ролевой игре, другой в процессе физкультурных соревнований, третий в творческой деятельности. Важно видеть всех дошкольников, замечать их индивидуальные черты, опираться на зону ближайшего развития.

Для чего же нужно наблюдение?

Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 05:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сизова Наталья Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД