Сизова Наталья Александровна
Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
При реализации основной образовательной программы дошкольного образования должна проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая диагностика помогает определить эффективность педагогических действий и на её основе определить путь дальнейшего планирования.
Публикация «Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Педагогическое наблюдение обеспечивает постоянный мониторинг, позволяет оценить рост и развитие каждого ребенка, что способствует при необходимости, оказать своевременную помощь и поддержку, а также внести необходимые изменения и коррекцию в условия, в формы, методы, средства и виды деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.
Наблюдать за деятельностью детей нужно для того, чтобы:
- отследить изменения в физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии дошкольника с течением времени;
- понять, что происходит с ребёнком, увидеть причины происходящего и их следствия;
- изменять развивающую предметно-пространственную среду и корректировать свои действия;
- разработать план индивидуальной работы или индивидуального сопровождения ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);
- отмечать, как знания и умения, полученные детьми, осмысливаются, трансформируются и используются самостоятельно; отследить моменты, вызывающие трудности, найти методы и приёмы, которые лучше всего помогают решать проблемные ситуации;
- получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) своих педагогических действий;
- предоставить родителям более детальную информацию о развитии ребёнка.
Необходимо, чтобы наблюдение было постоянным компонентом взаимодействия детей и взрослых. Именно это позволяет прийти к настоящего взаимопониманию между участниками образовательных отношений. При соблюдении системности, наблюдение становится источником информации, подсказкой, что позволяет обмениваться сведениями о ребёнке между членами педагогического коллектива и в свою очередь между детьми и взрослыми.
Наблюдения осуществляют взрослые, которые непосредственно соприкасаются с жизнью ребёнка, но в первую очередь это – профессионально ответственные за его образование педагоги : воспитатели, специалисты. В случае необходимости получения более детальной информации о ребёнке, также можно обратиться и к иному персоналу дошкольной организации (медсестре, помощнику воспитателя). Для получения объективной картины развития дошкольника также важно вовлекать в наблюдение и членов семьи.
Для наблюдения необходимо использовать те ситуации, в которых ребёнок свободен – сам выбрал деятельность, партнёров, материалы. Поскольку, соблюдая именно такие условия, можно увидеть проявления самостоятельности, а, следовательно, сильных сторон и достижений дошкольника – компетентности.
Педагогическое наблюдение необходимо проводить в разных видах деятельности. Это целесообразно, поскольку один дошкольник проявляет свои истинные отношения в сюжетно-ролевой игре, другой в процессе физкультурных соревнований, третий в творческой деятельности. Важно видеть всех дошкольников, замечать их индивидуальные черты, опираться на зону ближайшего развития.
Для чего же нужно наблюдение?
Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.