Папки-передвижки

Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в ДОУ

Екатерина Лаптева
Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 1.4. указывается, что одним из принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования …». Эффективное проектирование педагогического процесса возможно только при наличии у педагога информации в возможностях, склонностях и проблемах в развитии ребенка. Поэтому возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу постоянно отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

Публикация «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в ДОУ» размещена в разделах

Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.

Сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать взрослым возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии. При этом, наблюдаемые и фиксируемые функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.

Оценка индивидуального развития детей проводится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (мониторинга) и психологической диагностики.

Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Педагогический мониторинг осуществляется с учетом ряда принципов:

сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе; от зоны актуального развития – до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребенок сегодня способен делать самостоятельно, а что – при некоторой поддержке взрослого); открытость, прозрачность процедуры оценки индивидуального развития ребенка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса); сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития ребенка, но и с его собственными достижениями, полученными ранее; прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей);

Многие выдающие ученые признавали главным источником получения научных фактов – наблюдение. Оно является первичным методом познания, который предполагает целенаправленное и осознанное отслеживание изменений в каких либо процессах или событиях, при условии невмешательства в них наблюдающего.

Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности дает педагогам возможность увидеть конкретную картину проявления развития детей, предоставляет много интересных фактов, которые отражают жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.

Педагоги наблюдают за детьми, чтобы:

лучше понять, что происходит с ребенком; определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор; увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени; внести изменения в развивающую среду; определить моменты, вызывающие озабоченность; найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации; внести изменения в план воспитательно – образовательной работы; получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители; дать возможность родителям больше узнать о своих детях; получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их; получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий.

Условия наблюдения :

Постановка цели. Выбор объекта и ситуации наблюдения. Сохранение естественных условий. Объективность. Систематичность. Регистрация (фиксация) результатов.

Техники наблюдения.

Регистрация эпизодов. Это короткие описания конкретных случаев. Словесные зарисовки. Они дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, что послужило толчком, каковы реакции ребенка и чем закончилось действие.

Дневниковые заметки. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня группы.

Карта наблюдений педагога. Определяет конкретные виды поведения, подлежащие отслеживанию.

«Портфель» или образцы работ. Это коллекция работ, который выполнил ребенок в течении некоторого времени. Дети могут быть заинтересованы в самостоятельном дополнении своей коллекции.

Интервью и беседы. Дети любят поговорить со взрослыми о своих мыслях и работах, если верят в их искреннюю заинтересованность и уважение.

Интервью по поводу чтения и письма, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста, дают представления о том, как они понимают, что такое чтение, письмо, говорение.

Формы наблюдений.

Ведение записей результатов наблюдений.

Блокнот и карандаш в кармане педагога. Ведение дневника, который заполняется в конце рабочего дня. Наборы карточек с именами детей, в которых ведется запись. Готовый журнал наблюдений по видам детской деятельности, фиксации результатов поведения и настроения детей (имеется в продаже). Лист – экран по видам детской деятельности, который помещен в таком месте группы, где он не заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).

Для того, чтобы была четкой и понятной картина развития каждого ребенка, педагог периодически (2-3 раза в год) отмечает достижения детей в индивидуальных Дневниках развития. Дневник позволяет оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Дневники развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

Видео-/ аудиозаписи Фотоматериалы Подборки детских работ: рисунки, надписи, рассказы, выполненные задания на карточках и пр. Свидетельства дел/действий и достижений Карта выбора детской деятельности, которая заполняется детьми самостоятельно (познакомив детей с пиктограммами деятельности, ребенок напротив своей фотографии ежедневно, придя в детский сад, выставляет карточку той деятельности, которой хотел бы сегодня заняться)

Данные наблюдений анализируются воспитателями в сотрудничестве со специалистами (педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинскими работниками) и вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути коррекции дальнейшего развития ребенка.

Выстроенная таким образом система мониторинга посредством включенного наблюдения создает условия, при которых каждый из детей «обречен» на успех, любой из них имеет возможность реализовать свою индивидуальность и при этом идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом.

Публикации по теме:

Инструментарий по физической культуре при проведении мониторинга в соответствии с ФГОС «Инструментарий по физической культуре при проведении мониторинга в соответствии с ФГОС» Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной.

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения программы воспитанниками .

Аналитическая справка по итогам мониторинга в группе ОРН для детей от 3 до 4 лет 4 МАДОУ №15 «Югорка» Аналитическая справка по итогам мониторинга Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 лет до 4 МАДОУ №15.

Аналитическая справка по результатам мониторинга в средней группе Воспитательно-образовательный процесс в средней группе выстроен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Анализ мониторинга образовательного процесса во второй младшей группе 2018–2019 учебный год В конце 2019 учебного года во второй младшей группе была проведена диагностика освоения детьми основной общеобразовательной.

Метод проектов как интерактивный метод современного обучения Проектный метод вошел в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является.

Презентация «Метод шести шляп или метод параллельного мышления» Метод шести шляп 1 слайд Сегодня я хочу познакомить вас с методом шести шляп или методом параллельного мышления. Дошкольное учреждение.

Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу.

Организация и проведения мониторинга детского развития Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013.

Анализ протокола мониторинга развития воспитанников второй младшей группы АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ПРИМЕЧАНИЯ. Мониторинговое исследование уровня освоения и достижения планируемых результатов ООП ДОО обеспечивает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в ДОУ
Опубликовано: 14 июня 2019 в 14:12
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лаптева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД