Анна Андреевна Жаркова
Анализ протокола мониторинга развития воспитанников второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
ПРИМЕЧАНИЯ. Мониторинговое исследование уровня освоения и достижения планируемых результатов ООП ДОО обеспечивает комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения ООП ДОО, позволяет оценивать динамику развития воспитанников. Следует заметить, что мониторинговое исследование носит педагогический характер, отлично от психологической диагностики, сбор данных проводится по средствам наблюдения, подразумевает сбор, систематизацию и количественную оценку данных, способствующих в последующем к принятию управленческих решений для организации наиболее адаптивного и ориентированного на индивидуальное развитие каждого из воспитанников педагогического процесса.
Публикация «Анализ протокола мониторинга развития воспитанников второй младшей группы» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Мониторинг
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2019
Мониторинговое исследование уровня освоения ООП ДОО проводится согласно направлениям развития и образования детей, или образовательным областям охватывающим следующие структурные единицы:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Образовательная область «Социально коммуникативное развитие» представлена в данном мониторинговом исследовании рядом показателей позиционирующихся на основе трактовки структурной единицы обозначенной и раскрытой в ФГОС ДО. Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о общем высоком уровне освоения области.
Так. высокие результаты освоения области характерны для 90,32 % воспитанников, или 28 человек. Средний уровень характерен для 9,68 %, или 3 воспитанников. Низкий уровень в ходе исследования не выявлен. Общий благоприятный результат освоения воспитанниками образовательной области все же обнаруживает некоторые трудности ее освоения в части усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, а конкретно: умения уступить, подождать своей очереди, проявления целенаправленности и противостояния отвлечениям и помехам, ожидания и не требования немедленного удовлетворения потребностей, интереса в участии в групповых мероприятиях.
Данные результаты вполне отражают картину нормативного развития ребенка младшего дошкольного возраста. Такие трудности обусловлены возрастом детей, и характерными психологическими особенностями, в части неустойчивости эмоционального фона, низкого самоконтроля поведенческих реакций и волевой регуляции поведения, а также преобладания непроизвольного внимания, его неустойчивостью и отвлекаемостью.
Также следует отметить высокий уровень проявления интереса ко взрослым, проявления интереса к действиям сверстников, самостоятельности в деятельности и высокий уровень развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Для закрепления, поддержания и обогащения социально-коммуникативного опыта возможно рекомендовать как для родителей и педагогов осуществление эмоционально окрашенного, без чрезмерной опеки и избегания негативного опыта и эмоций общения, а также познавательного общения, внимания к вопросам детей и максимально полным ответам на них, а также обеспечение максимально разнообразных видов деятельности и организацию РППС в соответствии с возрастом и интересах детей, обеспечение взаимодействия со сверстниками в игре и коллективной работе.
В части развития внимания младших дошкольников педагогам, осуществляющим образовательную деятельность, возможно рекомендовать использование следующих приемов: словесных указаний и напоминания о необходимости выполнять заданное действие, указание способов действия, проговаривание действия с его последовательностью.
Образовательная область «Познавательное развитие» в данном исследовании также обнаруживает высокие результаты освоения структурной единицы. Так, для 90,32 % воспитанников, или 28 человек характерен высокий уровень. Средний уровень характерен для 9,68 %, или 3 воспитанников.
В данном аспекте необходимо обратить внимание на формирование у воспитанников первичных представлений о себе и других людях, в части формирования четких и информативных представлений в которых ребенок отражает эпизоды собственного опыта. Работу по обогащению и расширению данных показателей воспитателям рекомендуется проводить в форме бесед, игровых занятий, игровых ситуаций, а также экспериментальной деятельности, позволяющей ребенку лучше узнать собственное тело, познать кинетические ощущения, значение тех или иных органов. Родителям возможно рекомендовать проводить с ребенком беседы о его возрастных изменениях, особенностях внешности (у тебя голубые глаза светлые волосы).
Пробелы в формировании первичных представлений о малой родине и отечестве, социокультурных ценностях народа, отечественных событиях и праздниках также возможно обосновать психологическими особенностями данного возрастного периода, ребенок накапливает широкий спектр представлений и знаний, но данные представления практически не связанны между собой, ребенок только пытается установить взаимосвязь между ними. Задачей педагога на данном этапе является организация мероприятий обеспечивающих постижение ребенком данных аспектов области с максимальной адаптированностью материала, организацию НОД с максимальным уровнем познавательной мотивации, опорой на наглядность. Также важным аспектом является учет уровня развития речи, в части обогащения словаря и умения понимать и принимать информацию переданную по средствам слова.
Следующие компоненты, и обеспечение их единства, возможно назвать методическими рекомендациями для педагогов по осуществлению познавательного развития воспитанников младшей группы:
когнитивный обеспечивающий получение информации о окружающем мире через сенсорное познание, решение познавательных задач; деятельностный, отражающий организацию разных видов деятельности – сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность, экспериментирование, направленных на формирование познавательной активности воспитанников; а также эмоционально-чувственный компонент, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.
Образовательная область «Речевое развитие» обнаруживает менее позитивные результаты. Так, для 25 воспитанников, или 80,65 % характерен высокий уровень развития, для 4 воспитанников средний, что составляет 12,9 %, для 2 воспитанников низкий, что составляет 6,45 %.
Трудности в данной структурной единице прослеживаются в части правильного использования предлогов, использования сложных предложений, составления собственного высказывания, правильного произношения гласных и простых согласных звуков.
Данные пробелы также находятся на границе нормы речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста. В частности к аспектам нормы возможно отнести:
проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков ([с],[з],[ж],[ш],[ц],[ч],[щ] и их мягких аналогов, звуков [р] и [л] и их мягких аналогов; персеверации в слогах слов (невеста – венеста, тюльпаны-пальтюны, математика – темаматика и т. д., также путаница в звуках (самолет – фамает); путаница с местоимениями, окончаниями слов (мой мама, моя папа, Эля принес игрушку, хочу выпить вода и т. д.).
Работу в данном направлении необходимо осуществлять принимая во внимание индивидуальную картину речевого развития каждого из детей. Для родителей возможно рекомендовать как можно больше говорить с ребенком, описывать увиденное и обращаться с просьбой сделать то же самое, также необходимо чаще спрашивать что ребенок делал в детском саду, как провел день, что видел, что нового узнал. Использование артикуляционных упражнений позволяют активизировать мышцы языка, щек и губ, тем самым создают благоприятную основу для произношения. Также следует должное внимание уделять развитию мелкой моторики, это обусловлено тесной взаимосвязью нервных центров коры головного мозга отвечающих за моторные и речевые функции.
Особое внимание следует уделить воспитанникам показавшим низкий уровень развития речи. Проявления их речи сводятся к произношению звуков, звукосочетаний, слогов, дети не подражают речи взрослого. В данном случае такая ситуация речевого развития одного из воспитанников с низким уровнем обусловлена наличием клинических показаний обращающих общую картину развития в дизотогенез. Для всех воспитанников показавших низкий уровень развития речи следует рекомендовать проведение диагностического исследования аттентивно-мнестических функций, установление причин возникновения затруднений, в тесном общении с логопедом организации коррекционно-развивающего воздействия.
Образовательная область «Физическое развитие». Полученные показатели в данной области свидетельствую о том, что 28 воспитанников имеют высокий уровень, что составляет 90,32 %, 3 из воспитанников имеют средний уровень развития. Это составляет 9,68 %.
Трудности в данной области обнаруживаются в знании детьми подвижных игр и соблюдении правил, успешности согласования своих движений с движениями других детей, соответствия двигательной активности возрасту. В двигательной активности некоторых из воспитанников преобладают процессы возбуждения, перед процессами торможения, возможно отметить гиперактивность, проявления двигательной активности вне правил, удовлетворение собственной потребности в движении.
В осуществлении деятельности по физическому развитию младших дошкольников рекомендуется комплексное использование всех форм физической работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные досуги, спортивные праздники).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о общем высоко уровне освоения данной области. Так 28 из воспитанников имеют высокий уровень, что составляет 90,32 %, 3 из воспитанников имеют средний уровень развития, что составляет 9,68 %.
Особых трудности в аспекте не обнаруживается, но следует уделять пристальное внимание определению ребенком ведущей руки, правильности владения карандашом и кистью – с использованием пинцетного захвата. Также необходимо отметить, что воспитанникам с низким уровнем развития требуется более пристальное внимание в процессе осуществления художественно-эстетической деятельности. Некоторые из детей не имеют четких элементарных представлений о видах искусства, в процессе взаимодействия с педагогом не согласовывают свои действия с инструкцией данной педагогом, для многих из детей необходим индивидуальный показ, актуально использование метода «рука в руке».
Общие рекомендации по обогащению компонентов художественно – эстетического развития можно свести к следующим:
организация РППС со свободным доступом ребенка к изобразительным материалам, обогащение эмоционального опыта, посещение представлений, музеев, привлечение к совместной театрализованной деятельности, поддержка, похвала и одобрение творчества ребенка.
Обобщая результат проведенного исследования возможно констатировать высокий уровень освоения ООП ДО воспитанниками младшей группы. Но отдельное пристальное внимание заслуживают воспитанники показывающие стабильно низкие показатели во всех образовательных областях.