Татьяна Буянкина
Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой.
При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Этот метод находит своё признание с давних времён. Ещё в XVII веке его по достоинству оценил великий чешский педагог Я. А. Коменский. По его мнению, всякое ученье надо начинать не со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения.
К. Д. Ушинский считал необходимым «такое ученье, которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком.»
Публикация «Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой» размещена в разделах
В. А Сухомлинский призывал сделать» каждый шаг путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».
Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознание ребёнка новыми знаниями.
Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг, тем самым совершенствуя эстетические чувства.
Наблюдения предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомление с природой способствует физическому развитию ребёнка.
В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.
Наблюдения способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности. В процессе наблюдений рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности- наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым.
Таким образом, в педагогическом процессе детского сада наблюдениям в природе с целью интеллектуального развития, нравственного, эстетического и физического воспитания должно уделяться большого внимание.
Однако, чтобы наблюдения действительно выполнили свою положительную роль, у ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать : не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчетливо, во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не приходит само собой. Необходимо руководить процессом наблюдения. Умение видеть формируется в процессе длительной, кропотливой работы. Оно требует и от педагога, и от ребёнка серьёзной подготовки, выдержки, терпения. Успех дела достигается применением специальных дидактических примеров, повышающих эффективность процесса наблюдения.
Любое наблюдение начинается с постановки цели, сообщения задания и определения объекта. Все эти компоненты должны быть чётко сформулированы и сообщены детям. Не следует давать заданий типа «Наблюдай погоду», «Наблюдай растения». Задания должны нацеливать внимание детей на конкретные предметы или их части, на то, что непосредственно окружает ребёнка в момент наблюдения.
Важным условием является разумный отбор объектов. Не следует идти по принципу «чем больше дети увидят, тем лучше». Целесообразно при каждом наблюдении исследовать один-два объекта. Отобранный объект должен быть доступным для наблюдения в любое время года, в любую погоду: его можно увидеть издали, вблизи; к нему можно подойти, потрогать, по возможности попробовать на вкус, понюхать и т. д.
Сам процесс наблюдения начинается с того, что воспитатель предлагает детям осмотреть предмет или явление в целом, чтобы у них сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске, характере движений и т. п. Затем следует организовать рассмотрение предмета или явления по частям, сосредоточив внимание в каждый данный момент лишь на одной детали. Ели объект подвижный, например насекомое или птица, целесообразно заранее наметить для рассматривания какую-то часть тела (голову, хвост, крыло). При таком подходе к наблюдениям дошкольник привыкает концентрировать своё внимание на указанной детали.
Цель наблюдения- полнее запечатлеть образ данного предмета или явления. Чтобы способствовать этому, воспитателю следует в процессе руководства наблюдениями применять различные приемы. Можно предложить ребенку после однократного рассматривания предмета закрыть глаза и представить себе то, что он только что видел. Затем снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот прием целесообразно повторять несколько раз.
Эффективными приемами являются заслушивание устных описаний рассматриваемого предмета, анализ рисунков сделанный по материалам наблюдений. Полезно проводить повторные наблюдения по истечении какого-то срока – недели, месяца, года.
Вполне применим в наблюдениях с дошкольниками и ещё один приём- имитация ребёнком движений, звуков предметов и явлений природы. Например, детям можно предложить повторить движение крыльев птицы во время полёта. Попытка таких имитаций заставляет дошкольника внимательно всматриваться, вслушиваться в предмет, явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо».
Интересен и ещё один приём, заставляющий внимательно смотреть на предмет: предложить ребёнку самому исследовать объект и получить нужные результаты, т. е. сделать для себя «открытие». Например, дети наблюдают весной за изменениями в жизни растений. Этот процесс поможет протекать по-разному
I вариант. Дети видят набухшую почку отмечают, что по сравнению с зимой почки стали толще. Воспитатель сообщает «Почки набухли, через некоторое время они лопнут и появятся маленькие листочки, которые затем распустятся».
II Вариант. Воспитатель не рассказывает, что будет дальше с почками, а предлагает понаблюдать за их изменениями каждый день, а затем рассказать об этом в группе.
Прим организации изучения природы, описанной во втором варианте, ребёнок как бы сам «открывает» процесс и, чтобы сделать это открытие, вынужден внимательно всматриваться в предмет.
Для формирования умения видеть очень важно поддерживать интерес к наблюдениям. Это способствует более быстрому запечатлению образов наблюдаемых объектов, стимулирует активно-творческую деятельность. Одним из важнейших путей поддерживания интереса является использование образов наблюдаемых объектов на занятиях по развитию речи, труду, изобразительному искусству и даже счёту.
Интерес к наблюдениям поддерживается и тогда, когда воспитатель не только фиксирует то, что дети услышали или увидели, а пытается помочь ребёнку объяснить наблюдаемое, вскрыть его причину, установить связь явлений. Например, осенью дети наблюдают образование льда. Одновременно они наблюдают за температурой воздуха. Полезно сопоставить эти два явления и помочь детям установить связь между температурой воздуха и образованием льда на водоёмах. Аналогично можно помочь выявить связь между облачностью и осадками (осадки выпадают только в том случае, если есть облака, температурой воздуха и видом осадков (дождь, снег).
Таким образом, результативность процесса наблюдения во многом зависит о его тщательности, которая достигается путём применения некоторых дидактических приёмов.
Список использованной литературы:
1. Белавина И. Г., Найдина Н. Г. Планета наш дом: Учеб. -хрестоматия для дошкольников и младших школьников И. Г. Белавина, Н. Г. Найдина. М. : Лайда, 1995
2. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп. / 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд. : Детство-пресс, 2003.
3. Максимова Л. И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : Учеб. -метод. комплекс Л. И. Максимова. Якутск: Изд. -во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я, 2002