Анастасия Сергеевна Фокина
Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО
• При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Публикация «Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС до» размещена в разделах
- Мониторинг
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
• Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
• Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики - педагогической и психологической. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласно данной статье Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.
• В статье предусмотрены задачи, для решения которых могут использоваться результаты педагогической диагностики :
1. индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога;
2. оптимизация работы с группой детей.
• Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе Организации, или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой. При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в Организации (подпункт 4 пункта 1.7. ФГОС ДО; статья 95 Закона).
Обеспечить постоянное наблюдение и оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях, в формах и видах деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей
Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы
• лучше понять, что происходит с ребенком
• определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор
• увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени
• внести изменения в развивающую среду
• определить моменты, вызывающие озабоченность
• найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации
• внести изменения в план
• получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители
• дать возможность родителям больше узнать о своих детях
• получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их
• получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий
Работа с наблюдениями – распределение
• Наблюдения-достижения
– 02.03.12. О. Н. Таня (2 г. 1 мес.) в спальне перед дневным сном увидела Сонины бантики, показывает на них: «Сонины бантики… Два, три…» Спрашиваю: «Так, сколько же бантиков?» Таня: «Два!»
– 11.03.13. Д. И. Максим (5 л. 2 мес.) строит с друзьями космический корабль из «Строителя» : «Елена Александровна! Мне не хватает двух кирпичей. Мне не закончить постройку. А Женя делиться не хочет. У него 4 кирпича осталось, пусть хоть один мне даст».
– 14.04.12. Ура! Марина первый раз сама завязала шапку.
28.02.12. Денис научился рисовать человечка
• Наблюдения-саморефлексия
– 11.02.14. Спрашиваю Анфису (4 г.) : «Чему ты сегодня научилась?» Анфиса: «Я научилась делать черепашку из соленого теста. Мне сегодня очень понравилась зарядка и упражнение “автобус”. Вместе с Егором я сделала из конструктора робота. А маме я нарисовала динозавра из книжки, он мне очень понравился».
– 10.03.15. Маша (5 л. 1 мес.) : «А я на физкультуре три раза поймала мяч и не уронила! А потом слепила из пластилина двух маленьких черепашек. Мама уже видела моих черепашек, ей очень понравилось. Я хочу их взять домой и показать Веронике».
14.03.2015. До завтрака Леша (5 л.) решил поиграть с кубиками, и я предложила ему несколько схем разной сложности. Леша выбрал схему «Машина» и приступил к работе. Он был так увлечен, что, не отвлекаясь, справился с работой за 7 минут: «Я сделал! Пойдем покажу», – предлагает мне. «Отличная работа!» — говорю я. «А записочку маме напишете?» – Леша рад своему успеху и хочет, чтобы родители тоже порадовались
Формы наблюдений
• Записи наблюдений
• Видео-/аудиозаписи
• Фото
• Подборки работ: рисунки, надписи, рассказы, выполненные задания на карточках и пр. Свидетельства дел/действий и достижений