Елена Новикова
Доклад Тема: «Наблюдение в повседневной жизни — ведущая форма приобщения детей к окружающей природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга, леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности.
Публикация «Доклад Тема: „Наблюдение в повседневной жизни — ведущая форма приобщения детей к окружающей природе“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи взрослых.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, летящие снежинки, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
Первые восприятия остры и неожиданны для ребенка. А все новое удивляет, вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность ребенка, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире - зависит от взрослого.
Мир огромен, а ребенок еще мал, и опыт его ограничен. Поэтому, нужно знакомить его с природой постепенно, показывать сначала близкие и доступные его пониманию явления, помочь ему накопить факты, полученные от общения с природой, направить его интерес, создать условия, чтобы ребенок мог получить правильные представления о ней. Для этого не нужно специально везти ребенка за город.
Ребенок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. "Смотреть" и "видеть" - не одно и тоже. Умение "видеть" не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. Великий русский педагог К. Д. Ушинский советовал: "Если хотите научить ребенка логически мыслить - ведите его в природу".
Основным методом экологического воспитания является - наблюдение.
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений. Наблюдения в повседневной жизни - ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные проблемные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Необходимость и значение наблюдения связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу - какое животное прошло.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. Наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).
Прежде всего нужно определить место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей; поставить задачу, которая с наибольшей полнотой может быть решена с помощью этого вида деятельности; затем выбрать объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.
Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Необходимо продумать и организацию детей : как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему.
Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем, есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные в процессе наблюдения, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
Проводя распознающее наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа. В начале необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.
Дальше, воспитатель учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств. признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим.
В заключении подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.
Еще один вид наблюдения - длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно : рост и развитие растений, установление их основных изменений, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные стадии роста и развития растения. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.
Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. Запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому, обязательно проводится заключительное наблюдение. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Именно в конце наблюдения воспитатель читает стихи, загадывает загадки.
Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками цветов, бабочек, снежинок, каплей росы - у ребенка разовьется чувство прекрасного. Он глубже узнает окружающий мир, будет радоваться красоте и всячески его оберегать.