Надежда Муляр
Психолого–педагогическое сопровождение дошкольного образования в контексте ФГОС ДОи структура основной общеобразовательно ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол.
Изменения, происходящие на современном этапе развитии общества, не обошли стороной и систему образования РФ, в том числе и дошкольного. Система образования России поворачивается в сторону политического детоцентризма, т. е принятия любых государственных решений с учетом позиций ребенка, для детства и ради детства. Итак, согласно Закону «Об образовании в РФ» от 1 января 2013года, оно стало самостоятельным уровнем образования. Кроме того, разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт. Один из основных принципов которого - сохранение уникальности и самоценности детства как периода жизни значимого самого по себе. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). Главная миссия Стандарта, по словам А. Г. Асмолова (доктор педагогических наук, член Российской академии образования, наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства. Основной планируемый результат Стандарта - это социализация детей. Под словом «социализация» мы понимаем:
Публикация «Психолого–педагогическое сопровождение дошкольного образования в контексте ФГОС до и структура основной общеобразовательно ДО» размещена в разделах
- приобщение ребенка к базовым ценностям и культуре мира, которое выражается не только в духовных, но и тех материальных ценностях, которые окружают ребенка, которые требуют от ребенка умственных способностей, умения понимать и строить в будущем свою жизненную концепцию;
- развитие мотивоционно-ценностной сферы, т. е потребность ребенка в любознательности, познание мира, желание и потребности в творчестве и самовыражении, а также потребность и мотивация собственных достижений, которая ярко выражена именно в дошкольном детстве;
- развитие у ребенка способности к сотрудничеству и общению. Умение строить сотрудничество, направленное на освоение системы базовых ценностей культуры и морально-этических норм, осваиваемые ребенком в процессе реальной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- формирование жизненных навыков, т. е. умение в новой нестандартной ситуации ориентироваться, находить самостоятельно решение, опираясь на социальные знания, полученные в детском саду;
- преемственность дошкольного образования и школьной системы образования, суть которого в готовности ребенка к сотрудничеству и взаимодействию с педагогом – как источником новых знаний.
Таким образом, мы можем говорить об изменении педагогического образования в системе дошкольного образования на психолого-педагогическое образование, ухода от «натаскивания» детей к школе к всестороннему раскрытию личности ребенка, его потенциала и развитию мотивационной готовности к обучению. Документ ставит на первое место индивидуальный подход к ребенку через игру, где сохраняется сама природа дошкольного детства, где ведущими видами деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. виды. Также меняется и способ организации вида деятельности. Мы постепенно отходим от руководства взрослого, к совместной или, можно сказать, партнерской деятельности ребенка и взрослого. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации партнерской деятельности является технология проектирования.
Одним из эффективных средств психолого-педагогического сопровождения дошкольников педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
В организации проектной деятельности мы определили следующие основные направления :
• построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
• создание единого образовательного пространства;
• совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
• активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города;
• вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
В нашем дошкольном учреждении разрабатываются и внедряются проекты по разным направлениям образовательной деятельности. Так, в рамках фестиваля по проектной деятельности педагогами было разработано и внедрено несколько проектов разных по сроку исполнения, стратегии реализации (с учетом специфики интересов и возрастных особенностей детей группы, профессиональной компетентности педагога, проектировочных умений и навыков, включению различных видов творческой и практически значимой деятельности, способствующей единению педагогов, детей и родителей.
Например:
• Исследовательско – творческие:
«Хочу все знать!», «Вода вокруг нас», «Птицы – наши друзья».
По структуре напоминает научное исследование. Проекты включают в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
При выполнении проектов должны использовались методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
• Ролевые, игровые:
Использовали элементы творческих игр (когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
• Творческий: «Неизведанный космос»
Предполагал максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Формирование естественно – научных представлений детей о космосе проходили через такие формы работы как выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности; выставка макетов ракет, солнечной системы, проведение опытов «Свойства солнечных лучей», «Как происходит смена дня и ночи» и др.
• Информационно – практическо – ориентированный:
«Уроки Светофорика», «Школа пешеходных наук»
Проект позволил сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно – игровую деятельность детей.
Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:
Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой ДО. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, и самостоятельной активности воспитанников детского сада.
• Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
• Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
• Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования как средством реализации основных положений ФГОС ДО. А также данный метод учитывает современные международные тенденции развития образования.