Евгения Храмцова
Педагогическое мастерство как главный аспект в воспитании устойчивой мотивации у обучающихся ДШИ к уроку специальности
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО,
КАК ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ В ВОСПИТАНИИ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ К УРОКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Храмцова Евгения Станиславовна
Районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Знаменская Детская школа искусств (РМБУ ДО Знаменская ДШИ)
Тамбовская обл. р. п. Знаменка
Преподаватель по классу аккордеона
“Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться”
Публикация «Педагогическое мастерство как главный аспект в воспитании устойчивой мотивации у обучающихся ДШИ к уроку специальности» размещена в разделах
Василий Андреевич Сухомлинский.
Воспитание интереса у учащихся к урокам специальности в школе искусства относится к числу проблем, от решения которых, зависит их дальнейшее музыкальное развитие, а главное -полноценное развитие личности, ее творческий, эстетический и художественный потенциал. Сейчас в нашем современном мире проблема компьютерной зависимости у детей бьёт рекорды, и хорошо, если родители контролируют время своего ребёнка у компьютера, а ещё лучше - записывают своё чадо в школу искусств или другие учреждения дополнительного образования. Но как сделать так, чтобы ребёнок отдавал больше предпочтения занятиям музыкой? Как повысить мотивацию, как увлечь их познанием нового? Конечно, ответ на этот вопрос не однозначен. Главное- желание ребёнка научиться играть на аккордеоне. А задача педагога - сделать обучение как можно более увлекательным и интересным.
Мотивация, главным образом, зависит от педагогического мастерства учителя. Преподаватель по специальности в совершенстве должен владеть преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладать всеми индивидуально-психологическими и методическими подходами к каждому учащемуся, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства. Другими словами владеть педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство это - искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности. Это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя.
Очень важны для формирования педагогического мастерства личностные качества : организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области педагогической деятельности. Показателем подлинного педагогического мастерства учителя специальности служит умение увлечь музыкой, удержать и развить интерес юного человека, побудить его отдать музыке предпочтение перед спортом, иностранными языками, рисованием и прочими увлечениями. Одни увлечения вовсе не исключают другие, но мастер музыкальной педагогики может сделать так, чтобы музыка в числе добровольных занятий всегда занимала почетное место. Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное — в позиции педагога - способность виртуозно управлять деятельностью своих учеников. Альфа и омега педагога – любовь к ученику и понимание трудностей, которые он переживает. Преподаватель, как полководец, ведущий к победе, которая ещё далека, вынужден психологически приближать её, не давать отчаиваться и поддерживать веру в конечный результат.
Личный опыт показывает, что дети любят играть знакомые мелодии из мультфильмов, сказок, кинофильмов, подбирать на слух знакомые песни, таким образом, преподаватель должен подобрать репертуар, который интересен ребёнку и соответствует его уровню. Для полноценной созидательной деятельности с учениками, педагог должен знать способности каждого ученика и не выходить за рамки их творческой активности. Так же большинству учеников нравиться чувствовать себя артистами, получать одобрение публики. Поэтому участие и выступление в концертах перед сверстниками, родителями так же может повысить мотивацию, плюс хорошая практика игры. Но обучение невозможно без упражнений, гамм, этюдов. Поэтому было бы прекрасно сделать каждое упражнение осмысленным и интересным. Желая поделиться своим опытом с коллегами, выдающийся пианист и педагог Альфред Корто писал : «Не забывать, что музыкальное упражнение, его сложные правила, трудность первых контактов с инструментом, лишённых музыкального удовольствия, могут оказаться начинающим совершенно бесполезными, если не заботиться о напоминании далёких результатов и не оживлять хорошим настроением, привлекательными примерами, либо сравнениями, доступными юным умам, абстрактное упражнение, каковым является изучение начал музыки…» [с. 83.] Поэтому, педагогу необходимо мобилизовать всё своё мастерство, всё своё воображение, свою способность изобретать ассоциации между музыкой и внешним миром, придумывать сравнения между музыкой и жизнью ребёнка, между музыкой и его любимыми сказками, песнями и фильмами, чтобы не превратить свой предмет в череду нудных упражнений, где нужно ловко перебирать пальцами с непонятной ребёнку целью. Здесь всегда нужно двигаться медленно, не спешить, и при этом следить, чтобы ученику не было слишком трудно или слишком скучно. Здесь учитель работает едва ли не как психотерапевт, потому что заучивание правильного положения рук на клавиатуре, поиск оптимальных движений кисти и пальцев, приспособление приёмов игры на инструменте к руке ученика требует аккуратности и терпения, которые есть не у всякого взрослого, не говоря уже о ребёнке. Важно создать у ученика уверенность в том, что учитель всегда готов ему помочь.
В какой-то степени учителю нужно отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Огромную роль играет использование познавательных и дидактических игр, различных наглядных пособий, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают мотивацию к занятиям, что способствует повышению качества знаний, а, следовательно, повышают и исполнительские навыки. Например, решение задач, ребусов и загадок. В качестве образца могут служить ритмические кроссворды из пособия "Пианист-фантазер" или игра "Сыщик" (поиск ритмических ошибок в записи). В пособии "Пианист-фантазер" приведены интересные ребусы, загадки, кроссворды, вызывающие интерес детей. Опыт показывает, что дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова, поэтому эта форма игры широко используется в начальном периоде обучения. Эти слова так и записываются - ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся буквами. По аналогии с подобными заданиями из пособия "Пианист-фантазер" (По-ми-до-р, си-ре-нь) можно придумать много забавных загадок, поместив их как в скрипичном, так и в басовом ключах, например, По-ля, до-ми-но, фа-ми-лия, ре-ка, так-си и другие.
Также существенную роль в мотивации к урокам выполняет задания по редактированию и дополнению нотного текста. Ученик учится выполнять редакторскую работу: вставлять нужные звуки, расставлять лиги или другие знаки, записывать аппликатуру, проставлять пропущенные тактовые черты или размер, указывать длительность нот, обозначенных лишь нотными головками, отметить знаки альтерации, лиги, динамику, паузы (пособие М. Авазашвили "Нотная тетрадь для упражнений"). Существуют множество и других методических игр, главное активно применять их в своей практике, это верный путь, по которому ученик снова захочет прийти на урок. Однако не всё так просто. Все мы знаем и понимаем, что, сколько бы педагог ни старался, ученику всегда хочется побегать, поиграть, и даже минимум усилий, которые от него требуются, он не всегда склонен вложить в свои музыкальные занятия. Здесь педагогу опять потребуется незаурядный талант психолога: придётся распознать, оттого ли дитя ленится, что на него возложены непосильные задачи, и его способности явно отстают от нужного уровня, или это обычное детское желание безграничной свободы, которой с годами у него становится всё больше. Желание личной свободы у мальчиков обычно активней, чем у девочек: слово «надо» для девочки звучит достаточно убедительно, если его произносят учителя или родители. Мальчик, наоборот, принуждение и насилие любого рода переносит весьма болезненно. Как показали эксперименты на интонационный слух, склонных к музыке мальчиков ровно столько же, сколько склонных к музыке девочек. Однако заставить мальчика учиться музыке многократно труднее: и в силу социальных привычек - музыка не входит в число традиционных мужских увлечений, и в силу объективных трудностей обучения. Мальчик, которому неинтересно и трудно учиться, скорее бросит занятие, нежели девочка. Если отвлечься от обожающих музыку крупных талантов, а подумать о будущих меломанах и музыкантах-любителях, то к ним иногда приходится принять меры принуждения. Такт и мудрость служат здесь единственным ограничителем действий педагога и родителей ученика. Выдающийся учитель многих дирижёров Илья Мусин пытался вначале заниматься на скрипке, затем перешёл на фортепиано. Вспоминая эти годы, он писал: «Первые шаги моей «пианистической деятельности не казались мне намного слаще того, что я испытал, занимаясь на скрипке. Вначале перебирание пальцами клавиш казалось мне столь же бессмысленным. Я пришёл в замешательство, когда обнаружилось, что каждой рукой надо играть разные ноты. То, что я не бросил это занятие наподобие игры на скрипке – это заслуга моего отца. Каждый день, приходя с работы, он сажал меня за инструмент и заставлял заниматься ровно час. Как мучительно длился этот час! Но отец был неумолим. И теперь я низко кланяюсь ему, благодарю за то, что он заставил меня преодолеть первые невзгоды» [с. 7].
Заключение
Только благодаря педагогическому мастерству преподавателя, сколько людей с удовольствием музицируют и наслаждаются музыкой всю жизнь; и сколько людей лишены этого удовольствия лишь потому, что педагог оказался не достаточно чутким, недостаточно квалифицированным. Стоит заметить, что именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда. В музыкальной школе закладываются основы, та формирующая база, которая впоследствии будет определять уровень музыкальной культуры ученика.
Список использованной литературы.
1. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студентов вузов. М. 2010.
2. Цит. по: Баренбойм Л. А. Рубинштейн М., 1957 [с. 29]
3. Докшицер, Т. Из записных книжек трубача, М., 1995. [с. 61]
4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М., 2000. [с. 3]
5. Корто А. (1965) О фортепианном искусстве. М., 1965. [с. 87]
6. Корто А. (1965) О фортепианном искусстве. М., 1965. [с. 83]
7. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения,
8. Мусин И. Уроки жизни. СПб., 1995 [с. 7]
9. Основы педагогического мастерства : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Д. Якушева. — М. : Издательский Центр «Академия», 2008. — 256 с. М. : Высшая школа, 1990.-119с.
10. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.