Мария Попова
Педагогический совет в форме судебного заседания «Матрешка против компьютера»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения педагогического совета на тему :
«Познавательное и речевое развитие дошкольников».
Вид педсовета : тематический
Форма проведения педсовета : судебное заседание.
Участники: педагоги.
Место проведения: МБДОУ № 8 «Светофор», музыкальный зал.
Дата проведения: 28.03.2017г.
Время проведения: 13.00ч.
Публикация «Педагогический совет в форме судебного заседания „Матрешка против компьютера“» размещена в разделах
Цель: Создание благоприятных условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО через организацию нетрадиционных форм проведения педагогических советов.
Подготовка к педсовету :
1. Тематический контроль «Развитие связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности».
2. Педагогам подготовиться по теме «Использование компьютерных игр в обучении дошкольников. За и против» - изучить необходимую литературу, составить подборку игр по познавательно-речевому развитию (традиционных развивающих, а также с применением ИКТ).
3. Педагогам разделиться на две команды «Истцы – команда Матрешки», «Ответчики – команда компьютера», предоставить доказательную базу по вышеизложенной тематике.
Повестка дня:
1. Вступительное слово заведующей ДОУ «Актуальность проблемы познавательного и речевого развития дошкольников.
2. Сообщение старшего воспитателя о результатах тематического контроля «Развитие связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности».
3. «Судебное заседание «Матрешка против компьютера» ( ответственный: старший воспитатель).
4. Заключительное слово заведующей ДОУ, обсуждение проекта решения.
5. Принятие решения.
Ход педагогического совета:
1. Информация о присутствующих и отсутствующих (старший воспитатель).
2. Психогимнастическое упражнение «Внутренний луч». Упражнение помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность (проводит старший воспитатель).
- Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу.
- Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и детьми. Закончите упражнение словами: «Я стал сильным, спокойным и стабильным!
3. Информация о выполнении решений предыдущего педсовета (старший воспитатель).
• Использовать в работе метод проектного обучения. Срок – в течение года.
Данный пункт решения реализуется. Так, в подготовительной группе реализован краткосрочный проект «Книжки разные важны, книжки разные нужны». Идеей к созданию стал профессиональный смотр-конкурс среди воспитателей ДОУ на «Лучший книжный уголок группы». Проект актуален, он решает две годовые задачи: духовно-нравственное воспитание дошкольников, познавательно-речевое развитие. Презентацию «Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» нам представляла воспитатель подготовительной группы Туманова Л. И.
В средней группе реализован краткосрочный проект «Кулинарные семейные традиции», приуроченный ко Дню питания.
• Разнообразить форму подачи материала для родителей во всех возрастных группах. Срок – до конца февраля 2017г. Материал для родителей обновился в соответствии с Годовым планом работы учреждения. Воспитатели возрастных групп разнообразили форму : памятки, консультации, рекомендации, папки-раскладушки, иллюстративный материал для работы с детьми в домашних условиях. Материал находится в надлежащем виде, оформлен красочно, рекомендации даны согласно возрасту воспитанников групп.
• Открыть пилотную площадку «Использование проектного метода в развитии познавательных способностей детей посредством экспериментирования». Приказом № 24 от 18.01.17г. пилотная площадка открыта. Составлена программа инновационной деятельности, план работы, разрабатывается перспективное планирование совместной организованной деятельности автором Е. П. Серебряковой. Обновляется развивающая среда – приобретен стол для исследовательской деятельности детей.
• Старшему воспитателю М. А. Поповой провести с педагогами консультацию на тему: «Проектирование как современный метод в развитии творческой и исследовательской деятельности детей». Консультация проведена 24 марта.
- Считать решение выполненным полностью.
4. Вступительное слово заведующей о повестке дня и об актуальности проблемы познавательного и речевого развития дошкольников:
-Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой. Запрос нынешнего века — наличие определенных технических умений, необходимость знания языка машин. Наша речь каждое десятилетие становится суше, скучнее, беднее, однообразнее и сводится к использованию минимального словарного запаса. Как не утратить красоту и образность речи? Сенситивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ.
Педагогам важно объединить усилия для формирования целостной системы речевого развития детей в детском саду с использованием всех возможных технологий, методик и научных разработок.
-Слово о «Речевом развитии дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность» предоставляется автору инновационной пилотной площадки «Использование проектного метода в развитии познавательных способностей детей посредством экспериментирования» Е. П. Серебряковой. (Сообщение прилагается).
5. Итоги тематического контроля – старший воспитатель (справка прилагается).
II часть: Судебное заседание «Матрешка против компьютера»
Действующие лица: Присяжные (старшие воспитатели ДОУ города, Судья – старший воспитатель МБДОУ № 8 «Светофор», секретарь – заведующая ДОУ, Истцы – команда Матрешки (Пирамидка, Развивающий куб с вкладышами, вкладыши) и Ответчики – команда Компьютера (ноутбук, планшет, сотовый телефон) – педагоги МБДОУ № 8 «Светофор».
Ход:
Секретарь:
-Прошу всех встать. Суд идет!
(Входит Судья)
Судья:
-Прошу всех садиться. Судебное заседание объявляется открытым! (стук молоточком).
Судья: В современное время развития информационно-коммуникационных технологий и активного внедрения ИКТ в образовательный процесс - Слушается дело о применении компьютерных игр в познавательно-речевом развитии дошкольников. В чем же польза или вред от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми? Так ли важно применять компьютер в дошкольном обучении? Почему многие родители предпочитают купить своему ребенку компьютер, нежели другую развивающую игру или традиционную игрушку – Матрешку или Пирамидку?
-Сегодня с обвинительной речью против использования компьютера в дошкольном обучении и доказательной базой необходимости и эффективности использования традиционных игрушек и развивающих дидактических игр в познавательно-речевом развитии дошкольников выступает истец – Матрешка и ее команда. Опровергает обвинение и представляет доказательства использования своих ресурсов в обучении дошкольников – ответчик Компьютер и его команда. Чтобы понять, кто из них действует правильно с педагогической точки зрения, мы решили провести судебное заседание и рассудить обе стороны.
-Приглашаю Истца.
Матрешка : Я пришла сюда, чтобы напомнить вам о том, как я и мои друзья – традиционные игрушки, необходимы для развития и воспитания дошкольников. Много поколений мальчиков и девочек было воспитано благодаря нам. Вспомните свое детство: как вы искренне радовались нам, с каким интересом играли с нами! А сейчас все больше приучаете детей к компьютерам, показываете на какие кнопки надо нажимать, способствуете тому, чтобы дети совсем разучились играть с нами. А ведь именно в играх с нами совершенствуются знания ребенка о форме, цвете, величине, воспитывается эстетический вкус, формируются коммуникативные навыки.
Судья: Уважаемый Истец! Мы поняли вашу позицию. Вызывается Ответчик.
Компьютер : Послушайте меня! Надо шагать в ногу со временем! Мы, компьютеры, появились не так давно, как вы, уважаемые истцы, и нами надо учиться разумно пользоваться, учиться с нами обращаться. А всему тому, что вы говорили о цветах, форме, величине, мы, компьютеры, можем научить детей, причем в более современных и увлекающих формах. А вы, при всем уважении к вам, остались в прошлом веке. Там и живите, не мешайте детям по-новому развиваться в новом, информационном обществе!
Судья: Слушаем прения сторон.
Истцы: Развиваться, говорите? А как ребенок с вашей помощью, уважаемый ответчик, будет развивать мелкую моторику рук? Да никак, потому что нажимание на кнопки и управление мышкой – однообразные движения, они не заменят ни одну игру с нами. Нас, в отличии от вас, можно рассматривать, вертеть, трогать, о нас можно придумывать занимательные истории. А это, между прочим, очень важно! Сформированная мелкая моторика способствует успешному развитию речи, поскольку речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев, находятся в коре головного мозга рядом, и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Ответчики: А как же умственное развитие? Мы, компьютеры, помогаем развиваться умственно. Мы способны предоставить детям массу развивающих игр! Компьютерные технологии обеспечивают занимательные формы экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения, способствуют формированию навыков учебной деятельности: осознавать цели, выбирать системы действий для достижения цели; развивать элементарные математические представления: совершенствовать навыки счета, изучать и закреплять цифры, проводить работу с геометрическими фигурами, решать простейшие арифметические задачи, развивать умение ориентироваться на плоскости экрана, закреплять представления о величине предметов.
(Показ на экране элементов развивающих игр или заданий).
Ответчики: А как можно играть с матрешкой, например?
Судья: Истцы, что вы можете сказать в свою защиту?
Истец: Позвольте, ваша честь, предоставить вам перечень развивающих игр именно с матрешкой, действуя с которой ребенок на каждом этапе в игровой форме осваивает какой-нибудь один навык.
Судья: Передайте, пожалуйста, описание этих игр суду присяжных заседателей.
(Секретарь передает перечень игр суду присяжных).
Истец: Компьютер приносит только вред! Он может зрение ребенку испортить с детства. А развивать мышление можно с помощью нас и без вреда для детских глаз. Мы развиваем познавательную активность детей, совершенствуем их память, внимание, речь.
(Показ игр и пособий, сделанных руками педагогов, а также определенными издательствами).
Судья: Ответчик, что вы можете сказать в ответ?
Ответчик: Если ребенок начнет взаимодействовать с нами с детства, то к поступлению в школу он станет опытным пользователем. А это позволит ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. А зрение, как вы говорите, можно сохранить, используя гимнастику для глаз, занимательные комплексы которой есть и у нас. (Представляют гимнастику для глаз).
Ответчики: Кроме того, глаза имеют большое представительство в коре головного мозга. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формировать моторную координацию и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается при пользовании компьютером.
Истец: Но ребенок окажется облученным электромагнитными излучениями, которые исходят от вас, компьютеры. А еще и сколиоз придется лечить! Кроме того, а как же развитие речи? непосредственное общение со сверстниками?
Ответчик: Только владения методикой развития речи и желания педагога не достаточно для успешного педагогического воздействия. Ребенок часто не хочет заниматься, ему надоедает проговаривание слов и слогов, выделения отдельных звуков, называние картинок и их описание. В таких случаях одним из средств оптимизации процесса развития речи могут служить компьютерные програмно-методические средства, которые способствуют расширению словарного запаса детей и знаний об окружающем мире; формированию звуковой культуры и грамматического строя речи. Данные ресурсы мобильны, активны. Кроме готовых компьютерных игр и технологий педагогами можно самостоятельно создавать задания с помощью компьютерных программ, например для создания анимированных персонажей и букв. Такая программа, как Power Point, позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий. Для закрепления представлений о временах года готовится презентация, в которой перечисляются признаки того или иного времени года, звучит музыка, стихи, появляются, исчезают картинки. Благодаря игровой, красочной картинке дети быстрее запоминают новый материал, учатся составлять описательные рассказы. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена.
Судья: Уважаемые истцы и ответчики, мы вас внимательно выслушали. Уважаемые присяжные, вы ознакомились с точкой зрения обеих сторон. У вас есть время подумать и решить, какую игрушку дать в руки ребенку, какая наиболее эффективна для всестороннего развития детей. Прошу вас вынести вердикт.
(Суд присяжных выносит вердикт – заранее заготовленный, могут добавить или изменить сами, см. ниже). Секретарь передает решение Судье.
Судья: Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
-Решение: Обогащать педагогический процесс информационными технологиями для формирования у детей таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, обеспечивающие психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
(Стук молоточком).
Судья: Судебное заседание объявляется закрытым! (Стук молоточком).
6. Заключительное слово председателя педагогического совета :
-В дошкольном возрасте основная деятельность ребенка – игра. В этот период интенсивно развивается психическая жизнь малыша: он фантазирует, любопытствует и постепенно овладевает контролем над своим поведением. Появляется активное стремление к самостоятельной деятельности. Ребенок совершенствует речевые функции, учится планировать свои действия, а также понимать чувства других людей. Поэтому в этом возрасте для детей актуальнее традиционные развивающие игры, а не компьютерные. Несомненно, педагоги должны использовать ИКТ в образовательном процессе, т. к. это требования ФГОС ДО и профстандарта педагога, но компьютер может войти в жизнь ребенка для самостоятельного пользования только после шести лет. А вот малышей до 4 лет допускать до компьютеров врачи вообще не советуют. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6-7 лет – 15 минут (Требования СанПин 2.4.1.2660 – 10). Поэтому до родителей надо довести данную информацию.
7. Рассмотрение Проекта решения, принятие решения голосованием:
1. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, используя разнообразные формы и методы работы.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели ДОУ.
2. Планировать артикуляционную гимнастику во всех возрастных группах.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели ДОУ.
3. Привлечь к проблеме речевого развития детей родительскую общественность, организовать для них мероприятия по повышению педагогических знаний.
Срок: до 25 мая 2017 г.
Ответственные: старший воспитатель ДОУ, воспитатели.
4. Педагогам подготовительной группы Тумановой Л. И., Назаровой О. А. планировать индивидуальную работу по развитию речи детей, указывая форму проведения или используемую литературу с указанием автора, страницы.
Срок: постоянно.
Ответственные: педагоги подготовительной группы.
5. Обогащать педагогический процесс информационными технологиями для формирования у детей таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, обеспечивающие психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Срок: постоянно
Ответственные: педагоги ДОУ.
8. Рефлексия «Что мне дал этот педсовет?» (проводит старший воспитатель).
Педагогам предлагаются картинки с изображением персонажей мультфильма «Ох и Ах». Если педагогический совет, его форма проведения дал педагогам новую, полезную информацию, вызвал положительные эмоции, активность, поднял профессиональную компетентность – ему соответствует картинка с изображением героя «Ах», если же педагогический совет был «в тягость», трудна была подготовка к нему, не пополнены знания для самообразования – ему соответствует картинка с изображением героя мультфильма «Ох». При выборе картинки педагоги аргументируют свой выбор.
Используемая литература:
Журнал «Дошкольное воспитание» № 11/2012 г. ;
Журнал «Дошкольное воспитание» № 6/2010 г. ;
Журнал «Воспитатель ДОУ» №7/2010 г. ;
Журнал «Воспитатель ДОУ» №12/2010 г.