Варвара Карымова
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами)
Понятие "звуковая культура речи" широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующую звучащую речь (звукопроизношение, дикцию и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп, и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза, и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культу : речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечаю, что "перед, педагогом стоят задачи:воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи. "
Воспитание звуковой культуры речи не стоит сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного произношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произношением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приёмы, так же как и логопедом кроме исправления речи,занимается пропевдевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной грамматически правильной речи.
Недостатки неблагоприятно отражаются на личности ребё нка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии неуспеваемость в школе.
Развивать у детей правильную, хорошо развитую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
1 Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные, компоненты:звуковысотный слух, слуховое воспитание, восприятие темпа и ритма речи.
2 Формировать произносительную сторону речи :учить детей правильному произношению всех звуков родного языка,развивать артикуляционный аппарат, работать над речевым дыханием,вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии условиями общения, формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова,
3 Произносить слова согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:
1. На занятиях, которые могут проводится как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному зыку.
2. различные разделы могут быть включены в содержание занятий по родному языку.
3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включают в музыкальные занятия (слушание музыки, песен, музыкально-ритмические движения)
4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятия (игры, упражнения в игровой форме и др.)
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:
дидактические игры (Чей домик)
подвижные или хороводные игры с текстом (Лошадь, Каравай)
Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повтори слова с трудным звукам, менять высоту голоса и т. д.)
Метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение "Подуем на пушинки" и др.)
Пользуясь указанными методами, я применяю разнообразные приёмы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей :
образец правильного произношения краткое или развёрнутое объяснение демонстрируемых качеств речи.
образное называние звука или звукосочетаний (з-з-з песенка комара, туп-туп-туп топает козленок)
хоровые и индивидуальные повторения.
индивидуальная мотировка заданий.
совместная речь ребёнка и воспитателя, а также отраженная речи (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца).
оценка ответа.
образная физкультурная пауза.
показ артикуляционных движении, движений и картинок.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребёнка,постоянно используя фронтальные,индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.