Маргарита Владимировна Поверенова
Педсовет «Развитие диалогической речи у детей. Дидактические игры и приемы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие диалогической речи у детей. Дидактические игры и приемы»
«Общая культура речи - основа развития ребенка дошкольного возраста»
Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована.
Публикация «Педсовет „Развитие диалогической речи у детей, Дидактические игры и приемы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
• Определение диалога дал известный лингвист Лев. Петрович. Якубинский: «Диалог - не только форма речи, он еще «разновидность человеческого поведения».
• Диалогическую речь можно определить по краткости высказываний, большому количеству простых предложений, сопровождаемых мимикой и жестами, интонацией.
• Особенность диалоговой речи – чередование говорения одного с прослушиванием и дальнейшим говорением другого.
Основной целью развития диалогической речи у дошкольников является необходимость научить их пользоваться диалогом как формой общения.
•В ходе обучения можно пользоваться разными методами и приемами, разработанными Е. И. Тихеевой, О. И. Бизиковой, О. И. Соловьевой, В. В. Гербовой и другими.
Одним из основных методов формирования диалогической речи служит разговор воспитателя с детьми.
Прием «Словесные поручения»
• Данный прием широко используется в практике. Ребенку можно поручить попросить что-либо у младшего воспитателя; передать что-либо родителям; донести просьбу воспитателя до своих сверстников.
• Формирование и закрепление навыков диалогической речи служат специально организованные речевые ситуации.
Они помогают:
Сформировать умение договариваться во время общения со сверстниками Расспрашивать собеседника
Вступать в чей-то разговор
Соблюдать правило речевого этикета
Высказывать сочувствие
Доказывать свою точку зрения
Развивают невербальные умения (жесты, мимика, уместные позы)
Чтение литературных произведений
• Чтение помогает детям формировать образцы диалогического взаимодействия. Во время чтения необходимо привлекать внимание к диалогам героев и выделять диалогические реплики : «О чем хотел узнать цыпленок? Как он об этом спросил?» и к ответным высказываниям «Что ответил утенок».
• Дети используют в речи готовые диалогические реплики запоминая диалоги литературных героев.
• Передача их в инсценировках это заимствование инициативных и ответных реплик.
Диалогическое единство «Вопрос-ответ»
- Ты скажи мне, милый ёж, чем ежиный мех хорош?
- Тем он, лисонька, хорош, что зубами не возьмешь!
Чтение литературных произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.
Диалогическая пара «Побуждение
-Реакция на побуждение» … Сыну песенку поет бурая медведица:
-На траву упала шишка, баю-бай, усни, сынишка
-Не нужна мне шишка, - зарычал сынишка.
Дети учатся добродушно и вежливо реагировать на побуждение.
Диалогическое единство «Сообщение-реакция на сообщение»
• Редко встречается в стихотворениях, тем не менее, можно использовать стихотворение не имеющее диалогической формы, но которое можно преобразовать в диалогический текст. Так же используются малые фольклорные формы. -Я медведя поймал! -Так веди его сюда! - Не идет. –Так сам иди! - Да он меня не пускает. По ходу обыгрывания дети обмениваются мыслями по поводу действий героев. В ходе разговора учатся развивать и поддерживать одну тему, соблюдать очередность.
Групповые беседы. Деятельность кооперативного типа.
• Конструирование,
• рисование,
• художественное творчество.
Использование этих приемов эффективно формирует диалогические умения детей.
Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. Дидактическая игра Совместная деятельность детей и воспитателя
Непосредственно образовательная деятельность
Самостоятельная деятельность детей
Принцип развития речевых умений : от простого к сложному: Восприятие->Заимствование речевых форм- > Самостоятельное использование- > Перенос в новые условия общения
На начальных этапах освоения диалогической речи используются игры «почта», «маковое зернышко», «фанты», «садовник», «передай письмо», «пчелки и ласточки», «вежливые кошки», «волшебный ключ».
• На последующих этапах используют пересказы по ролям, игры инсценировки, игры с телефоном (звонок маме, бабушке, другу, в поликлинику, ответ незнакомцу, игры «да-нет», вопросы с подсказкой, «запрещенные слова», «смешинка», «кто кого запутает», «так бывает или нет» небылицы, «найди ошибку», «сумей отказаться», «назови родителей».
Использование игр для развития диалогической речи не исключает разговор и беседу воспитанников со взрослыми. Дополнительное использование дидактических игр и приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений дошкольников.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ "ВОЛШЕБНЫЕ КУБИКИ"
Цель игры с волшебными кубиками - развитие грамматического строя речи, игра "Волшебные кубики" поможет вашему ребенку в подготовке к школе.
-Группировать предметы по признакам
-Учить употреблять существительные с обобщающим значением (посуда, овощи)
-Выделять первый звук в слове. Называть слова с заданным звуком. -Делить слова на слоги
-Развивать умение составлять сложные предложения
-Развивать мелкую моторику, координацию движений
-Придумывать прилагательные к существительным
-Придумывать глаголы к существительным.
1 группа - Существительные.
Склеиваем и начинаем играть – бросаем и задаем вопрос: «Что это?» или «Кто это?»
2 группа - Кубик с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит). При игре с таким кубиком задаем вопрос: «Что делает?»
Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», уточняем у ребенка, бывает ли такое.
3 группа - кубики с цифрами.
Учим малыша согласовывать числительное и существительное: две матрешки, но шесть матрешек. Один мяч, два мяча, пять мячей.
4 группа - кубики с разными цветами. (красный мяч, красная матрешка, красное яблоко, красные помидоры, красный нос)
5 группа -кубики с геометрическими фигурами (круглые часы, круглая Луна, круглый стол, круглое блюдце)
Составляем словосочетание из 2х кубиков в разных вариациях:
предмет + цвет, предмет + количество, фигура + цвет, фигура + количество,
предмет + действие, предмет + форма.
Следующий этап игры — сочетаем три признака и три кубика:
— предмет + количество + форма,
— предмет + цвет + форма,
— форма + цвет + количество.
Не забываем каждый раз уточнять: «Бывает не-бывает?»
Ход игры:
1 Положите кубики так, чтобы сверху были дикие животные (волк, слон, ёж, зубр, лось, мышь, бобр, кабан, крот, зубр, медведь, белка)
2 Положите кубики так, чтобы сверху были фрукты: (киви, банан, яблоко, вишни, виноград, ананас, груша. слива, апельсин)
3 Положите кубики так, чтобы сверху была одежда: (костюм, кепка, куртка, шарф, перчатки, платье. сарафан, костюм)
4 Положите кубики так, чтобы все слова начинались на звук "К" : (куртка, коньки, кроссовки, корабль, коляска, кран, крот, клёст, кабан, капуста, картофель,киви)
5 Положите кубики так, чтобы в словах слышался звук "Р" : (груша, абрикос, редис, помидор, сорока, зубр, крот, брюки, шорты, ракета, пожарная машина, подъёмный кран)
6 Положите кубики так, чтобы все слова делились на один слог: (волк, слон, ёж, зубр, лось, мышь, бобр, лук, шарф, танк
7 Положите кубики так, чтобы все слова делились на два слога: (конь-ки, ка-бан, курт-ка, ли-са, за-яц, ко-рабль, ба-нан, ки-ви, ле-бедь, гру-ша, мед-ведь, паль-то
8 Положите кубики так, чтобы все слова делились на 3 слога: (крос-сов-ки, пи-нет-ки, са-по-ги, пер-чат-ки, а-на-нас, ви-ног-рад, ка-пус-та. по-ми-дор, вер-то-лёт, ко-ляс-ка, ра-ке-та, ля-гуш-ка)
9 Положите кубики так, чтобы все слова делились на четыре слога: (ав-то-мо-биль, экс-ка-ва-тор, ве-ло-си-пед, ру-ка-ви-цы, бо-лот-ни-ки, бо-со-нож-ки, о-безь-я-на, ско-во-ро-да)
10 Придумайте предложение из трех слов, выбрав две любые картинки (Заяц ест морковь) 11 Составь из двух картинок сложное предложение (Ёж маленький, а слон большой. Лук горький, а яблоко сладкое)
12 Выбери любую картинку и придумай к ней как можно больше прилагательных (белка какая? - рыжая, ловкая, заботливая, трудолюбивая, шустрая, маленькая)
13 Подбери к любой картинке как можно больше глаголов (белка что делает? - прыгает, скачет, грызет, спит, смотрит, ест, живет)