Надежда Боевец
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках реализации ФГОС особое внимание уделяется проектной деятельности. Данная статья поможет педагогам грамотно спланировать проектную деятельность с воспитанниками. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются исследователями, первооткрывателями, которые с непревзойденным энтузиазмом принимают участие в самых необычных исследованиях. Успешность, результативность этих исследований почти полностью зависят от правильной организации. Педагог, организуя исследовательскую деятельность детей, должен следовать методологии, учению о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Возникшая проблема и выбранная тема должны быть актуальными, своевременными для детей, а исследовательская работа – добровольной, обеспеченной всем необходимым оборудованием, средствами, материалами, литературой.
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2019
В возрасте 6-10 лет у детей действенным средством сохранения исследовательского интереса является творческое проектирование. В чем сходство и отличие проектного метода от исследовательского?
Проектный метод – это процесс разработки проекта, продукта интеллектуальной деятельности, направленного на создание условий для реализации планируемой деятельности и достижений результата. Другими словами, проект – это то, что обязательно будет реализовано, воплощено в жизнь.
Исследовательский метод – это организованный процесс приобретения новых знаний. Главное отличие исследовательского метода от проектного заключается в том, что исследование не ведет к созданию заранее планируемого продукта. Исследование – это процесс поиска новых знаний, а проектирование – решение поставленной задачи. Сходство двух методов – это одинаковые задачи, способы, формы деятельности. Оба метода нацелены на самостоятельную деятельность детей, которую они выполняют в установленное время.
Проект – это деятельность, цель которой - получение нового результата в четко установленное время, учитывая определенные ресурсы. Проект является творческой деятельностью. Метод проекта подразумевает развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение самостоятельно выстраивать свои знания, ориентироваться в информации, развивать мышление. Педагогическое проектирование представляет собой продукт интеллекта. Оно включает в себя предвидение того, что мы получим. Предполагает новый или измененный результат, переход в массовое использование.
Из всего перечисленного следует, что исследование ассоциируется с научной деятельностью, а проект - с творческой деятельностью. Интересно то, что сам проект может быть формой оформления результатов любого исследования.
В процессе проектной деятельности приобретаются и сформировываются следующие умения и навыки:
* социальные: работа в коллективе, сотрудничество, взаимовыручка, принятие помощи товарищей;
* коммуникативные: грамотно говорить, слушать и слышать других, принимать во внимание чужое мнение, отстаивать свое;
* мыслительные: самостоятельно делать анализ, обобщение, сравнение, классификацию, группировку;
* исследовательские: исследовать, наблюдать, выявлять, соотносить и делать наилучший выбор;
* информационные: самостоятельно искать необходимую информацию;
* презентационные: грамотно изъяснять материал; выступать перед сверстниками, применять разные средства наглядности при докладе;
* рефлексивные: ответить на вопрос себе, чему научился и чему предстоит научиться в дальнейшем;
* оценочные: оценить свою работу, ее результат и деятельность других.
Полнота цикла проекта основана на принципе «5П» :
«1П» - проблема, ее возникновение.
«2П»- план реализации
«3П» - практические действия
«4П» - продукт всей деятельности
«5П» - презентация
Можно выделить и «6П» - портфолио своего проекта.
Проектная деятельность с детьми дошкольного и младшего школьного возраста предусматривает партнерские отношения, где педагог не подгоняет ребенка под определенные рамки, а корректирует его деятельность, учитывая его эмоциональное состояние, желания, опыт, право выбора, способствует развитию его личности. В ситуации сотрудничества преодолеваются комплексы, эгоцентричность, развиваются творчество, познавательные способности воспитанников и учащихся, а воображение и мышление раскрепощаются.
Требования к проводимому проекту :
1. Соответствие возрасту детей.
2. Наличие достаточного дидактического, информативного материалов и материальной базы проекта.
3. Сотрудничество педагога с детьми.
Портфолио проекта – это результат работы над ним, где будут собраны все рабочие материалы.