Марина домашникова
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Проект «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальность темы: Любовь Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы преставлений о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему отечеству о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, Проект „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Вид проекта : среднесрочный, групповой, познавательно - творческий.
Цель проекта : - воспитание любви к своей Родине;
- формирование чувства патриотизма у детей старшего возраста через знакомство с былинами и легендами русского народа, представление об образе былинного богатыря, как защитника земли русской.
Задачи проекта : - вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям;
- расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, иллюстраций картин художников.
- закрепить названия элементов костюма русского богатыря : кольчуга, рубаха, шлем, сапоги и оружия русского воина : палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук.
- развивать диалогическую и монологическую речи детей, обогащать словарный запаса детей (Отчизна, Русь, клинок, предки, держава, дружина и т. д.);
- развивать творческие способности, коммуникативные навыки детей;
- воспитывать в детях отвагу, мужество, побуждать оказывать помощь тем, кто нуждается в защите;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Сроки реализации проекта : октябрь, ноябрь 2018 г.
Ожидаемые результаты: у детей сформируются представления об образе былинного богатыря как защитника земли русской, о былине как о жанре устного народного творчества.
Работа над проектом :
1 Этап: Целеполагание
Вопросы, направляющие проект :
- Кто такие богатыри?
- Каких русских богатырей вы знаете?
- Какие подвиги совершали русские богатыри?
- С кем они сражались?
- Кого защищали?
- Что надевали на себя богатыри перед битвой?
- Какое оружие было у богатырей?
- Как стать богатырём?
- В чём кроется секрет силушки богатырской?
- Как называются произведения, прославляющие подвиги богатырей?
- Что дала матушка в дорогу Добрыне Никитичу?
- С кем бился Алёша Попович в Киеве – граде?
- Назовите реку, на которой победил Илья Муромец Соловья – разбойника?
- Назовите художника, который написал картину «Богатыри»?
- Какой персонаж в мультфильмах о русских богатырях тебе больше всего понравился? Почему?
В группе были проведены беседы:
- «Былинные богатыри – славные защитники родной земли»,
- «Преданья старины глубокой»,
- «На героя и слава бежит», во время которых ребята познакомились с понятием «былина», историей создания былин, оружием и доспехами богатыря, былинными конями, пословицами о богатырях, смелости и чести.
2. Этап: Разработка проекта :
На этом этапе был разработан план проекта и пути его реализации, разработаны конспекты непосредственной образовательной деятельности, конспект заключительного мероприятия, подготовлены необходимые материалы и оборудование.
Этап Содержание работы Участники
Целеполагание Какими были первые защитники земли русской?
- Что такое былины? ;
- Как они возникли?
Недостаточная информированность детей о первых защитниках русской земли.
Воспитанники, воспитатели группы.
Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта, формулирование цели и задач проекта.
Воспитатели группы.
Беседы: «Как жили наши предки», «Преданья старины глубокой», «Какими были первые защитники земли русской?» во время которых ребята познакомились с понятием «былина», историей создания былин, оружием и доспехами богатыря, былинными конями, пословицами о богатырях, смелости и чести.
Воспитанники, воспитатели группы.
Разработка проекта - Обсуждение вариантов поиска информации.
- Составление плана реализации проекта.
- Подготовка материала и оборудования, методической литературы, презентационного материала по теме, аудио - видео материала.
- Подбор познавательной и художественной литературы для детей (былины, сказки, загадки).
- Оформление консультации в родительском уголке «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Подбор материалов, книг, иллюстраций, картин, изготовление игр, атрибутов. Воспитатели группы, родители.
Выполнение проекта Познавательное развитие:
- Беседы - рассуждения: «Кто такой русский богатырь?», «Как звали русских богатырей и с кем они сражались?», «Кого защищали богатыри и какое у них оружие?». «Подвиги русских богатырей».
«Как жили наши предки» (с презентацией);
Речевое развитие:
- Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец».
- составление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри».
- составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем».
- Придумывание сказок о богатырях;
- Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках;
- Чтение художественной литературы: И. Карнаухова «Русские богатыри», И. Никитин «Русь», былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
- Загадки, пословицы, поговорки о силе, смелости, храбрости;
- Заучивание: Н. Морозов «Силён как вольный ветер».
- Энциклопедия «Отчего и почему».
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование:
- «Богатырь»;
- «Богатырский конь»;
- «Змей Горыныч».
Лепка:
- «Богатырский конь».
Аппликация:
- «Украсим рубашку для богатыря»
Раскраски по теме: «Щит богатыря», «Богатырь и богатырский конь».
- рассматривание картин: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец».
Социально – коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра:
- «Три Богатыря», «Богатыри охраняют землю русскую», «Богатырская застава».
Дидактические игры:
- «Что нужно богатырю в бою?»,
-«Угадай о ком я говорю»,
- «Помоги богатырю собраться в путь».
- «4 лишний».
Строительная игра:
«Старинный город»,
«Стоим крепость» (на улице из снега, в группе из строительного материала).
Физическое развитие:
- п/и «Поймай хвост Змея Горыныча», «Хвост и голова»;
- эстафеты: «Кто быстрее проскачет на коне», «Перетягивание каната», «Меткий богатырь».
- физ. минутки: «Богарыри», «Силачи»;
- беседа по ЗОЖ: «Могучий богатырь – здоровый богатырь».
Взаимодействие с родителями:
- чтение детям энциклопедий и книг по данной теме.
- консультация для родителей «Былины»
- рекомендации по посещению музеев;
- поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;
-совместный с детьми просмотр мультфильмов о богатырях земли русской.
- подбор пословиц и поговорок о Родине и её защитниках.
Воспитанники, воспитатели группы, родители.
Презентационно -завершающий этап - Выставка детских работ. Воспитатели группы
- Подведение итогов проектной деятельности на педагогическом совете.
Воспитатели группы.