Надежда Тиханкина
Педагогический совет «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
В марте в нашем саду состоялся педагогический совет и я выступала по теме: «Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Публикация «Педагогический совет „Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания. На современном этапе развития дошкольного образования актуальной остаётся проблема психолого – педагогической компетентности родителей. Современный детский сад призван стать «детско – родительским центром», где каждая семья найдёт поддержку и помощь в столь трудном вопросе, как воспитание детей.
Родители уделяют своим детям время и выделяют пространство, но не знают и не понимают их. Поэтому современные родители тоже нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений. Предположение о том, что современные родители благодаря интернету владеют в достаточной степени педагогической и психологической информацией о воспитании и развитии ребенка - ошибочно, поскольку в нашем обществе прилагается мало усилий для обучения родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.
В качестве перспектив работы с семьями воспитанников можно выделить следующие направления, которые в дошкольной педагогике принято считать активными, традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей : беседы, консультации, видеофрагменты организации различных видов деятельности детей.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды, ширмы, папки – передвижки, буклеты.
Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам.
В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Поэтому, помимо традиционных, я использую активные нетрадиционные формы работы с семьей : социологические опросы, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями. А также интерактивные беседа, диалог с кем-либо.
Для психологической поддержки семьи мы привлекаем родителей в построение жизни в детском саду и используем такие формы сотрудничества с семьей :
Дни открытых дверей: анкетирование, с помощью анкет мы получаем информацию о степени вовлеченность родителей в процесс воспитания детей, узнаем их пожелания и ожидания; просмотр детских утренников, участие родителей в сценариях праздников, совместная деятельность по созданию мини-музеев, экскурсии, совместная исследовательская деятельность, просмотр открытых занятий, все это мы стараемся проводить совместно с родителями.
Общие родительские собрания : родительские субботники, индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей; консультации педагогов - специалистов.
Собрания родителей по группам : папки-передвижки, совместное оформление фотовыставки детского сада, информационные стенды на которых идет постоянная смена информации о жизни группы.
В своей педагогической деятельности я использую разные формы работы с родителями. Мною проводилось анкетирование родителей, целью проведения которого является определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад. На первом же родительском собрании родители малышей, получили необходимые рекомендации, как пройти данный этап жизни ребенка более комфортно, безболезненно. В этом учебном году в нашей группе были проведены родительские собрания «Развиваем сенсорные способности детей», «Вместе с книжкой мы растем». На родительских собраниях совместно с родителями мы решаем разные вопросы по воспитанию детей, родители активно посещают собрания и высказывают свою точку зрения.
Я провожу консультации на самые разные темы, личные индивидуальные беседы. В раздевалке группы есть родительский уголок, где отображена различная информация: об адаптации в детском саду, о возрастных особенностях детей, о речевом и физическом развитии детей, задания для детей, и многое другое, информация регулярно обновляется. Опрос показывает, что родители не очень активно интересуются информацией в родительском уголке, но в связи с проведение в январе смотр-конкурса родительских уголков и его обогащением новыми материалами интерес значительно увеличился. Так у нас появилась родительская почта «ПОЧТА ДОВЕРИЯ» - почтовый ящик для обращений и писем родителей педагогами специалистам нашего дошкольного учреждения, где каждый родитель может обратиться к воспитателю детского сада по интересующей проблеме, касаемо воспитания и развития собственного ребёнка, высказать различные пожелания и замечания. Появился кармашек под название «Учите вместе с нами» и многое другое.
Совместно с детьми родители рисуют рисунки и делают различные поделки, а потом мы устраиваем выставку работ. Так, например, 7 марта 2018 года в нашей группе была организована выставка творческих работ на тему: «Весна пришла!», в которой приняли участие дети и родители средней группы. Воспитанники в своих замечательных весенних работах старались отобразили характерные признаки весенней природы: яркое солнце, первые подснежники, ручейки, прилет птиц и многое другое. Работы получились все разные, но каждая по – своему прекрасна, в них чувствуется частичка знаний и умений, любви к родному краю, неповторимость и индивидуальность.
Так же эффективной информационно - просветительской формой работы я считаю создание сайта дошкольного учреждения. Наличие у детского сада своего сайта, а так же у каждого воспитателя, в сети Интернет, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о проводимых мероприятиях.
Подводя итог, можно утверждать, что, в основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи лежит совместная деятельность, то есть совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитательной работе педагогов, они должны иметь возможность приобщиться к деятельности детского сада, видеть результаты творчества своих детей и доброе отношение сотрудников ДОУ.