Хенина Любовь
Педагогический совет «Инициатива — это то, что нам необходимо!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Инициатива - это то, что нам необходимо!"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах поддержки детской инициативы в специфических для них видах деятельности.
Задачи:
• Формировать умение педагогов использовать современные методы и технологии при организации разных видов деятельности дошкольников;
• Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;
• Активизировать творческую и профессиональную инициативу педагогов.
Актуальность
Публикация «Педагогический совет „Инициатива — это то, что нам необходимо!“» размещена в разделах
Есть такая планета под названием «Детство», на которой живут озорные мальчишки и девчонки, с широко распахнутыми глазами и звонкими голосами, неугомонные «почемучки». Благополучие маленьких жителей планеты зависит от тех, кто их любит и ценит, от того, как радостно и комфортно им живется, насколько ярко и насыщенно наполнен каждый день новыми впечатлениями. Их должны окружать заботливые люди, которые наполнят каждый день незабываемыми впечатлениями, поддержат в воплощении первых маленьких замыслов, вселят надежду на успех. Поэтому главная цель педагогов планеты «Детство» - создать такую атмосферу для детей, которая откроет горизонты для реализации интересов, потребностей, поддержки инициативы.
Актуальность данной темы была обусловлена поддержкой разнообразия детства, что в свою очередь полностью совпадает с целевыми ориентирами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - создание социальной ситуации развития детей, одними из условий которой являются: обеспечение эмоционального благополучия, поддержка индивидуальности и инициативы.
О личности 21 века мы говорим как о человеке активном, ответственном, способном принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека мы должны воспитывать с дошкольного возраста. Поэтому мы всё чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Об этом нам говорит Закон «Об образовании РФ» и, конечно, ФГОС ДО.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Проблема проявления инициативы не нова. Лев Семёнович Выготский в «Детской психологии» отмечал, что: «Проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане».
Галина Анатольевна Цукерман отмечает, что важным показателем познавательной активности является способность ребенка сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, необходимую для успешного действия. Инициатива способствует успешной социализации ребенка. Социальная активность и инициатива накладывают отпечаток на взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
По мнению Антонины Васильевны Усовой, оптимальным условием для развития детской инициативы и социальной активности является демократический стиль общения. А подавление воли ребенка со стороны взрослого и снижение эмоционального равновесия препятствует развитию детской инициативы.
Жан Пиаже и Эрик Эриксон выявили, что развитие детской инициативы - одно из направлений развития личности, основой которой являются ее социально-значимые качества:
• Стремление к самореализации.
• Познавательная активность.
• Развитая эмоционально-волевая среда.
• Самостоятельность.
• Произвольность поведения.
• Общительность и коммуникативность
• Творческий подход к деятельности
В изучении свойств личности психологи установили, что целесообразность формирования на этапе дошкольного детства у детей самостоятельности и инициативности является основным принципом развивающего обучения и воспитания ребенка.
Так как, педагог - ключевая фигура в реформировании образования, задача современной образовательной системы помочь педагогам сориентироваться в новейших образовательных технологиях, поощряя и активизируя инициативу и самостоятельность каждого из них.
Таким образом, сутью развития детской инициативы в ДОУ, является поддержка начинаний ребенка в рамках образовательного процесса и сложившихся социальных условий. Поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.