Янина Солодихина
Педагогический совет «Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа №1373
Группы, реализующие образовательную программу дошкольного образования
Педагогический совет
«Детское экспериментирование как способ познавательной активности
детей дошкольного возраста»
(материал подготовила старший воспитатель – Солодихина Я. В.)
«Расскажи — и я забуду, покажи —и я запомню, дай попробовать — и я пойму» китайская пословица
План педсовета :
1. Принципы ФГОС ДО (развитие детской активности, инициативы).
2. Н. Н. Поддьяков «Детское экспериментирование».
Публикация «Педагогический совет „Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольника“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Развитие исследовательской деятельности в раннем и дошкольном возрасте.
4. Структура занятия - исследования.
5. Н. А. Короткова. Организация исследовательской деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
6. Работа с родителями по вопросам детского экспериментирования.
7. Планирование ОИД с детьми младшего дошкольного возраста.
8. Планирование ОИД с детьми старшего дошкольного возраста.
9. Методическая литература.
10. Приложение – памятка «Организация предметно-развивающей среды – оборудование мини-лабораторий».
1). Принципы ФГОС ДО.
Тема нашего педагогического совета – «Детское экспериментирование – как способ познавательной активности детей дошкольного возраста». Эта тема на сегодняшний момент очень актуальна и перекликается с двумя важными для нас с вами документами:
ФГОС ДО А. А. Асмолов
Принципы:
- поддержка детской инициативы и самостоятельности;
- индивидуализация образования: построение ОД на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
Не заставлять, не принуждать, а мотивировать, создать такую ситуацию, чтобы ребенок захотел сделать то, что нужно вам в данный момент.
Педагог должен не только и не столько научить ребенка (это вторая задача, сколько сформировать у него мотивы обучения
(надо не учить, а делать так, чтобы ребенок захотел научиться).
(взрослый придумывает такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив обучения. К примеру, игрушечный мишка, с которым малыш собирался играть, вдруг исчезает и оставляет записку, что он уехал на Север. Ребенок очень хочет вернуть медвежонка, с которым подружился, но для этого ему надо узнать, где находится Север, как туда добраться, кто там живет, какая там погода и т. п. В этом случае с внешней стороны мы имеем типичную картину реактивного обучения, идущего от взрослого, который учит малыша ориентироваться в пространстве карты, ходить на лыжах, знакомит его с буквами, показывает, как и зачем надо пользоваться компасом, и т. п. Однако с внутренней, психологической стороны это будет спонтанное обучение, поскольку оно лежит в русле непосредственных интересов ребенка. В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребенка)
- организация ОД в новом формате, формате совместной содержательной деятельности, которая предполагает партнерское взаимодействие взрослого и детей;
- деятельностный подход (развитие происходит только в деятельности)
2). Н. Н. Поддьяков «Детское экспериментирование».
Этой проблеме особое внимание уделяли многие отечественные ученые, педагоги.
Среди них: Л. А. Венгер, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер и др. В своих работах они показали, что маленький ребенок способен познать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Причем такое познание происходит не в понятийной форме мышления (не в абстрактном плане, а в наглядно-образной форме, в процессе практической деятельности с конкретными предметами и объектами.
Осуществляемые ребенком практические действия носят познавательный, ориентировочно-исследовательский характер. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Поэтому воспитателям необходимо создавать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Но особое внимание этой проблеме уделял Н. Н. Поддьяков. Он занимался проблемой умственного развития.
Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления. (1)
Формы мышления Содержание
Наглядно-действенное мышление Один из наиболее ранних видов мышления – наглядно-дей-ственное мышление. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями.
Наглядно-образное мышление
Другой характерной для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями.
Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинала и приводит к осуществлению их в плане представлений. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому.
Логическое мышление
Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности ребенка является логическое мышление, которое только склады-вается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление ха-рактеризуется тем, что здесь ребенок оперирует достаточно абст-рактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.
Н. Н. Поддьяков исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.
Детское экспериментирование задается взрослым, а строится самим ребенком. В процессе Экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке представлений ребенка об объекте. В процессе Экспериментирования у ребенка возникают новые, неясные знания. Поддьяков выдвинул предположение о том, что процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, но и в обратном направлении: от понятного – к непонятному, от определенному к неопределенному.
Роль взрослого сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.
Н. Н. Поддьяков выделяется два основных вида экспериментальной деятельности :
1). Самостоятельная экспериментальная деятельность. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Для этого необходимые материалы и оборудование для проведения опытов (исследования) должны иметь место в пространственно-предметной среде группы (см. Памятку №1).
2). Организованная педагогом экспериментальная деятельность. Он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Дети получают результаты, которые заранее определили взрослые.
Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
3). Развитие познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте.
Ребенку дошкольнику свойственны различные виды деятельности: игровая, трудовая, двигательная, конструирование, познавательно-исследовательская. Исходной же формой, из которой развились все остальные, является манипулирование предметами (Л. С. Выготский).
Возраст Содержание ЭД
Ранний возраст 3- 6 мес.
Манипулирование предметами Эта форма возникает в раннем возрасте. Манипулирование предметами – в этом возрасте единственная доступная форма экспериментирования.
Ребенок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Предметы (для него) то появляются, то исчезают, то разбиваются со звоном. Взрослые то смеются, то что-то рассказывают, то ругают. Таким образом, идет двойной эксперимент : и природоведческий, и социальный. Полученные сведения вносятся и сохраняются в памяти на всю жизнь. Ребенок точно запоминает, что любой выпущенный из рук предмет падает на пол, а не улетает к потолку, что одни вещи бьются, другие - нет, что из бабушки можно вить веревки, а с мамой шутки плохи.
1 - 3 года «Что такое»
Обследовательские действия В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется, но в принципе остается манипулированием. Данный период можно было бы, вслед И. П. Павлову, назвать «Что такое?».
Каждый ребенок готов ежедневно осматривать содержимое маминой сумки и всех мебельных ящиков, он пытается разбить каждую игрушку и любой попавший в его руки предмет, он его обнюхивает, облизывает, ощупывает, т. е. совершает так называемые обследовательские действия, хорошо знакомые каждому взрослому.
Это - очень важный этап развития личности, поскольку в это время усваиваются сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми сталкивается ребенок. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.
3-5 лет Период любопытства «А что там»
Манипулирование разделяется на три направления
(игра, труд, эксп-е) После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - период любопытства («А что там?»). Некоторые взрослые воспринимают его как непоседливость, неусидчивость, даже невоспитанность, потому что дети этого возраста начинают доставлять излишние хлопоты.
Но с биологической «точки зрения» чем активнее ребенок, чем сильнее развито в нем любопытство, тем он полноценнее как личность. Он продолжает овладевать уже более сложными сведениями — сведениями о процессах и явлениях, а также о своих возможностях по совершению тех или иных операций. Наши исследования показали, что каждый ребенок пяти лет, если он воспитывался правильно, совершенно трезво и объективно оценивает свои способности : это я смогу сделать, а это - нет.
Где-то в середине периода любопытства (на четвертом году жизни) исходная форма деятельности - манипулирование предметами - разделяется на три направления. Первое направление разовьется в игру, второе - в экспериментирование, третье - в труд.
Вначале (в 4 года) это деление выражено слабо; оно заметно только исследователю - теоретику, затем оно становится все более и более четким.
5-7 лет Период любознательности
Экспериментирование – самостоятельная деят-ть
После 5 лет - при условии правильного воспитания - ребенок вступает в следующий период - период любознательности.
Экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты. Она еще очень похожа на игру, но все же теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование в привычном для нас смысле слова.
Знакомство дошкольников с физическими явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. У дошкольников совершенно иные источники получения информации: нет возможности и умений самостоятельной работы с литературой, не до конца понимают связь между деятельностью и её результатом, в силу возраста не могут видеть закономерности в наблюдаемых явлениях. Приобретение знаний базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов.
Вывод Из сказанного следует, что конечный результат во многом определяется качеством постановки работы во всех возрастных группах. Если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментаторской деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в 7 лет не умеет ни играть, ни экспериментировать, ни трудиться. Он умеет только манипулировать предметами: вытаскивает из ящиков все игрушки, раскладывает ровным слоем по квартире - и больше ничего.
Вот почему рассмотрение динамики становления навыков детского экспериментирования в данном пособии начинается с первого года жизни.
4). Структура детского исследования (экспериментирования)
Этапность ИД Содержание этапов
1). Постановка исследовательской задачи
(вопроса, проблемы
- Почему дует ветер, почему осенью бывает листопад, как получается радуга, какие есть средства передвижения, почему птицы улетают, почему лампочка светит.
Задача должна быть понятой детям, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну.
2). Выдвижение
гипотез
Дети вместе с воспитателем выдвигают идеи, предположения, вместе обсуждают, как проверить это явление. Педагог стимулирует детей к высказыванию, оказывает помощь в выборе способов действий.
Создавать ситуации партнерского общения взрослого и ребенка, проявляющих живой интерес к познаваемому объекту. В своей речи воспитатель использует выражения: «Подумаем вместе», «Посмотрите на наших гостей», «Найдите, чем похожи и отличаются?», «У меня есть такое предположение о причинах изменения деревьев…», «Думаю так, как ты», «Я с тобой согласна» или «Я думаю иначе, меня волнует такая мысль» и т. д.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Воспитатель побуждает самостоятельно находить соответствующие предположения. Он дает возможность каждому высказаться, не оценивает ответы, а комментирует разные варианты их ответов.
Таким образом, педагог непосредственно участвует в эксперименте, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
3). Проверка гипотезы опытным путем - выполнение эксперимента Опытная проверка идей. Воспитатель демонстрирует опыт, затем предоставляет детям возможность поэкспериментировать самим. Обязательным условием экспериментирования является практическое участие каждого ребенка в работе.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
4). Наблюдение результатов эксперимента, фиксирование результатов
Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками (в младшем и среднем возрасте с помощью воспитателя, в старшем - самостоятельно). Для получения более объективных результатов, проверку следует осуществлять не на одном объекте, а на группе объектов (явлений).
5). Формулировка выводов
Воспитатель напоминает детям, какие предположения были выдвинуты и какие из них подтвердились, а какие – нет. Дети с помощью воспитателя или самостоятельно делают вывод (речевое участие ребенка в подведении итога работы).
6). Позиция
воспитателя Взрослый – равноправный партнер
При организации ОИД с детьми отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнерства, соучастия в деятельности.
7).Методические приемы
- введение сказочного персонажа
- игровая проблемная ситуация
- эврестическая беседа
- художественное слово
- обследование объекта
Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, т. е. тип деятельности, в которой эти знания приобретаются!
Познавательная деятельность – это не только процесс усвоения знаний, а, главным образом, поиск знаний, приобретение знаний, самостоятельно и под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Проведение исследования не должно быть жёстко привязано к рамкам одного отдельного занятия. Гораздо полезнее осуществлять его в свободное время и с небольшими подгруппами детей, в виде исследовательского проекта.
5). Н. А. Короткова. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Н. А. Короткова «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Короткова считает, что наиболее важными задачами познавательного развития ребенка является не только обогащение его представлений об окружающем мире, но и развитие познавательной инициативы, любознательности, поддержка исследовательской активности.
Ребенок должен уметь устанавливать
- родо-видовые связи, т. е. классифицировать объекты по определенному признаку;
- причинно-следственные связи
- пространственные отношения
- временные отношения.
Для усвоения этих понятий Короткова предлагает 4 вида исследования:
Тип исследования Развивающая задача
Опыты
(эксперименты) Освоение причинно-следственных связей и отношений
(связь и зависимость в неживой и живой природе)
Ребенок может поэкспериментировать со свойствами вещества, механизмами, приборами, инструментами
Коллекционирование (классификация) Освоение родо-видовых отношений
(представления о видовом разнообразии природы)
Путешествие
по карте Освоение элементарных географических представлений
Путешествие
по «реке времени»
Освоение прошлого (история материальной цивилизации).
В рамках этих типов исследования можно наметить примерный круг тематических содержаний.
Опыты
(эксперименты) Коллекционирование Путешествие по карте Путешествие
по реке времени
- состав и свойства почвы
- условия жизни растений
- движение воздуха
- движение воды
- превращение вещества
- свет и цвет в природе
- времена года
- мир растений
- мир животных
- виды минералов
- виды местности
- виды профессий
- виды спорта
- виды транспорта
- поверхность земли
- океаны и их обитатели
- Северные земли и их обитатели
- части света (Африка, Австралия, Антарктида, Азия, Европа, наша страна Россия)
- история моей семьи
- настоящее и прошлое человечества
- история жилища
- история транспорта
- история письменности
- история коммуникации (почта)
- история профессий
Содержание занятий исследовательского занятия.
Опыты Коллекционирование Путешествие
по карте Путешествие
по реке времени
1) Воспитатель привлекает
внимание детей интригующим материалом или демонстрацией необычного опыта;
2) Затем детям
предоставляется возможность свободно поэкспериментировать самим;
3) Обсуждение с детьми
полученных результатов.
Результатом опыта будет формулирование каких-либо причинно-следственных связей (если, то) Материал: необходимо использовать материал, который легко поддается группировке, сортировке по видам в рамках одного родового понятия (транспорт – виды транспорта, растения – виды растений, животные – виды животных).
Это может быть реальный материал (образцы камней, минералов) или карточки-картинки.
1). Воспитатель вместе с детьми обсуждает материал (картинки, ищет черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения основания для группировки объектов.
2). Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице.
Таблица – лист ватмана с обозначением имени сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения вписываются, вставляются нужные объекты.
виды транспорта
- воздушны - водный
- сухопутный
мир растений
- деревья – кусты – травы
мир животных
- звери (хищные, травоядные)
- рыбы - птицы
профессии
- работа с техникой
– с живой природой
– с людьми
Материал: глобус, большая физическая карта полушарий, которые служат метафорой целостного пространства мира, его наглядно-графическими заместителями.
1) Начиная воображаемое
путешествие, воспитатель и дети выбирают пункт назначения (в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, выбирают для этого путешествия подходящий транспорт, намечают маршрут на глобусе, на карте прокладывают его цветным маркером, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.
Это хороший повод для того, чтобы освоить стороны света, сравнить растительный и животный мир разных континентов, узнать, как живут там люди, чем занимаются.
Постепенно в ходе таких занятий карта полушарий оживает, заполняется линиями пройденных маршрутов. Материал: большая бумажная полоска, в которой опредмечивается «река времени».
На ней обозначается несколько условных остановок «древность», «старина», «наше время». Каждая остановка иллюстрируется соответствующей картинкой (кочевники у костра, жители средневекового города, обитатели современного города).
1). Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в прошлое по реке времени, задавшись вопросом «Что мы там увидели?»
2). Начать можно с самого доступного обсуждения – в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали раньше?
3). Из множества вырезок дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих остановках.
4). В следующих путешествиях можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности.
5). Постепенно остановки на «реке времени» должны обживаться – заполняться соответствующим материалом.
6). Там, где это возможно, следует подкрепить рассказ воспитателя не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, пробовать в действии.
Таблицы должны быть достаточно велики по размеру, как бы открыты для дополнения. На занятии эти таблица заполняются лишь частично. Оставшиеся в ней «пустоты» дети могут заполнить в дальнейшем, найдя подходящие иллюстрации дома.
Эта «продолженная» жизнь таблицы поддерживает интерес детей к теме и служит поводом для дальнейшего обсуждения с детьми в свободной форме. Таким образом, свободной деятельности детей придается исследовательский импульс.