Екатерина Копнина
Педагогический проект «Животный мир ХМАО-Югры»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, отлича-ющиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Публикация «Педагогический проект „Животный мир ХМАО-Югры“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Реальность современности подтверждает, что природа остается важнейшим условием и источником жизнедеятельности. Однако уровень отношений общества с природой приближает человечество к необратимым последствиям, которые несут угрозу человеку и нашему общему дому - Земле. Чтобы сохранить нашу планету, взрослые должны с раннего возраста воспитать у детей чувство восхищения красотой природы, сострадание и желание ее сберечь.
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма.
Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занимать педагоги и родители. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.
Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря притягательности процесса познания. Мы должны не только обучать дошкольников, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, вовлекать в поисковую, краеведческую деятельность по ознакомлению с родным краем. Формирование представлений о родном крае предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.
Актуальность темы.
Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Академик К. Е. Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». В этом заключается актуальность темы детского экспериментирования.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Именно поэтому экологическое воспитание, в основе которого лежит оказание помощи ребенку в осознании себя как части природы, пробуждении у него стремления к пониманию, преобразованию, сохранению окружающей природы в дошкольном образовательном учреждении наиболее актуальны.
Работа по экологическому образованию направлена на накопление у детей знаний в процессе общения с природой в непринужденной атмосфере творчества, игре, радостных открытиях, способствующих ознакомлению детей с животным миром, со взаимосвязями в природе, формированию представлений об экологически сообразном поведении в природе.
Таким образом, актуальность обусловлена выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника при ознакомлении детей с животным миром.
Новизна данного проекта заключается в реализации задач воспитания гуманного взаимодействия с природой на примере гармоничного существования человека в природе, местной Югорской культуры, развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.
Проблема.
Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что их знания не всегда бывают конкретны, зачастую они носят общий или неопределенный характер: дети недостаточно понимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а так же о приспособлении животных к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных.
В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности - и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения с учетом следующих факторов:
• тенденция модернизации дошкольного образования;
• недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей;
• противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников.
Тип проекта : социальный.
Вид проекта : педагогический.
По времени проведения: краткосрочный.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта :
Формирование знаний об объектах живой природы ХМАО-Югры через экспериментальную деятельность дошкольников.
Задачи проекта :
1. Обогащать представления детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ОВЗ о мире природы, способствовать дальнейшему его познанию через исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
2. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
3. Вовлекать родителей в совместную работу по экологическому воспитанию детей.
В основу педагогического проекта положены следующие принципы:
1. Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования.
2. Принцип наглядности предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности.
3. Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносятся с уровнем развития и подготовленности детей.
4. Принцип развивающего обучения. В основе лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.
5. Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением.
6. Принцип стимуляции любознательности ребенка. В работе используются материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
7. Принцип поддержки детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Необходимо стремиться не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, т. е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали свою деятельность, им предлагается (но не настаивается) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Участники проекта :
• воспитатель группы Копнина Е. С. ;
• дети от 3 до 8-ми лет;
• родители воспитанников.
Срок реализации проекта : с 01.09.2020г. по 30.11.2020г.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационный:
• определение темы проекта;
• формулировка цели и задач;
• составление плана реализации проекта.
2 этап. Реализация проекта :
• проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта;
• проведение совместной деятельности с детьми и родителями группы.
3 этап. Заключительный этап:
• составление презентации проекта совместно с детьми и родителями;
• проведение итогового занятия «Животный мир Югры глазами детей»;
• проведение мониторинга знаний и умений детей.
Формы, методы и приемы работы с детьми и родителями:
При ознакомлении детей с животным миром, особое внимание следует уделить использованию разнообразных методов, позволяющих активизировать поиск новой (неизвестной) информации – это: детские проекты, опыты, игровые упражнения, проблемные и познавательные вопросы, разнообразные обследования, использование моделей, образовательных ситуаций, показ, объяснение, наблюдения, сравнения, дидактические и подвижные игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр учебных кинофильмов, беседы познавательного характера и др.
Материально– технические обеспечение:
В группе организован центр краеведения, где располагаются: пособия по патриотическому воспитанию; материалы дидактические, демонстрационные и раздаточные по экологическому воспитанию, сюжетные и предметные картинки, иллюстрации и картины про животных и птиц; диафильмы, методическая литература по патриотическому, экологическому воспитанию и краеведению, детская художественная литература по экологическому воспитанию и краеведческого характера, медиатека - как источники необходимой информации; магнитофон и др.
Мониторинг уровня знаний и умений детей
При организации детского экспериментирования перед воспитателями встают проблемы мониторинга сформированности у детей навыков исследовательской деятельности. При оценке результативности опыта я использую критерии из программы «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе.
Результаты работы над проектом
В результате реализации педагогического проекта «Животный мир ХМАО-Югры»» у дошкольников произошли существенные положительные изменения:
1. Дети стали проявлять познавательную активность.
2. Имеют знания и представления о животных ХМАО.
3. Родители активно участвовали в обогащении знаний детей о животных.
4. У большинства родителей сформировалась активная позиция в воспитании и образовании своих детей.
Результаты мониторинга знаний и умений детей по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Природный мир» на ноябрь 2020 года:
5. Высокий –82%.
6. Средний–18%.
7. Низкий – 0%.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
• продолжать работу с детьми группы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятель-ность;
• усовершенствовать предметно-развивающую среду с учетом требований ФГОС ДО;
• активизировать участие родителей в развитии познавательной активно-сти дошкольников в рамках требований ФГОС ДО;
• транслировать проект на городском методическом объединении воспитателей ДОУ, в сети интернет.