Светлана КУВИЦЫНА
Педагогический проект «Зелёные витамины»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Зелёные витамины» с детьми средней группы «Солнышко»
Авторы проекта : воспитатель группы Кувицына Светлана Вячеславовна.
тема проекта : «Зелёные витамины».
вид проекта : познавательно-исследовательский.
продукт проекта : выращенная пряная трава (укроп, петрушка, кориандр).
участники: дети старшей группы, родители, воспитатель.
длительность проекта : долгосрочный (март, апрель, май, июнь).
Публикация «Педагогический проект „Зелёные витамины“» размещена в разделах
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
интеграция с другими видами образовательной деятельности: «познание», «здоровье», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».
Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».
Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.
Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети среднего и старшего дошкольного возраста внедостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весеннее - летний период, выращивая различные культуры из семян и луковиц на огороде и в помещении детского сада, используя для этого огород на окне.
Цель проекта : создание условий для познавательного развития детей и ознакомления с миром пряных трав через проектно - исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• обогащение знаний детей о пряных травах, как о полезном продукте, который человек употребляет в пищу в сыром и сушеном виде.
• способствование развитию у детей конкретных представлений о продукции труда человека.
• Усвоение знаний о последовательности посадки укропа, петрушки и кориандра в домашних условиях.
Развивающие:
• развитие познавательных интересов (умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы) .
• развитие умения понятно для окружающих выражать свои мысли и делать выводы.
• обогащение и активизация словаря детей: пряность, сорт.
• развитие элементарных учебных умений: слушать других, действовать по образцу, условию.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к разнообразию окружающему нас миру природы.
• воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
• воспитывать уважение к труду человека.
Предварительная работа:
• беседы с детьми о сезонных изменениях в природе.
• беседы о полезных продуктах для здоровья человека.
• разговоры с детьми о сельскохозяйственном труде.
Работа с родителями:
• привлечение к подбору информации о пряных травах, подбору рецептов салатов, в которых используется пряная зелень.
Ход ПРОЕКТА
Подготовительный этап.
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, на площадке детского сада.
- Взаимодействие с родителями: привлечение к сбору информации (картинки, рисунки, рецепты) .
-Поиск информации: сеть интернет, энциклопедия «обо всем на свете», чтение стихов о пряной зелени, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
-Беседа «Прянные травы»
II. Проблемно-деятельный этап
Содержание и формы работы:
1. Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах деятельности.
-Беседы: «Овощи и фрукты», «Полезные продукты», «Огород на окошке».
-Рассказ воспитателя: «Витамины и минералы», «Пряные травы».
- Рассматривание семян (укропа, петрушки)
-Рассматривание: иллюстрации с изображением укропа, петрушки и зеленого лука.
-Образовательная ситуация: посадка зелени.
-Образовательная ситуация: эксперименты: «запах и вкус зелени», «Почва», «Вода и растения», «Человек и растения», «Влияние солнца».
-Образовательная ситуация: ежедневный уход и полив зелени.
- Самостоятельная деятельность детей: рисование листьев петрушки, укропа, кориандра.
- Заполнение календаря всходов и роста растений на протяжении проекта.
- Дидактические игры: «Вырасти растение», «Найди отличия»
III. Заключительный этап
1. Подведение итогов реализации проекта. (Дети, воспитатели, родители)
2. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку», коллективная работа «Лучок на грядке». (Дети, воспитатели)
3. Сбор урожая, употребление зелени в пищу во время обеда.
План реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (март)
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне».
2) Основной (апрель, май)
12. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3. Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (май)
1. Анализ полученных результатов.
2. Оформление выставки рисунков детей «От семечка к ростку»
3. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
4. Презентация проекта «Огород на окне».
Результат: Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка.
У детей появился интерес к растениям. Они могут различать некоторые виды пряных растений, узнали много интересного из жизни растений, могут исследовать опытным путем условия, необходимые для их роста.
Приобщили детей к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развили такие качества, как ответственность, обязательность, целеустремленность за выполнение поручения и достижение результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) обогатились положительными эмоциями от полученных результатов и общения с природой.
Итог:
-у детей расширился кругозор об овощах и посадки семян
-дети запомнили способы посадки и ухода за семенами
-у детей повысился познавательный интерес
-у детей сформировалась любознательность, коммуникативные навыки, трудовые навыки
-у детей расширился словарный запас (семена, укроп, укроп, рыхление, полив).
Список литературы:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
5. Интернет ресурс
Приложение
Прежде чем придет весна, заготовим семена.
«Что посеешь, то пожнешь!» и конечно соберешь.
Проявить должны заботу, видно по труду работу.
И тогда наш огород расцветет и оживет!
И поднимется петрушка для укропа она подружка.
Все растет все тянется, солнцу улыбается. и все дружно говорят:
мы растем здесь для ребят. за усердие и труд урожай весь соберут.
Беседа «Прянные травы»
Создание проблемной ситуации. Педагог предлагает детям поговорить о полезных продуктах, которые употребляют в пищу. Вместе с детьми приходит к выводу, что полезных продуктов много, но самые полезные – это овощи и фрукты, так как в них содержится самое большое количество витаминов.
Воспитатель рассматривает с детьми картинки овощей, загадывает про них загадки, включая следующие:
- Он растет у нас на грядке,
Этот зонтик посевной.
Он в салат идет в доставке,
И в соленья, он такой.
(если дети затрудняются)
- Зонтики-головки, кружевные пальчики,
По всей грядке ловко разбежались мальчики.
- Вы куда бежите, стоп.
Я хочу сорвать …. УКРОП.
Только снег сойдет весной, ты нам киваешь головой.
Первой зелени подружка- Раскудрявая… ПЕТРУШКА.
Сочная и длинная зелень витаминная
Она тебе шепнет на ушко:-Я не клоун, я… ПЕТРУШКА.
Воспитатель просит детей ответить на вопрос: петрушка и укроп это овощ или фрукт? Дети отвечают, что укроп и петрушка-это зелень, что растет она на огороде. Воспитатель спрашивает: а вы знаете, как растет эта зелень? (нет, подводит детей к тому, что можно узнать, как растут петрушка и укроп – надо посадить.
Обсуждение: что понадобится для посадки (тяпка, земля подготовленная для посадки на огороде, семена укропа и петрушки, лейка с водой.)
План экспериментальной деятельности.
Земля
Название мероприятия: Узнаем, какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: черного цвета, сыпется.
Материал, оборудование: земля в контейнерах.
Вода
Название мероприятия: Вода и растения.
Цель: Выявить, насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Земля, песок,вода,семена.
Цель: Определить где лучше растут семена.
Материал, оборудование: контейнера с землей, контейнер с песком, стаканчик с водой.
Человек
Название мероприятия: Человек и растения.
Цель: Выявить, насколько растения нуждаются в уходе человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).